АНАЛИЗ СООТВЕТСТВИЯ ЛАБОРАТОРИЙ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛА ОРЕНБУРГСКОГО ЛОКОМОТИВОРЕМОНТНОГО ЗАВОДА НОВЫМ КРИТЕРИЯМ АККРЕДИТАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ СООТВЕТСТВИЯ ЛАБОРАТОРИЙ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛА ОРЕНБУРГСКОГО ЛОКОМОТИВОРЕМОНТНОГО ЗАВОДА НОВЫМ КРИТЕРИЯМ АККРЕДИТАЦИИ

Щукина Ю.А. 1
1ФГБОУ ВПО "Оренбургский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Работа выполнена под руководством доцента кафедры метрологии стандартизации и сертификации Оренбургского государственного университета – профессора РАЕ, д.т.н., доцента Третьяк Л.Н.

Несмотря на то, что аккредитация в области обеспечения единства измерений с первого взгляда кажется не самой заметной сферой деятельности в нашей стране, она занимает одну из ведущих позиций «пирамиды», обеспечивающей вхождение товаров на рынок, взаимное признание результатов, подтверждение соответствия между разными системами технического регулирования. Поэтому как именно система будет развиваться в Российской Федерации – важная тема для обсуждения заинтересованными лицами, а оценка степени соответствия конкретной лаборатории критериям этой системы имеет теоретическое и практическое значение.

Цель данного исследования – оценить степень готовности лабораторий метрологического отдела Оренбургского Локомотиворемонтного завода (МО ОЛРЗ) к аккредитации в новой системе путем систематизации критериев аккредитации на право калибровки по ГОСТ Р МЭК 17025-2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» и по Единым критериям аккредитации. утвержденным Приказом Минэкономразвития России от «30» мая 2014 г. № 326.

Для выполнения поставленной цели на первом этапе нами выполнен анализ документов, составляющих нормативно-законодательную основу процедуры аккредитации, а на втором этапе – проверка соответствия рассматриваемых лабораторий МО ОЛРЗ критериям аккредитации.

В структуру МО ОЛРЗ входит пять лабораторий:

  • химико-технологическая лаборатория,

  • спектрально-механическая лаборатория,

  • промышленная лаборатория,

  • измерительная лаборатория

  • лаборатория КИП и А лаборатория.

Готовность к аккредитации в области обеспечения единства измерений по Единым критериям мы рассмотрели на примере измерительной лаборатории и лаборатории КИП и А.

Система аккредитации, существующая в Российской Федерации до момента принятия ФЗ № 102 «Об обеспечении единства измерений» (26.06.2008 г.), жестко разделяла добровольную и обязательную сферы. В обязательной сфере было задействовано 19 ведомственных систем аккредитации, а в добровольной – более 300.

Среди существенных недостатков такого разделения специалисты выделяют [2]:

- все организации создаются и работают по «собственным» правилам и критериям;

- закрытость процедур аккредитации, их непрозрачность, отсутствие конкретных сроков и привлечение прямых конкурентов;

- в ряде случаев аккредитация переходит де-факто в процедуру назначения без должной оценки компетентности.

Можно выделить три этапа становления в РФ единой системы аккредитации:

1-й этап. В качестве Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего аккредитацию в области обеспечения единства измерения, после выхода ФЗ № 102 «Об обеспечении единства измерений» определена Федеральная служба по аккредитации – Росаккредитация.

2-й этап. Вступление в силу ФЗ № 412-ФЗ от 28.12.2013 г. «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», закрепившего за Федеральной службой по аккредитации полномочия единого национального органа по аккредитации, а также установившего универсальные правила аккредитации в национальной системе, соответствующие международным стандартам.

3-й этап. Приказом Минэкономразвития России от «30» мая 2014 г. № 326 было введено в действие Постановление Правительства Российской Федерации № 602от19 июня 2012 г. «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, аттестации экспертов по аккредитации, а также привлечении и отборе экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации» (далее Единые критерии). Данное Постановление установило единые критерии аккредитации и перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя и аккредитованного лица критериям аккредитации.

