ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Насретдинова З.И. 1, Головнева Н.А. 1
1СФ ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Время предъявляет школе новые требования. Учебные предметы должны решать современные задачи образования: сохранение здоровья детей, развитие их способностей, что должно обеспечить адаптацию в постоянно меняющихся условиях, успех в жизни.

В настоящее время основное обучение школьников происходит на уроке. К отличительным признакам урока относят работу с постоянной группой учащихся (классом) по твердому расписанию, в строго ограниченное время, при обязательной работе учащихся под руководством учителя. В уроке современной школы взаимодействуют все основные элементы учебно-воспитательного процесса: его цели, содержание, средства, методы и формы организации обучения. Творческий подход к уроку предполагает хорошее знание его нормативных начал, использование разнообразных технологий.

Любая технология, будь она производственной, сельскохозяйственной или педагогической, характеризуется совокупностью (сочетанием, соединением) каких-либо компонентов; логикой, последовательностью компонентов; методами, приемами, действиями. Поиск новых методов и форм организации обучения породили новый термин в методике обучения – «современный урок», который противопоставляется традиционному уроку. Актуальность работы состоит в том, что в настоящее время происходит переход на новые технологии обучения в связи с изменениями условий существования и развития общества, которые требуют новых подходов к образованию.

Цель – изучить принципы и особенности организации программированного обучения в начальной школе.

Объект – процесс обучения в начальной школе.

Предмет – технология программированного обучения.

Гипотеза: развитие познавательной деятельности младших школьников будет эффективнее, если использовать технологии программированного обучение в начальной школе.

Задачи исследования:

– изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

– раскрыть сущность и принципы программированного обучения;

– изучить опыт работы учителей начальных классов по организациипрограммированного обучения.

Термин «технология обучения» означает способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей [Баранов, 2001, с.68].

Понятие «технология обучения» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. Однако для традиционного процесса обучения существовали и существуют традиционные технологии обучения, которыми преподаватель пользуется в учебном процессе, не употребляя самого термина. В Толковом словаре В. Даля мы можем найти следующее определение: «Технология – наука техники. Техника – искусство, знание, умения, приемы работы и приложение их к делу» [Кайнова, 2005, с.124].

Программированное обучениевозникло в XX веке в результате стремительного развития техники и средств массовой информации. Оно было результатом усилий педагогов, направленных на индивидуализацию и автоматизацию процесса обучения. В 60-е гг. программированное обучение сталоразрабатываться советскими педагогами и психологами. Основанием идеи этого послужили теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) и теория алгоритмизации обучения (Л.Н. Ланда).

Программированное обучение – это индивидуальное и самостоятельное обучение по заранее разработанной обучающей программе спомощью специальных средств обучения (программированного учебника, особых обучающих машин, компьютеров и т. д.), обеспечивающее каждому обучаемому возможность осуществления процесса обучения в соответствии с индивидуальными особенностями [Беспалько, 2000, с.146].

Данный вид обучения характеризуется пятью признаками:

- наличие измеримой (диагностируемой) цели учебной работы и алгоритма реализации этой цели;

- расчлененность учебного материала на шаги;

- завершение каждого шага самопроверкой и по необходимости соответствующим корректирующим воздействием;

- использование автоматического или полуавтоматического устройства.

- индивидуализация обучения [Там же, с.150].

Особая роль в программированном обучении принадлежит созданию программированных пособий. Если в традиционныхпособиях программируется только учебный материал, то в программированных пособиях, кроме учетного материала,программируется усвоение материала и контроль результатов усвоения. Программированное обучениеобязательно предполагает наличие обратной связи; внутренней (к обучаемому) и внешней (к обучающему) [Петров, 2001, с.98].

Основой программированного обучения является обучающая программа.Это пособие, созданное на основе перечисленных выше пяти признаков (принципов). Обучающая программа выполняет ряд функций преподавателя:

- служит источником информации;

- организует учебный процесс;

- контролирует степень усвоения материала;

- регулирует темп изучения предмета;

- дает необходимые разъяснения;

- предупреждает ошибки [Гальперин, 2003, с.160].

В зависимости от способа представления информации, характера работы над ней и контроля усвоения знаний различают обучающие программы: линейные; разветвленные; адаптивные; комбинированные.

Линейные программы представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием. После изучения учебной программы обучаемому дается контрольное задание, которое он должен выполнить и дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных. В случае правильного ответа обучаемый получает новую учебную информации, а если ответ неправильный – предложение вновь изучить первоначальную информацию. И так до тех пор, пока не будет дан правильный ответ.

Разветвленная программа отличается от линейной тем, что обучаемому, в случае неправильного ответа, может представиться дополнительная учебная информация, которая позволит ему выполнить контрольное задание, дать правильный ответ и получить новый блок учебной информации.

Адаптивная программа представляет обучаемому возможность самостоятельно выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения и обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и. т.д.

Комбинированная программа включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования.

