АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Третьяк Л.Н. 1, Косых Д.А. 1, Рудь Н.А. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях хозяйствования почти все внешние и некоторые российские потребители требуют от российских компаний сертификаты на системы качества по ГОСТ ISO 9001-2011. В России не так уж много сертифицированных предприятий - около 2%. Для сравнения в странах ЕС - порядка 70%, даже в Китае - почти 40%! Тем, не менее, в последнее время наблюдается устойчивая тенденция к росту числа сертифицированных предприятий.

На сегодняшний день стандарты ИСО семейства 9000 являются, не только наиболее проработанным предложением по повышению качества, но и общепризнанным стандартом эффективного управления предприятием.

Соответствие стандарту ГОСТ ISO 9001-2011 означает, что достигнутый на предприятии уровень менеджмента, отвечает базовому набору требований, отражающих международно-признанные способы ведения бизнеса.

С точки зрения стандартов ИСО 9000 постоянное совершенствование системы управления организацией - основа достижения заданного качества продукции. Поэтому, в рамках обеспечения функционирования систем менеджмента качества (СМК) в адекватной информационной поддержке в первую очередь нуждаются задачи обеспечения функционирования СМК:

- идентификация процессов, необходимых для обеспечения менеджмента качества;

- определение последовательности и взаимодействия этих процессов;

- определение критериев и методов, требуемых для обеспечения результативности работы и управления этими процессами;

- обеспечение доступности информации, необходимой для выполнения и мониторинга этих процессов;

- проведение анализа процессов и проведение мероприятий необходимых для достижения запланированных результатов и непрерывного улучшения;

- выпуск и обновление системы документов-регламентов, регулирующих функционирование СМК и деятельность предприятия в целом.

Наличие системы управления на основе технологий бизнес-инжиниринга дает предприятию следующие преимущества:

- возможность точной идентификации и объективной оценки уровня качества системы управления предприятием путем введения специальных регистров-классификаторов, объединенных в информационные модели, аналогично тому, как наличие регистров бухгалтерского учета позволяет отслеживать и оценивать его финансовое состояние;

- полученные модели позволяют создавать и поддерживать в рабочем состоянии документированные регламенты, оговаривающие порядок распределения функций и реализации процессов предприятия (документированные процедуры, предписанные стандартами ИСО 9000);

- данные технологии позволяют быстро отслеживать изменения в организации и регламентах деятельности предприятия, обеспечивая протекание его развития в контролируемых условиях.

Большинство систем управления, внедряемых на наших предприятиях, автоматизируют управление ресурсами, прежде всего финансовыми или материальными.

Применение технологий бизнес-инжиниринга позволит представить деятельность предприятия в виде модели взаимосвязанных процессов: бизнес-процессов, ориентированных на удовлетворение потребностей клиентов; процессов, обеспечивающих эту деятельность и процессов управления. Также становится возможным зафиксировать уровень зрелости всех процессов, разработать план их совершенствования процессов, определить критерии и методы мониторинга и анализа. Кроме того, бизнес-модель можно применять и для проектирования изменений в системе деятельности - например, по результатам выявления несоответствий в работе или при проведении внутренних аудитов.

Концепция информационной поддержки менеджмента качества в бизнес-инжиниринге исходит из того, что модель управления, заложенная в стандарты ISO 9000, может быть реализована различными программными средствами Корпоративной Информационной Системы.

Таким образом, информационно-технологическая среда поддержки системы менеджмента качества может опираться на существующие на предприятии программные средства. Они могут быть настроены на отражение процессов жизненного цикла продукции и других процессов, влияющих на качество, т. е. могут дополнительно фиксировать результаты операций по сбору, регистрации и обработке данных. В базах данных этих программ отражается ход процессов жизненного цикла продукции и других процессов, влияющих на качество операций по сбору, регистрации и обработке данных (т.е. записи и отчеты о качестве). Актуальной задачей на сегодняшний день является обеспечение системного управления всем объемом этих разнородных данных, которые порождаются, хранятся и используются в различных программных средствах предприятия.

Главные задачи, которые нуждаются в информационной поддержке при постановке и регулярном функционировании СМК это задачи «организации деятельности», поддержки «системного и процессного подходов», как методов управления предприятием - управления построенного на принципах менеджмента качества.

Сейчас практически вся компьютерная индустрия ориентирована на поддержку систем управления ресурсами предприятия, вершиной развития которых стали мощные системы класса ERP (Enterprise Resource Planning).

