В данной статье рассматривается потребительское качество автомобиля. Ведь в современном мире автомобиль является неотъемлемой частью повседневной жизни человека. Личное транспортное средство давно перестало быть роскошью, и сегодня 90% семей нашей страны имеют хотя бы один автомобиль. Выбор автомобиля зависит только от возможностей и предпочтений его владельца – кому-то нравится чувствовать свое превосходство над другими водителями на дороге, а кто-то совершенно не обращает внимания на то, на чем ездят другие и радуется, что его автомобиль отлично выполняет все возложенные на него функции, и совершенно неважно, насколько престижной является его марка.
Потребительское качество — это восприятие качества со стороны потребителя, т. е. набор качественных характеристик, которые способен понять и принять потребитель. Качество для автовладельца можно определить, как комплекс потребительских свойств характеризующих способностью удовлетворять требования владельца автомобиля (водителя, пассажира), не связанные непосредственно с эффективностью выполнения транспортного процесса [1]. В этом случае автомобиль рассматривается не как транспортное средство, а как личная собственность владельца, часть его образа жизни. Перечень потребительских свойств автомобиля каждым человеком определяется индивидуально.
К потребительским свойствам можно отнести:
— уровень комфорта при использовании — сложное свойство, определяемое удобством посадки, входа-выхода, наличием систем регулирования температуры (отопитель, кондиционер, климат-контроль), качеством аудиосистемы, наличием сервоприводов (электроподъемники стекол, дистанционное закрывание дверей и т. п.), качеством материалов обивки салона и т. д.;
— приспособленность к перевозке громоздких или длинномерных вещей (например, лыж);
— наличие устройств связи с внешним миром (встроенный телефон, телевизор, навигационная система);
— привлекательность внешнего вида автомобиля;
— престижность и соответствие моде и др.
Для оценки качества используется научная дисциплина, объединяющая методы комплексной количественной оценки качества, называемая квалиметрией [2]. Под количественной оценкой в квалиметрии понимается некоторая функция отношения показателя качества оцениваемого объекта к показателю качества объекта, принятого за эталон. В квалиметрии применяются современные математические методы из теории вероятности и статистики, линейного, нелинейного и динамического программирования, теории массового обслуживания, теории игр, теории оптимального управления и теории случайных процессов. Разрабатывая вопросы измерения качества продукции в различных отраслях опираются на следующие принципиальные правила:
1. Подход к качеству как единому динамическому сочетанию отдельных свойств, каждое из которых в силу своего характера и взаимосвязей с другими свойствами (с учетом их весомости и важности) оказывает влияние на формирование иерархической структуры качества продукции.
2. Теоретическое признание практической возможности (если не в настоящее время, то в будущем) измерения в количественной форме как любых отдельных свойств, так и их сочетаний, в том числе комплексного или интегрального качества.
3. Признание практической необходимости методов количественной оценки качества продукции для решения задач его планирования и контроля на различных уровнях управления народным хозяйством.
Первая посылка появляется из требований системного подхода к оценке и измерению качества продукции в совокупности ее потребительских и стоимостных свойств.
Практический опыт по планированию, оценке и аттестации качества продукции показывает, что использование случайных показателей, взятых в простом механическом
перечислении, еще не решает поставленной задачи. Случайные перечни показателей не дают возможности сделать объективные выводы о качестве изделия, так как при этом не учитываются их единство, взаимное влияние и значение.
Отсутствие единой научно обоснованной методологии измерения свойств качества существенно затрудняет, а в ряде случаев не позволяет совсем решать задачи планирования и управления качеством продукции. В тех случаях, когда имеется хорошо отработанный инструментарий количественного измерения свойств качества, планирование качества и его оценка приобретают конкретный характер и становятся неотъемлемым элементом хозяйственной практики.
Жизненность второй посылки подтверждается все большим распространением приемов и методов количественной оценки качества продукции и накапливаемым в этой области опытом в самых различных отраслях народного хозяйства. Например, методы количественной оценки используются в системе государственной аттестации качества продукции как отраслей машиностроения, так и легкой и пищевой промышленности.
Что касается третьей посылки, то следует отметить, что идея о целесообразности количественной оценки качества продукции в последнее время завоевывает все большее число сторонников...
В квалиметрии качество рассматривается как некоторая иерархическая структурная схема (дерево) свойств. Качество как некоторое наиболее обобщенное, комплексное свойство объекта рассматривается на самом низком, нулевом уровне иерархической совокупности свойств, а составляющие его менее обобщенные свойства – на более высоких уровнях иерархии.
Возникает так называемое иерархическое дерево свойств, число уровней рассмотрения которого может неограниченно возрастать. В общем случае разработка иерархической структуры свойств осуществляется до такого уровня, на котором находятся не разлагаемые на какие-либо другие, менее общие свойства
Качество автомобилей предлагается рассматривать с помощью универсальной модели качества, а именно с помощью иерархической структурной схемы (дерево) свойств потребительского качества автомобилей, представленной на рисунке 1.
0 ярус |
1 ярус |
2 ярус |
3 ярус |
4 ярус |
Рисунок 1 – Иерархическая структурная схема (дерево) свойств потребительского качества автомобилей
Список использованных источников
1. Потребительские свойства автомобиля/Официальный сайт ОАО «Зарулем». – Режим доступа: http://www.zr.ru. – 25.12.2014.
2. Азгальдов, Г. Г. Теория и практика оценки качества товаров (основы квалиметрии) / Г. Г. Азгальдов. – М. : Экономика, 1982. – 256 с.
6