ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ.

Гришина Л.А. 1, Усачёва И.Н. 1
1Елецкий государственный университет им.И.А.Бунина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Отечественная общеобразовательная школа призвана формировать современного человека, гражданина новой России, способного успешно решать разнообразные проблемы, включая экологические, как в привычных условиях, так и в нестандартных ситуациях. Глобальный экологический кризис, характеризующийся напряженными взаимоотношениями между человеком и природой, усиливает внимание российской общественности на достижении высоких результатов в данном взаимодействии. Выход из сложившейся ситуации – в экологическом воспитании, в формировании у школьников убеждения в биологической и духовной связи человека и природы. [7]

Проблема экологического воспитания по-прежнему очень актуальна. Анализируя современную окружающую действительность, следует отметить, что главным в обучении младших школьников является воспитание гармонично и многосторонне развитой личности, которая понимает ценность природных богатств. Особую важность играет направленность на постижение школьником окружающего мира для осмысления невосполнимости природных ресурсов, необратимости последствий небрежного отношения к окружающей среде.

Существует немало литературы для познания экологии. Однако очень важно объяснить ребёнку «взрослые» проблемы на доступном для него языке. Таким универсальным, на наш взгляд, языком являются сказки, где персонажи не нарушают экологических законов. Младший школьный возраст относится к категории раннего детства (0-8 лет), для которого познание окружающего происходит через сказку, именно поэтому так важен выбор материала для изучения.

Мир русской народной сказки своеобразен и загадочен. В нем можно повстречать не только людей, но и разнообразных зверей. Хотя сказки кажутся развлечением, у них есть воспитательный смысл. Дети с большим удовольствием и трепетом окунаются в волшебный мир сказок, где всегда побеждает добро. Однако из любой сказки нужно вынести урок для себя. На примере героев сказок это объясняется легко, в доступной форме.

Сказки помогут детям усвоить некоторые экологические понятия, соотнести поступки героев с собственными поступками, больше узнать о взаимозависимости компонентов природы, сформировать бережное отношение к ней.

Педагогом д/о г.Ельца МБОУДОД СЮТ №2 Гришиной Н.М. была выбрана тема внеклассной беседы для учащихся 2 класса (7-8 лет): «Живая и мёртвая вода в русских народных сказках». В ходе мероприятия поднимается проблема сохранности водных ресурсов и их ценности. Воспитывая бережное отношение к воде и её источникам, учитель использует уже сформированные знания учеников. Проанализировав русские народные сказки, такие как: «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Иван и чудо - юдо», «Иван - мужицкий сын», «Марья Моревна», «Царевич Иван - Горох», «Иван - царевич и Серый волк», «Медное, серебряное и золотое царство» берётся во внимание экологическая тематика.

Русские народные сказки знакомы детям, они используются как пример и база для получения нового знания. Детям легко ориентироваться в новой теме, уже зная некоторые сведения, тем более что сказка – это язык детства.

Так, на примере русской сказки « О молодильных яблоках и живой воде» учитель акцентирует внимание детей на особых, живительных свойствах воды. Вот как об этом говорится в сказке: «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына… Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко - помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу - будет видеть. И отправились сыновья добывать живую воду…». [4]

Педагог задаёт следующие вопросы: Как вы думаете, встречается ли живая вода в природе? Если да, то где? Может она течёт из под крана? На данном этапе учащиеся сталкиваются с новой для себя задачей. Они заинтригованы и готовы к открытию нового знания.

В основе раскрытия новых понятий лежат видео фрагменты научно-популярного фильма «Живая вода. Колыбель жизни», а также презентация, в которой наглядно зафиксированы новые понятия, такие как: агрегатное состояние, родник, структура воды и т.д. Так, процесс беседы разворачивается в воспитательном ключе, причём учитель не назидает и не поучает, а лишь заинтересовывает. Дети сами с удовольствием анализируют действительность, приобретая новые знания и подкрепляя их уже имеющимся опытом.

«Наш рассказ, наше рассуждение всегда есть какая-то цепь событий, суждений и т.д. И ребенок в состоянии понять только тогда, когда он в силах проследить всю эту цепь целиком, с начала до конца. Чем моложе ребенок, чем меньше он развит, тем труднее ему это». [3]

Конечно, в ходе беседы учитель должен обратить внимание детей на новые понятия, провести работу по их закреплению, помочь детям вывести экологические законы. Например, как герой сказки относится к живой воде? Какую ценность она для него имеет? А почему человеку вода важна? Составляется памятка. Так каждый сформулированный пункт наглядно записывается. Например: « к воде относиться бережно, экономно». Данная форма работы, по нашему мнению, даёт большой положительный результат, так как дети не только усваивают нормы экологически правильного поведения в природе, разумного природользования устно, но и знаково - символически. При желании можно будет обратиться к такой памятке и освежить знания. Педагог с уверенностью может сказать: «Нормы экологического поведения детьми усвоены».

Таким образом, на примере воспитательной беседы на экологическую тему: «Живая и мёртвая вода в русских народных сказках» можно отметить взаимосвязь реальных явлений природы и волшебства сказочного мира. На основе сказки дети сами получают новое знание об окружающей действительности. Так создаётся тенденция связи содержания обучения с жизнью, личным опытом ребёнка, с его представлением об окружающем мире, рождается самостоятельность размышлений.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аникин В.П. Русская народная сказка. – М.: «Художественная литература», 1984.

  2. Аникин В.П. Русская народная сказка. Пособие для учителя. – М.,1977.

  3. Блонский, П.П. Развитие мышления школьника [Текст] / П.П.Блонский. – М.: Учпедгиз, 1935. – 57 с

  4. Круглов Ю.Г. Русские народные сказки: Кн. для самост. чтения. 4- 6 кл.- М.:Просвещение, 1983.

  5. Сборник сказок « Любимые сказки».- ЗАО « Славянский дом книги»,

Москва 2002.

  1. Сборник сказок « Русские народные сказки». – ЗАО « Фирма СТД», 1999.

  2. Усачева И.Н. Подготовка будущего учителя начальных классов к формированию у школьников представлений о рациональном природопользовании: дис… кан. пед. наук : защищена 14.11.07 : утв. 30.05.08 / Усачева Ирина Николаевна. – Елец, 2007. – 184 с.

Просмотров работы: 3801