Б. Скинер сформулировал следующие принципы программированного обучения:

1) подача информации небольшими порциями;

2) установка проверочного задания для контроля усвоения каждой порции информации;

3) предъявление ответа для самоконтроля;

4) дать указания в зависимости от правильности ответа [Там же с.135 ].

К программированным пособиям относятся программированные учебники, программированные сборники упражнений и задач, контрольные задания тестового типа, программированные дополнения к обычному учебнику. К техническим средствам программированного обучения относятся обучающие машины для подачи учебной информации, машины-репетиторы, машины-контролеры [Сластенин, 2002, с.163].

Программированное обучение в конце 60-х – начале 70-х гг. получило новое развитие в работах Л.Н. Ланды, который предложил алгоритмизировать этот процесс. Алгоритм есть правило (обратное утверждение неправомерно), предписывающее последовательность элементарных действий (операций), которые в силу их простоты однозначно понимаются, исполняются всеми; это система указаний (предписаний) об этих действиях, о том, какие из них и как надо производить. Алгоритмический процесс – это система действий (операций) с объектом, он есть не что иное, как последовательное и упорядоченное выделение в том или ином объекте определенных его элементов. Одним из преимуществ алгоритмизации обучения является возможность формализации и модельного представления этого процесса.

Преимущества управления, программирования в образовательном процессе наиболее полно и теоретически обоснованно представлены в обучении, основанном на психологической теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина. В теории П.Я. Гальперина процесс формирования умственных действий проходит 5 этапов:

1. Предварительное ознакомление с действием, с условиями его выполнения.

2. Формирование действия в материальном виде с развертыванием всех входящих в него операций.

3. Формирование действия во внешней речи.

4. Формирование действия во внутренней речи.

5. Переход действия в глубокие свернутые процессы мышления.

П.Я. Гальперин поставил перед обучением принципиально новые задачи: описать любое формируемое действие совокупностью его свойств, подлежащих формированию; создать условия для формирования этих свойств; разработать систему ориентиров, необходимых и достаточных для управления правильностью формирования действия и избегания ошибок. П.Я. Гальперин разграничил две части осваиваемого предметного действия: его понимание и умение выполнить. Первая часть играет роль ориентировки и названа ориентировочной, вторая – исполнительной. П.Я. Гальперин придавал особое значение ориентировочной части, считая ее и «управляющей инстанцией»; позднее он назовет ее «штурманской картой». В результате проведенных П.Я. Гальпериным и его учениками исследований было установлено, что:

а) вместе с действиями формируются чувственные образы и понятия о предметах этих действий. Формирование действий, образов и понятий составляет разные стороны одного и того же процесса. Более того, схемы действий и схемы предметов могут в значительной мере замещать друг друга в том смысле, что известные свойства предмета начинают обозначать определенные способы действия, а за каждым звеном действия предполагаются определенные свойства его предмета;

б) умственный план составляет только один из идеальных планов. Другим является план восприятия. Возможно, что третьим самостоятельным планом деятельности отдельного человека является план речи. Во всяком случае, умственный план образуется только на основе речевой формы действия;

в) действие переносится в идеальный план или целиком, или только в своей ориентировочной части. В этом последнем случае исполнительная часть действия остается в материальном плане и, меняясь вместе с ориентировочной частью, в конечном счете превращается в двигательный навык;

г) перенос действия в идеальный, в частности умственный, план совершается путем отражения его предметного содержания средствами каждого из этих планов и выражается многократными последовательными изменениями формы действия;

д) перенос действия в умственный план, его интериоризация составляют только одну линию его изменений. Другие, неизбежные и не менее важные линии составляют изменения: полноты звеньев действия, меры их дифференцировки, меры овладения ими, темпа, ритма и силовых показателей. Эти изменения, во-первых, обусловливают смену способов исполнения и форм обратной связи, во-вторых, определяют достигнутые качества действия. Первые из этих изменений ведут к преобразованию идеально выполняемого действия в нечто, открываемое в самонаблюдении как психический процесс; вторые позволяют управлять формированием таких свойств действия, как гибкость, разумность, сознательность, критичность и т.д. [Гальперин, 2003, с.234].

Основной характеристикой выполняемых действий П.Я. Гальперин считал разумность.

Теория поэтапного формирования умственных действий явилась фундаментом разработанного Н.Ф. Талызиной нового направления – программирования учебного процесса. Его цель – определение исходного уровня познавательной деятельности обучающихся, новых формируемых познавательных действий; содержания обучения как системы умственных действий, средств, т.е. действий, направленных на усвоение широкого круга знаний по третьему типу ориентировки (в плане развернутой речи); пяти основных этапов формирования умственных действий, на каждом из которых к действиям предъявляются свои требования; разработка алгоритма (системы предписаний) действий; обратная связь и обеспечение на ее основе регуляции процесса научения. Существенными для реализации направления программирования обучения являются общие характеристики действий: по форме (материальное, внешне речевое, речь «про себя», умственное); по степени обобщенности; по мере развернутости; по мере освоения и тому, дается ли действие в готовом виде или осваивается самостоятельно. В действии выделяются ориентировочные, исполнительные ж контрольные функции.