Однако, как отмечают сегодня многие специалисты: «ERP системы способны значительно снизить затраты, сократить сроки оплаты счетов и ускорение возврата от инвестиций. Но они достигли своих пределов в том, что касается обеспечения конкурентных преимуществ. Автоматизировать работу компании с помощью системы ERP можно, но оптимизировать - нет. Несмотря на многие сильные стороны, система ERP не в состоянии подготовить компанию к работе в быстро меняющихся условиях». Поэтому получили свое развитие системы организационного управления (СОУ) класса EDS (Enterprise Development Solution), поддерживающих решения в области бизнес-развития предприятий.

Для регуляризации деятельности предприятий необходимы не только методики и процедуры, но и специальные программные средства Orgware (организационные продукты) - средства поддержки «организационного управления» или организации деятельности.

Стало очевидным, что при изменениях бизнеса прежде чем планировать ресурсы, необходимо точно спланированы новые стратегии и новую организацию деятельности. И эти задачи были призваны решать программные системы класса EDS, которые в отличие от традиционных ERP-продуктов помогают находить ответы на вопросы «как?», а не «сколько?» и, тем самым, существенно расширяют управленческие возможности предприятия.

Наряду с моделями ресурсного управления, такими как MRPI, MRPII, ERP, CRM, SCM на первый план при создании информационных систем управления предприятиями теперь выходят организационные модели и технологии такие, как Project Management, Workflow, Personnel Information System, а также Корпоративные Информационные Порталы (КИП) включающиев себя несколько подсистем:

- управление проектами (Project Management System) - подсистема поддерживает создание, изменение, запуск и выполнение проектов компании с возможностью автоматического расчета и оптимизации сроков выполнения и финансовых затрат по проекту. Текущие задачи выполняемого проекта автоматически поступают в персональные органайзеры исполнителей. Подсистема контроля позволяет оценивать и корректировать ход выполнения проектов;

- управление процессами (Business Process Management) - подсистема поддерживает запуск и выполнение бизнес-процессов. Текущие задачи передаются в соответствии с логикой процесса в персональные органайзеры исполнителей. Подсистема мониторинга позволяет накапливать статистику по ходу выполнения процессов. Подсистема контроля дает возможность управлять выполнением процесса.

- управление персональными задачами (Personal Information System) - подсистема, поддерживающая исполнение персоналом поступивших задач, создание собственных задач руководителей, создание задач подчиненных. Подсистема контроля позволяет оценивать загрузку и эффективность работы подчиненных сотрудников.

Новейшие системы моделирования - это уже не просто графические конструкторы для рисования диаграмм, а средства создания «базы знаний» по организации деятельности компании, имеющие специализированные интерфейсы для корректировки модели и ее визуализации, которые должны удовлетворять следующим требованиям:

- «системность описания», т.е. сочетание методов структурного, функционального и процессного моделирования бизнеса;

- высокая скорость моделирования, которая не должна ограничивать своевременность внесения необходимых изменений в бизнес-систему;

- открытость для описания новых знаний о моделируемой бизнес-системе;

- генерация документов в общепринятых (мировых и национальных) текстовых и графических форматах;

- выразительность и наглядность результатов (обеспечение взаимопонимания при командной работе).

Основу EDS образуют специальные инструменты бизнес-инжиниринга - системы бизнес-моделирования или Orgware, которые дают целостное и точное представление об организации деятельности, позволяют проанализировать взаимосвязи и узкие места. С их помощью можно сделать бизнес-процессы компании стандартными и управляемыми, что в конечном итоге повышает ее конкурентоспособность.

Программный продукт Orgware ОРГ-Мастер, создавая полную бизнес-модель компании, фактически, формирует базу знаний о ее целях, структурах, ресурсах, процессах и других объектах управления. Наличие полной процессной бизнес-модели позволяет оперативно и наглядно получать информацию «как организована деятельность компании» и помогает быстро и точно принимать управленческие решения по ее изменению, создавая и корректируя необходимые регламенты.

БИГ-Мастер EDS®, как стандартная EDS-система, предназначенная для решения этих задач, интегрируют четыре основных программных модуля:

- систему бизнес-моделирования нового поколения (ОРГ-Мастер® Профи);

- систему организационных коммуникаций - корпоративный информационный портал (е-Мастер®);

- система планирования деятельности во времени и контроля исполнения работ (Тайм-Мастер®);

- система управления данными о персонале (АиТ: Управление персоналом®).

