ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Хасанова Д.З. 1, Головнева Е.В. 1
1СФ ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. В массовой школе условия обучения, учебные и трудовые нагрузки в целом рассчитаны на здоровых детей. В связи с этим здоровье – важнейший фактор, определяющий физическую и умственную работоспособность, успеваемость и поведение школьника.

По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия.

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития человека и общества [Чумаков, 2009, с. 15].

Здоровье – это естественное состояние организма, при котором гармонично взаимодействуют все его органы и системы, обеспечивая эффективность приспособительных реакций к изменяющимся условиям внешней среды. Абсолютно здоровым человеком считается тот, у кого не зарегистрированы отрицательные отклонения от возрастно-половых границ нормы. К практически здоровым относят людей, у которых, несмотря на наличие некоторых отклонений, организм хорошо функционирует в данных условиях среды, включая трудовые нагрузки [Мархваидзе, 2013, с. 5].

Приобщение младших школьников к проблеме сохранения своего здоровья – это прежде всего процесс социализации. Ценность, которая признается всеми без исключения – это здоровье человека. Статистика свидетельствует, что состояние здоровья младших школьников с каждым годом ухудшается: хронические заболевания наблюдаются в среднем у 40-45% школьников; почти половина детей приходят в школу со значительными отклонениями в состоянии здоровья; у каждого шестого ребенка отмечается анемичный синдром; до 20% учащихся начальных классов имеют хронические тонзиллиты, на втором месте инфекционные заболевания (грипп), на третьем болезни органов пищеварения. За годы обучения в начальной школе в четыре раза увеличивается количество детей с пониженным зрением, с нарушениями осанки. Эти и другие отрицательные тенденции являются итогом не только тяжелого социального кризиса, но и недостатком в организации школьного обучения.

Здоровье является необходимым условием полноценной жизни человека и в значительной степени определяется личной ответственностью за его благополучие. Осознание значимости собственного здоровья и необходимости соблюдать здоровый образ жизни – основа здоровья любого человека [Шагапова, 2005, с. 101].

Учебные заведения должны стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школы проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.

Здоровый образ жизни можно характеризовать как активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение своего здоровья. Используя гигиенические знания, свою активность, а главное – мотивацию, вполне реально, опираясь на резервные возможности организма, обеспечить выполнение своих жизненных помыслов и осуществить свои профессиональные возможности [Чумаков, 2009, с. 42].

Научить младшего школьника следить за своим здоровьем, сохранить и укрепить его может учитель начальных классов. Он может активно влиять на формирование здорового образа жизни у учащихся непосредственно на всех уроках, так как дети очень сильно привязываются к первой учительнице, стараются делать все то, что она скажет.

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.

Проблема здоровья интересовала многих педагогов. В.А. Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил... не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью. Одним из возможных путей решения проблемы, связанной с ухудшением здоровья младших школьников, является формирование у них знаний о здоровом образе жизни.

Цель исследования: выявить эффективные методы формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников.

Объект исследования: процесс воспитания младших школьников.

Предмет исследования: особенности формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни.

Задачи исследования:

- изучить психологическую и педагогическую литературу по данной проблеме;

- раскрыть основные понятия: «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни»;

- проанализировать особенности процесса формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни.

Гипотеза исследования: формирование здорового образа жизни у младших школьников будет эффективным, если учитель начальных классов будет проводить игры, викторины, конкурсы, классные часы о здоровье, соответствующие возрасту детей младшего школьного возраста.

Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья младших школьников, и вообще населения через изменения стиля жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных условий, связанных с жизненными ситуациями [Чумаков, 2009, с. 29].

Одной из главных задач системы образования должно стать создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у них отношения к здоровью как к главной человеческой ценности. Чтобы младшие школьники решили для себя быть здоровыми, нужно сформировать у них правильные представления о здоровье, здоровом образе жизни. Каждый человек должен ответственно относиться к проблеме здоровья.

Кузнецова Л.В. отмечает, что в нашей стране внедрение ЗОЖ идет медленно, и эффект минимальный. Из объективных причин, по ее мнению, можно выделить слабую экономическую базу развития физкультурно-оздоровительного движения, несовершенство его структуры, отсутствие традиций ЗОЖ, а также недостаточную убежденность, грамотность, нестабильность мотиваций и потребностей в двигательной активности.