Следует также подчеркнуть, что в области аккредитации в Российской Федерации общепризнанны международные требования к системе менеджмента качества, регламентированные ИСО 9001-2011, а также критерии аккредитации испытательных лабораторий, регламентированные в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2009 (введен в действие 1 января 2012 г., взамен ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006).

Для сравнения национальных и международных требований мы систематизировали критерии проведения аккредитации на право калибровки по ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2009 и согласно Единым критериям, введенным приказом Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. № 326.

Это позволило осмыслить, как содержание Единых критериев аккредитации, так и необходимость их введения. Сравнительный анализ показал, что введение Единых критериев не отменяет действие ГОСТ ИСО/МЭК17025-2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», поскольку критерии являются своего рода «дополнением» данного стандарта и направлены на обеспечение выполнимости ФЗ № 102 «Об обеспечении единства измерений».

В ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2009 установлены общие требования к компетентности лабораторий в проведении испытаний и/или калибровки, включая отбор образцов, испытания и калибровку, проводимые по стандартизованным и не стандартизованным методикам и методикам, разработанным лабораторией. ГОСТ ИСО/МЭК17025-2009 содержит требования, как к системе менеджмента, так и к технической компетентности лабораторий. Однако требования носят рамочный, общий характер. Например: в ГОСТ ИСО/МЭК17025-2009 неоднократно по тексту встречаются примечания, которые «не являются требованием, а всего лишь рекомендацией, пояснением». Также в документе подчеркивается, что «… настоящий стандарт распространяется на все лаборатории независимо от численности персонала или видов их деятельности в области испытаний и калибровки…[5]».

Кроме этого новые критерии аккредитации, изложенные в Постановление Правительства РФ № 602от19 июня 2012 г. «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, аттестации экспертов по аккредитации, а также привлечении и отборе экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации», установлены на основании положений международных стандартов в области аккредитации (ИСО 9001:2011, ИСО/МЭК17025-2009, ИСО/МЭК 17011:2004).

Критерии аккредитации, изложенные в Постановлении Правительства РФ № 602, устанавливают совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо, при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации, в связи с проведением аккредитации в национальной системе аккредитации:

а) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия, а именно:

- органов по сертификации (продукции, процессов, услуг, систем менеджмента, персонала);

- испытательных лабораторий (центров) (далее - лаборатории);

- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия в части проведения инспекционной деятельности (далее – органы инспекции);

- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводящих межлабораторные сличительные испытания (далее – провайдеры межлабораторных сличительных испытаний);

б) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений:

- аттестация методик (методов) измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;

- испытания стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа;

- поверка средств измерений;

- обязательная метрологическая экспертиза стандартов, продукции, проектной, конструкторской, технологической документации и других объектов, проводимых в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- калибровка средств измерений [6].

В Постановление Правительства РФ № 602 подчеркивается, что «критерии аккредитации также применяются в случае обращения в Национальный орган по аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия и обеспечению единства измерений в отношении исполнения на добровольной основе требований, исследований, испытаний и измерений, с заявлениями об аккредитации в национальной системе аккредитации».

Нами выполнен анализ соответствия МО ОЛРЗ Единым критериям аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающие услуги по обеспечению единства измерений (калибровки средств измерений). Как известно такую работу необходимо проводить на стадии внутреннего аудита.

На Оренбургском Локомотиворемонтном заводе (ОЛРЗ) внедрена Система менеджмента качества (СМК) IRIS («Международный стандарт железнодорожной промышленности» (International Railway Industry Standard)). Данная программа СМК разработана в соответствии с ИСО 9000-2011, с целью помощи предприятиям железнодорожной отрасли разработать и внедрить эффективную систему менеджмента качества, позволяющую любому поставщику железнодорожных компонентов обеспечивать глобально признанные уровни качества для железнодорожных узлов и деталей [7].