Существует более 20 технологий проектирования организационно-технических систем и несколько сотен специальных инструментов, предназначенных для автоматизации этого процесса (прежде всего, ARIS Tool Set).

Существуют также средства моделирования, входящие в состав комплексных систем управления предприятиями (SAP/R3, BAAN, Oracle Application и др.).

В мире известно более 400 программных систем, поддерживающих методологию IDEF. Тем не менее, в России из западных систем распространен BPwin (Allfusion Process Modeler фирмы Computer Associates), распространяемый фирмой ИНТЕРФЕЙС. Из российских систем также заслуживает упоминания бесплатно распространяемый IDEF0Doctor (http://www.or-rsv.narod.ru/Idef0_Doctor/index.htm) и Business Studio (http://www.businessstudio.ru/) совместный продукт Компания «БАЙТ» и консалтинговой фирмы «Современные технологии управления», а также белорусский продукт IDEF0EMTool фирмы Ориентсофт.

Методологию ARIS поддерживают следующие программные продукты: 

- ARIS Toolset - профессиональное инструментальное средство для разработки и реинжиниринга бизнес-процессов;

- ARIS Easy Design - инструментальное средство для начинающих, предназначенное для разработки и реинжиниринга бизнес-процессов;

- монопольный продукт немецкой фирмы IDS Scheer AG, представленной в России своей дочерней компанией IDS Scheer Россия.

Методологию UML поддерживает популярное средство визуального моделирования объектно-ориентированных информационных систем компании Rational Software Corp -  Rational Rose распространяемый в России фирмой ИНТЕРФЕЙС. Благодаря уникальному языку моделирования RationalRose способен решать практически любые задачи в проектировании информационных систем: от анализа бизнес процессов до код-генерации на определенном языке программирования.  

СуществуеттакжеRational Rose Modeler. Данная версия позволяет аналитикам и проектировщикам проводить анализ бизнес-процессов и выстраивать систему.

МетодологиюCasewiseFramework поддерживает система CorporateModeler фирмы Casewise. В России поддерживается компанией «ФОРС - Центр разработки».

CasewiseFramework предоставляет всеобъемлющую структуру, с помощью которой можно отобразить архитектуру организации. Для каждой ячейки собрана подробная информация, описывающая диаграммы ячейки, методы сбора данных, ее взаимосвязи с другими ячейками структуры («framework»). Использование данной методологии представляется особенно удобным в таких сложных проектах, как:

- оптимизация бизнес процессов;

- реорганизация бизнеса;

- внедрение EAI / Workflow;

- внедрение ERP&CRM-систем;

- внедрение систем менеджмента качества;

- проектирование, разработка и внедрение системы сбалансированных показателей.

Существуют также и специализированные программы, ориентированные на решение задач отдельных элементов систем качества:

- статистических методов (ПП НТЦ «Приоритет» - Россия);

- управления документацией СМК (ИСОратник - Украина) и т. д.

В таблице 1 представлены функциональные возможности основных программных продуктов, используемых для информационного обеспечения СМК, по таким параметрам как:

- поддерживаемая нотация;

- стоимость;

- страна производитель;

- внедрение стандартов в систему;

- формирование требований к процессу;

- создание отчетов;

- создание организационной структуры;


Таблица 1 -Сравнительный анализ функциональных возможностей программ для бизнес-моделирования

Инструмент

 

 

 

Компания,

страна производитель,

город

Ввод / создание шаблонов

Внедрение стандартов в систему

Формирование требований к процессу / продукту / системе

Создание документов / отчетов

Создание организационной структуры предприятия

Встроенные методы и средства управления качеством

Ввод контрольных данных

Поддерживаемые нотации

Простота использования, балл (5)

Стоимость 1 лицензии, у.е.