За здоровье необходимо бороться каждому из нас. Учителя и родители должны ежедневным примером прививать детям любовь к здоровому образу жизни, беречь и сохранять свое здоровье и здоровье близких и родных. Если каждый будет заниматься сохранением и укреплением здоровья, тогда мы будет по-настоящему здоровы и у нас будет здоровое поколение.

Всегда человек отдавал свое тело в руки врачей, и постепенно перестал отвечать за силы и здоровье своего тела и души. Единственный путь освобождения сознания от иллюзий – это наш собственный опыт. Основными направлениями охраны и укрепления здоровья учащихся являются: формирование ценности здоровья и здорового образа жизни в деятельности образовательного учреждения; нормализация учебной нагрузки; подготовка и повышение квалификации педагогических кадров; разработка и внедрение инновационных программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, их полноценное развитие.

Здоровье – неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно больше подвижность, бодрость, энергию, достичь долголетия. Необходимо с младшего школьного возраста осознать полученную информацию и постараться сделать это постулатом всей жизни [Чумаков, 2009, с. 16].

Таким образом, состояние здоровья детей, существующая система образования и воспитания требует разработки и реализации новых комплексных оздоровительно-профилактических программ, направленных на валеологизацию образовательной среды и формирование целостного адаптационно-реабилитационного пространства на всех этапах образовательного процесса.

Под общим контролем должны быть учебная нагрузка, режим дня, питание, двигательная активность, закаливающие процедуры, нервные нагрузки, психологический климат дома, в школе и в классе, взаимоотношения родителей и детей, учеников и учителей, виды и формы досуга, развлечения и интересы. Неправильно организованный труд школьников может принести вред здоровью [Артюнина, Игнатькова, 2007, с. 5].

Человек, умеющий со школьной поры правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность. Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.

В понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие: отказ от вредных привычек; оптимальный двигательный режим; рациональное питание; закаливание; личная гигиена.

Формировать представления о здоровом образе жизни можно разными способами. В первую очередь педагоги должны заниматься этим в классные часы. Проводить с детьми различные беседы, тесты. Например, приучить детей составлять режим дня и в один из классных часов корректировать их режим дня, чтобы они соответствовали формированию здорового образа жизни.

Самое главное условие здоровой организации режима в семье является забота о гигиене квартиры, дома. Комната ребенка должна часто проветриваться. Родители должны заботиться о свободном времени ребенка, чтобы оно проходило в подвижном состоянии, желательно на свежем воздухе.

Основным условием организации учебного процесса является правильный распорядок школьных занятий, правильная последовательность различных видов деятельности. Следование режиму дня воспитывает у младших школьников бережливое отношение к времени. Выполнение режима дня требует от ребенка не однократного действия, а систематических последовательных усилий, что дает хорошую возможность воспитания самодисциплины.

Из всех факторов, которые оказывают влияние на здоровье человека и от которых зависит работоспособность, наиболее важным является рациональное питание.Рациональное питание – важнейшее условие профилактики различных болезней; физиологически полноценное питание здоровых людей, удовлетворяющее потребности организма, обеспечивающее при этом необходимый уровень обмена веществ и энергии.

Вопросам питания в настоящее время, как фактору, влияющему на здоровье, придается большое значение. Питание необходимо для построения и непрерывного обновления клеток и тканей, поступление энергии, биологически активных веществ. Обмен веществ и энергии, структура и функции всех клеток, тканей, органов и всего организма в целом находятся в прямой зависимости от характера питания. Поэтому педагоги, медицинские работники школ, родители должны понимать важность значения питания для детского организма и уделять ему большое внимание. Белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода – являются основными веществами, необходимыми для жизнедеятельности организма.

Питание необходимо рассматривать как фактор, приводящий к здоровому образу жизни. Наука о питании существует не только для специалистов, но в первую очередь – для всех нас. В каждом доме, семье ей должны следовать постоянно, ибо это один из главных факторов здоровья. Знания о законах питания, режиме труда и отдыха должны приобретаться с детства. Правильное, полноценное и рациональное питание должно быть возведено в ранг культа – фундамент здоровья человека. Поэтому, если мы с детства будем воспитывать и приучать детей, как нужно, когда нужно и сколько раз кушать, работать и отдыхать [Чумаков, 2009, с. 69].