Согласно ФЗ № 102 «Об обеспечении единства измерений» калибровка средств измерений является добровольной процедурой. Для своих «внутризаводских» потребностей у ОЛРЗ отсутствует необходимость аккредитации этих лабораторий на право проведения калибровки, однако лаборатория КИП и А также проводит ремонт и калибровку измерительных приборов, устанавливаемых на локомотивы после их ремонта. Этот факт предопределяет необходимость обеспечения надлежащего качества проводимых измерений и соблюдения метрологической надежности средств измерений, поскольку метрологическое обеспечение проводимых измерений напрямую связано с безопасностью перевозок железнодорожным транспортом. Поэтому заказчик, заинтересован в подтверждении компетентности лабораторий, а руководство лабораторий заинтересовано в демонстрации этой компетентности.

Измерительная лаборатория и лаборатория КИП и А были первично аккредитованы в 2004 году, затем – повторно в 2009 году. В 2014 году необходимо было продлить действие аттестата об аккредитации, однако в связи с вступлением в силу с 1 июля 2014 года ФЗ № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», руководство ОЛРЗ приняло решение не проводить процедуру, так как потребовалась актуализация существующего пакета документов согласно новым требованиям и приведение в соответствие с новыми требованиями ресурсов лабораторий.

Изучение критериев позволило нам условно выделить основные ресурсы, на которых руководство лабораторий, претендующих на право калибровки, должны сделать акцент:

- руководство по качеству;

- персонал;

-эталонная база.

Первым пунктом Новых критериев аккредитации указано наличие системы менеджмента качества, а также соблюдение требований, установленных в руководстве по качеству. Руководство по качеству является основополагающим документом (совокупностью документов) и должно содержать требования системы менеджмента качества.

Руководство по качеству представляет собой перечень документов (правила, приказы, распоряжения, журналы), которые необходимо предоставить при проведении процедуры аккредитации, а также руководствоваться ими в процессе деятельности лаборатории.

Поскольку ранее, в лабораториях руководство по качеству разрабатывалось по ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», то возникла необходимость в переработке этого документа согласно требованиям Единых критериев.

Также необходимо назначение должностного лица (менеджера по качеству), обеспечивающего разработку пакета документов к проведению аккредитации, и способствующего постоянному функционированию системы качества в метрологическом отделе.

Требования к персоналу в Единых критериях выражены конкретно и предполагают наличие:

- высшего образования и (или) дополнительного профессионального образования по профилю, соответствующему области аккредитации;

- опыта работы по обеспечению единства измерений в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, не менее трех лет;

Однако в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 (как и в версии 2009 года) отсутствуют конкретные требования об уровне подготовки специалистов: не оговорено наличие высшего, специального профессионального образования.

В Метрологическом отделе ОЛРЗ работает квалифицированный штат персонала с большим стажем работы, обученный на курсах ГОУ ДПО «Академия стандартизации, метрологии и сертификации» по специализации «Поверка и калибровка средств измерений». Однако большинство сотрудников не имеет специального профессионального образования. До принятия Постановления Правительства РФ № 602 наличие специального профессионального образования при подтверждении компетентности не регламентировалось.

На этапе внутреннего аудита было установлено, что оснащенность средствами измерений, эталонами, вспомогательным и испытательным оборудованием соответствует области заявленной аккредитации. Однако согласно новым критериям необходимо провести первичную аттестацию эталонов. Поскольку на практике проводиться метрологическое обслуживание эталонов (поверка), то требуется документальное подтверждение их метрологических характеристик во Всероссийском научно-исследовательском институте метрологической службы.

Таким образом, при подготовке лабораторий к аккредитации в первую очередь необходимо проведение следующих мероприятий:

- переработка руководства по качеству;

- аттестация эталонов;

- обучение или замена персонала лабораторий.