Согласно Н.Ф. Талызиной, «любое действие человека представляет собой своеобразную микросистему управления, включающую «управляющий орган» (ориентировочная часть действия), исполнительный, «рабочий орган» (исполнительная часть действия), следящий и сравнивающий механизм (контрольная часть действия)» [Талызина, 2003, с.156].

Центральным звеном формирования умственных действий является его ориентировочная основа, характеризуемая полнотой, обобщенностью и степенью самостоятельного освоения действий. Третий тип ориентировочной основы действий (в развернутой речи), отличаясь оптимумом полноты, обобщенности, самостоятельности, обеспечивает наивысшую эффективность формирования умственных действий. Соотнося между собой существующие подходы к обучению, Н.Ф. Талызина отмечает, что по сравнению с бихевиористской теорией программирования теория поэтапного формирования умственных действий «строит наиболее рациональную структуру (систему познавательных действий)»; это подлинное управление развитием человека. В то же время эта теория служит примером последовательного воплощения деятельностного подхода к обучению.

В целом программированное обучение характеризуется совокупностью следующих признаков:

1) наличия поддающейся измерению цели учебной работы и алгоритма этой цели;

2) расчлененности учебной части на шаги, связанные с соответствующими дозами информации, которые обеспечивают выполнение каждого шага;

3) завершения каждого шага самопроверкой, результаты которой дают возможность судить о том, насколько он успешен, и предложения студенту достаточно эффективного средства для этой самопроверки, а если требуется, то и соответствующего корректирующего воздействия;

4) использования автоматического, полуавтоматического устройства;

5) индивидуализации обучения (в достаточных и доступных пределах).

Программирование обучение имеет ряд достоинств:

– мелкие дозы усваиваются легко, темп усвоения выбирается учеником;

– обеспечивается высокий результат,

– вырабатываются рациональные способы умственных действий;

– воспитывается умение логически мыслить.

Однако оно имеет и ряд недостатков, например:

– не в полной мере способствует развитию самостоятельности в обучении;

– требует больших затрат времени;

– применимо только для алгоритмически разрешимых познавательных задач;

– обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме и не способствует получению новых. При этом чрезмерная алгоритмизация обучения препятствует формированию продуктивной познавательной деятельности [Чошанов, 2004, с.124].

В годы наибольшего увлечения программированным обучением – 60 е гг. ХХ в. – был разработан ряд систем программирования и много различных обучающих машин и устройств. Но одновременно появились и критики программированного обучения. Э. Лабэн так суммировал все возражения против программированного обучения:

– программированное обучение не использует положительных сторон группового обучения;

– оно не способствует развитию инициативы учащихся, поскольку программа как бы все время ведет его за руку;

– с помощью программированного обучения можно обучить лишь простому материалу на уровне зубрежки;

– теория обучения, основанная на подкреплении, хуже, чем основанная на интеллектуальной гимнастике;

– в противоположность утверждениям некоторых американских исследователей;

– программированное обучение не революционно, а консервативно, так как оно книжное и вербальное;

– программированное обучение игнорирует достижения психологии, которая уже более 20 лет изучает структуру деятельности мозга и динамику усвоения;

– программированное обучение не дает возможности получить целостную картину об изучаемом предмете [Там же с.130 ].

Хотя не все эти возражения полностью справедливы, но, несомненно, они имеют под собой определенные основания. Поэтому интерес к программированному обучению в 70-80-е гг. ХХ в. стал падать и его возрождение произошло в последние годы на базе использования новых поколений компьютерной техники.

В ходе исследования мы изучили понятие, сущность, принципы, особенности организации программированного обучения.

Опыт работы учителей показывает, что на всех ступенях обучения программированное обучение без участия преподавателя не приносит хороших результатов. Полноценным «дидактическим средством» оно становится только в руках преподавателя, причем это должен быть преподаватель, хорошо подготовленный к использованию этого метода в различных дидактических ситуациях.

Программированное обучение занимает важное место в системе учебного процесса, так как обеспечивается высокий результат, вырабатываются рациональные способы умственных действий, воспитывается умение логически мыслить.

Список литературы

1. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. – М.: Мысль, 2001. – 232с.

2. Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. – М: Высшая школа, 2000. – 300 с

3. Гальперин П.Я. Программированное обучение и задачи коренного усовершенствования методов обучения // К теории программированного обучения. – М.: Академия, 2003. – 312 c.

4. Кайнова Э.Б. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. – М.: Академия, 2006. – 136 c

5. Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. – М.: Наука, 2001. – 121 c.

6. Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы программирования: Учебник. – М.: Мастерство, 2001. – 432 с.

7. Сластенин В.А. Педагогика – М.: Академия, 2002. – 576с.

8. Подласый И.П. Педагогика – М.: Владос, 2000. – 403 c.

9. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М.: Высшая школа, 2003. – 234с.

10. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. – М.: Народное образование, 2004. – 248 c.

Просмотров работы: 5371