Режим питания включает время и количество приемов пищи, распределение суточного пищевого рациона по энергоценности, качественному составу, наору продуктов и т.д.

Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью. Гигиеническое воспитание, осуществляемое в тесном единстве с другими направлениями воспитания младших школьников, служит решению задачи – гармоническому развитию человеческой личности.

Сон – эффективный способ снятия умственного и физического напряжения. Недаром ослабленный, больной человек или находящийся длительное время в экстремальных ситуациях способен спать длительное время. Это – физиологическая защита организма, которая, обусловлена сложными психофизиологическими процессами. Во время сна происходят изменения всей жизнедеятельности организма, уменьшается расход энергии, восстанавливаются и начинают функционировать системы, которые понесли сверхнагрузку. Сон устраняет утомление и предупреждает истощение нервных клеток. Гигиена сна предусматривает сон в одно и тоже время, с незначительными отклонениями во времени [Чумаков, 2009, с. 51].

Здоровый образ жизни – это первичная профилактика, в основе которой заложены стиль уклад жизни, теоретико-методические знания по оздоровлению человека, его резервные возможности, формы и способы их развития и совершенствования.

На образ жизни учащихся наиболее эффективно может влиять педагогическое воздействие. Таким образом, к функциональным обязанностям учителей еще и входит формирование здорового образа жизни. Педагогическая работа по формированию ЗОЖ является самостоятельная выработка убеждений учащегося на основе полученных знаний и опыта. Благодаря убеждениям создается мотивация ЗОЖ [Шагапова, 2005, с. 109].

Таким образом, состояние здоровья детей, существующая система образования и воспитания требует разработки и реализации новых комплексных оздоровительно-профилактических программ, направленных на укрепление здоровья младших школьников.

Итак, здоровье человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но особое место среди них занимает образ жизни человека.

Здоровый образ жизни можно охарактеризовать как активную деятельность людей, направленную на улучшение и сохранение своего здоровья. Каждый должен заботиться о своем здоровье. Каждый учитель должен быть приверженцем здорового образа жизни, так как педагог, прежде всего, воспитатель и пример для подражания.

Учитель обязан ежедневным примером и обучением прививать младшим школьникам любовь к здоровому образу жизни, беречь здоровье.

Важно еще со школьной скамьи осознать, что здоровье для человека – это главная ценность. Здоровье нужно сохранять, оберегать и улучшать с первых дней жизни. Через понимание собственного «Я», его ценности не только для себя, но и для своих близких, ребенок приходит к пониманию сущности «Мы» не как статистической совокупности, а как динамичной ценностной системы, взаимодействие внутри которой на основе гуманистических принципов способствует наиболее успешному развитию индивида.

Лишь, когда растущий человек для себя поймёт, что сохранение и укрепление здоровья – это личный долг каждого, – тогда мы будем по-настоящему здоровы и будет здоровое поколение.

Список литературы

1. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2008. – 227 с.

2. Баль Л. Приоритет – здоровье // Директор школы. – 2009. – №10. – С. 9294.

3. Белова С. Создание здоровой школы – утопия или реальность? // Народное образование. – 2004. – №6. – С. 229, 147

4. Горбенко П. Валеология и здоровый образ жизни // Учитель. – 2005. – №5. – С. 67.

5. Долгова Н.В. Волшебные правила здоровья // Начальная школа. – 2007. –№3. – С. 2122.

6. Дыхан Л.Б., Кукушин В.С., Трушкин А.Г. Педагогическая валеология: Уч. пособие для студ.пед. вузов / Под ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2005. – 310 с.

7. Мархваидзе Р.И. Практические работы по возрастной анатомии, физиологии и гигиене. – Стерлитамак: СФ БашГУ, 2013. – 6, 64, 108 с.

8. Чумаков Б.Н. Основы здорового образа жизни. Курс лекций. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 15, 29, 69 с.

9. Шагапова Г.Г. Основы медицинских знаний. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. акад., 2005. – 101, 109 с.

10. Шамова Т.И., Шклярова О.А. Здоровьесберегающие основы образовательного процесса в школе // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2008. – №1. – С. 109 – 16.

11. Синягина Н.Ю. Формирование у школьников отношения к здоровью как ценности // Воспитание школьников. – 2009. – №8. – С. 1620.

10

Просмотров работы: 11941