AllFusionProcessModeler 7 (bpwin)

CA technologies, Айленд, США

-

-

-

+

-

-

+

IDEF0

DFD

IDEF3

4

1455 $

Ramus

RamusSoftGroup, Украина, Донецк- Киев

+

-

-

+

-

-

-

IDEF0

DFD

4

450 $

Business

Studio

ГК «СТУ», Россия, Самара

+

+

+

+

+

+

+

IDEF0

BasicFlowchart

Процедура(CFF)

BPMN 2.0

EPC

2

2000 $

CasewiseCorporateModelerSuite

Casewise, Англия, Уотворд

-

-

-

-

+

-

-

Независима от нотаций

3

2490 $

Бизнес-

инженер

БИТЕК, Россия, Москва

+

-

+

+

+

+

+

БИТЕК(процесс)

IDEF0

Dataflowdiagram (Гейна-Сарсона)

Dataflowdiagram (Йордона-ДеМарко)

IDEF3

ORACLE

BAAN diagram

Swimmer lanes

Processvariant matrix diagram

3

16000 - 54000 Р

Fox Manager

Fox Manager, Украина, Киев

+

+

+

+

+

-

+

Собственная методология

2

500 $

ARIS Express

Software AG, Германия, Дармштадт

-

-

-

+

-

-

-

ARIS

5

free


- встроенные методы и средства управления качеством;

- простота использования.

Из таблицы 1 видно, что наиболее оптимальным программным продуктом по соотношению «цена-функциональность» является программа «Business Studio» (ГК «СТУ», Россия, г. Самара), а также программа «Бизнес-инженер» («Битек», Россия, г. Москва), т. к. эти программные продукты выполняют наибольшее количество функций, поддерживают большинство нотаций, и не слишком сложны в использовании - 2 и 3 балла соответственно.

Наименьшее количество функций поддерживают программные продукты «AllFusionProcessModeler», «Ramus», «ARISExpress». Однако основное их достоинство в том, что они просты в освоении и использовании (4, 5 баллов).

Имея огромное количество программных продуктов очень сложно выбрать то или иное программное обеспечение. Однако решить эту проблему можно, применив матрицу БКГ (Бостонской Консультационной Группы) - рисунок 1.

 Рисунок 1 - Модель БКГ для программного обеспечения в области СМК

 

Для того что бы отдать предпочтение тому или иному программному продукту для бизнес-моделирования необходимо определиться с областью использования продукта, и с этой точки зрения проводить выбор.

Подход к проведению изменений бизнес-системы может характеризоваться двумя критериями:

- степенью комплексности при решении задач. По этому критерию возможен разброс от полностью независимых решений до глубоко взаимосвязанных комплексных решений;

- масштабом решения задач - от локального решения до решения в масштабе всего предприятия.

Анализ функциональных возможностей программных продуктов и деятельности консалтинговых компаний по их использованию позволил нам распределить программы по квадрантам матрицы БКГ (диаметр программного продукта на рисунке 1 показывает частоту его использования).

Решение, попадающее в область 1, может проводиться с использованием подручных средств - приложений MS-Office или простых программ -типа Visio.

Эффект от использования более развитых инструментов бизнес-моделирования увеличивается для решений в областях 2 и 3, и максимально проявляется в случае применения для решений из области 4. Например, программа «BusinessStudio» находится на пересечении всех четырех квадрантов, поэтому она является более универсальной, предназначена для решения многих функциональных задач. Программа «ОРГ-Мастер» находится на «вершине», что характеризует ее как наиболее сложную, решающую большой спектр поставленных задач и т.д.

Таким образом,видимое преимущество в применении специализированного программного оборудования заключается, прежде всего, в экономическом эффекте, повышении управляемости организации, более совершенном контроле над процессами, упрощении и автоматизации документооборота. Однако, выбор конкретного ПО остается за компанией, исходя из вида оказываемых ею услуг.

Список использованных источников

1. О культуре консалтинга в области СМК, Дмитрий Тимохин. Журнал "Стандарты и качество" № 7 за 2008 г. - Режим доступа: http://bigc.ru (дата обращения 10.01.2015).

2. Системы менеджмента качества:цели, проблемы, компьютеризация, проект внедрения. Интервьюдля WEB-сайта UnitedDevelopmentClub (UDC). - Режим доступа: http://bigc.ru (дата обращения 12.01.2015).

3. Проблемы внедрения стандартов ИСО семейства 9000 на российских предприятиях,Денис Дьяконов. Консалтинговая компания «Дьяконов и партнеры».- Режим доступа: http://bigc.ru (дата обращения 13.01.2015).

4. Современное информационное обеспечение Систем Менеджмента Качества (ISO 9001:2000). - Режим доступа: http://bigc.ru (дата обращения 14.01.2015).

5. Системы класса EDS- решения для лидеров. Циклы ресурсного и организационного менеджмента.- Режим доступа: http://bigc.ru (дата обращения 16.01.2015).

Просмотров работы: 5525