РАЗРАБОТКА МОТИВАЦИОННЫХ СХЕМ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗРАБОТКА МОТИВАЦИОННЫХ СХЕМ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Воробьев А.Л. 1, Феськова А.А. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Повышение качества образования является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего. Высшие учебные заведения должны постоянно совершенствовать свою образовательную систему для обеспечения должного результата обучения. Проблема повышения качества может быть решена с помощью необходимой степени мотивации студентов.

Актуальность темы разработки мотивационных схем диктуется нам тем фактом, что именно при такой организации системы мотивации возможно стабильное повышения качества обучения. Целью является определение ценности мотивации в процессе повышения качества обучения и предложение мотивационных схем для управления качеством обучения и его улучшения.

Во-первых, мотивация является социальным методом улучшения качества образования. Во-вторых, существует несколько видов мотивации, которые определяются разными методами воздействия на студента и разным результатом. Например, есть материальная и нематериальная мотивация.

Самым мощным видом мотивации считается внутренняя мотивация, так как, если человек мотивирован внутренне, то внешние факторы не заставят его оставить дело или прекратить его. В случае же преобладания внешней мотивации человек не будет воспринимать деятельность как личную необходимость, и его активность будет основана на внешних источниках и потребует больших энергозатрат. Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе высокого уровня ее формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности [2].

Очень важным пунктом для достижения постоянных результатов при мотивации является первый принцип Деминга: «постоянство цели». Поставьте перед собой цель и будьте неизменно твердыми и постоянными в достижении поставленной цели непрерывного улучшения продукции и услуг, распределяя ресурсы таким образом, чтобы обеспечивались долговременные цели и потребности, а не только сиюминутная прибыльность, для достижения конкурентоспособности, сохранения предприятия и обеспечения людей работой. Для людей, имеющих хорошо определённую и важную для них цель не бывает внутренних барьеров при её достижении, и они хорошо справляются с внешними, преодолевая их различными способами.

Мотивационные схемы внедряются уже сейчас повсеместно на предприятиях для того, чтобы обеспечить достаточное стимулирование персонала не только за счёт заработной платы, но и других значимых факторов. Например, таких как квалификация персонала, открытие новых возможностей и продвижение по карьерной лестнице.

Эффективность внедрения мотивационной схемы не сводится к простой мотивации. Она также зависит от способностей работников и понимания задач, стоящих перед ними. Для того, чтобы повысить уровень эффективности должны присутствовать и быть сбалансированными все три фактора - мотивация, способности и ясность задачи. Обеспечение мотивации не будет иметь никакого смысла, если персонал не обладает необходимыми навыками или не понимает, что именно от него требуется. Так же важна степень влияния, которое может оказать на эффективность работы любая схема. Это будет зависеть как от возможностей повышения эффективности в рамках компании, так и от возможностей работников повлиять на подобное повышение.

Рассматривая систему высшего образования и возможность повышения качества обучения путем введения мотивационных схем, можно отметить некоторую особенность, свойственную для данной области. По сравнению с мотивацией в компании, где сотрудники работают долгое время, в ВУЗе необходимо будет развить должную мотивацию за достаточно короткое время. Поэтому для достижения лучших результатов необходимо создавать мотивационные схемы с двумя и более показателями. В ранних работах авторов уже были продемонстрированы способы повышения качества обучения с помощью нематериальной [1] и материальной мотивации [3].

Для примера приведём мотивационную схему, где способности студента могут оцениваться по двум показателям: среднеарифметическому числу его оценок за некоторый период обучения и активности участия в различных олимпиадах, научных конференциях и форумах. Для стимулирования деятельности студентов необходимо дать им понять то, что за особо хорошую работу и активную студенческую жизнь им положено поощрение. Для многих студентов особым показателем признания его заслуг является хорошие отзывы о них от знающих и уважаемых преподавателей. Это так называемая социально-психологическая стимуляция студента. Поощрение может быть материальным или нематериальным. В данном случае под материальной мотивацией подразумеваются именные выплаты в виде стипендии либо же повышение академической стипендии в соответствии с достигнутыми заслугами. Стипендия должна быть именно именная, чтобы студент понимал, что его заслуги заметили, что поощряют его деятельность, и будут поддерживать его в новых начинаниях. Тогда обучающийся будет чувствовать себя увереннее и начнет покорять новые вершины. Под нематериальной (моральной и социальной) мотивацией подразумевается, как вариант, размещение фотографии студента на Доске Почёта ВУЗа (или в онлайн-версии Доски Почёта). Таким образом, не только преподаватели будут знать о хороших результатах учебной деятельности студента, но и другие учащиеся увидят, что этот студент действительно работает над своими знаниями и достоин быть на почётном месте. В этом случае область воздействия увеличивается, так как повышение мотивации будет замечено не только у студента, чью фотографию разместили на Доске Почёта, но и у студентов, которые увидели этот результат его трудов. И для этих студентов целью станет не только желание тоже оказаться на почётном месте, но и достаточно упорно учиться, чтобы заслужить это место.

Но, как и в случае с материальной мотивацией, здесь большую важность несёт принцип постоянства целей. Студент ни в коем случае не должен довольствоваться достигнутым, он должен укоренить свой успех и свои знания путем дальнейшей упорной работы и изучения тех предметов и тем, в которых он заинтересован внутренне.

Таким образом, разработка мотивационных схем позволяет обеспечить всестороннюю поддержку студента в его начинаниях и стимулировать научную и учебную деятельность. Из этого следует то, что возможно повысить качество обучения с помощью разработки мотивационных схем.

Список литературы:

  1. Воробьёв, А. Л., Феськова А. А. К вопросу о повышении мотивации студентов к обучению / А. Л. Воробьёв, А. А. Феськова // Материалы Международной научно - технической конференции – ISBN 978-5903513-96-3.-Брянск: НДМ, 2014. – с. 416-421.

  2. Ярулина Л.Р., Развитие учебной мотивации студентов/ Л.Р. Ярулина // Социс. – 2007. – №4. – с. 30–32.

  3. Феськова А. А. О проблеме повышения мотивации студентов к обучению / А. А. Феськова // Международный научно-исследовательский журнал. № 4 (23), часть 3. – ISSN 2303-9868. – Екатеринбург, 2014. – с. 111-113.

Просмотров работы: 1603