Сложнее всего выполнить третий пункт мероприятий – обеспечить требуемый уровень профессиональной готовности персонала. Это на, наш взгляд, самый болезненный и «тяжелый» момент в проведении подготовительных мероприятий.

Однако в Единых критериях заложен разумный компромисс: согласно требованиям этого документа (п. 44): «… Допускается привлечение к выполнению работ (оказанию услуг) по обеспечению единства измерений лиц, не отвечающих требованиям настоящего пункта критериев аккредитации, при условии выполнения ими работ (оказания услуг) по обеспечению единства измерений под контролем лиц, отвечающих требованиям настоящего пункта критериев аккредитации» [4].

Кроме этого, Единые критерии (п. 45) допускают «Наличие у работников, непосредственно участвующих в выполнении работ (оказания услуг) по обеспечению единства измерений, навыков и компетентности в части выполнения работ (оказания услуг)….» [4].

Из выше изложенного следует, что введением штатной единицы менеджера по качеству с высшим образованием по данному профилю, можно решить одновременно две проблемы:

- обеспечить кадровый ресурс и тем самым выполнить требования п. 49.9 [4] (согласно руководству по качеству необходимо наличие менеджера по качеству);

- «приобрести» наставника для исполнителей работ и тем самым выполнить требования Единых критериев.

Таким образом, аккредитацию лабораторий МО ОЛРЗ можно рассматривать как один из факторов, способствующих повышению конкурентоспособности предприятия в оказании услуг по калибровке измерительных приборов, оснащаемых локомотивы.

В новых условиях единой системы аккредитации МО ОЛРЗ располагает ресурсами, позволяющими при грамотных действиях руководства метрологического отдела и сотрудников отдела качества безболезненно адаптировать лаборатории под новые требования и провести очередную аккредитацию лабораторий на право калибровки средств измерений.

Список использованных источников

1. Российская Федерация. Законы. Об обеспечении единства измерений: федер. закон : [принят Гос. Думой 18 июня 2008г.: одобр. Советом Федерации 26 июня 2008г.] М. / RG.RU «Российская газета» – федеральный выпуск № 46972. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2008/07/02/izmereniya-dok.html (дата обращения: 10.12.2014).

2. Создание единой национальной системы аккредитации РФ. – Режим доступа: http://metrob.ru/HTML/Stati/zakonodatelctvo/akkreditacia.html (дата обращения 15.12.2014).

3. Российская Федерация. Законы. Об аккредитации в национальной системе аккредитации: федер. закон: [принят Гос. Думой 23 декабря 2013 г.: одобр. Советом Федерации 25 декабря 2013 г.] М. / RG.RU «Российская газета» – федеральный выпуск № 6272. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/12/31/akkreditacia-dok.html (дата обращения: 10.11.2014).

4. Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, аттестации экспертов по аккредитации, а также привлечении и отборе экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 602 // Гарант, М., 2012. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.html (дата обращения: 08.12.2014).

5. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2009 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий. – Введ. 1 января 2012 г. М.: Стандартинформ, 2010 / ГОСТы, СНиПы, СанПиНы и др. Образовательный ресурс. – Режим доступа http://www.gostedu.ru/50848.html (дата обращения 08.12.2014 г).

6. ИСО 9001-2011 Системы менеджмента качества. Требования. – Введ. 1 января 2013г. М.: Стандартинформ, 2012 /Standart GOST.ru. Открытая база ГОСТов. – Режим доступа: http://standartgost.ru/g/ISO_9001-2011 (дата обращения 18.12.2014).

7. Сертификация систем менеджмента качества в железнодорожной промышленности IRIS (International Railway Industry Standard). – Режим доступа: http://cert-iso9001.ru /index.php/iso-cert/iris (дата обращения 18.12.2014).

Просмотров работы: 4535