Эффективность формирования экологической ответственности школьника зависит от того, насколько в учебном процессе будут учтены основные звенья преобразования общественных отношений в компоненты внутренней структуры личности: общественные отношения, потребности, интересы, цели, мотивы, установки, ценностные ориентации.
Задача экологического воспитания состоит в том, чтобы наиболее полно преобразовать общественную необходимость охраны природы во внутренние потребности и интересы школьника. При этом педагоги подчеркивают, что осознание школьником общественной необходимости охраны природы может происходить на уровне знаний, чувств, убеждений, действий.
В отечественной педагогике вопрос о поисковом характере деятельности всегда занимал ведущее место. Особенность проектно-исследовательской модели заключается, прежде всего, в организации поисковой познавательной деятельности детей как одного из важных условий формирования их личности. Экскурсионную работу следует рассматривать как эффективную форму организацию поисковой познавательной деятельности, включающую в себя мощный воспитательный компонент.
Экскурсия как форма и метод образовательно-воспитательного процесса позволяет организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных, обычных условиях (природа, исторические места и т.д.) или в музеях, на выставках и др. Экскурсии в процессе организации познавательной деятельности могут быть разного вида, как по тематике, так и по способам организации, но, прежде всего, обуславливаются задачами организации отдыха детей.
Особое место в этом плане занимает природоведческая экскурсия. В первую очередь такие экскурсии обогащают знания детей о природных явлениях, животном и растительном мире, учат бережному отношению к природе, способствуют воспитанию у детей любви к родному краю, наблюдательности, исследовательских навыков.
Основной целью природоведческих экскурсий является формирование у школьников понятия ландшафта как природной системы взаимодействующих компонентов: горных пород, сложенных ими форм, рельефа, подземных и поверхностных вод, атмосферы, климата, растительности, почв, микроорганизмов, животных. В зависимости от места проведения экскурсии можно с большей или меньшей степенью подробности познакомить детей с действующими законодательными актами об охране природы.
Природоведческие экскурсии бывают тематические и обзорные. Тематические — это ботанические, геологические, ландшафтные, почвенные, гидрологические и др. Объектами экскурсий в природу могут быть леса, рощи, степи, озера, пруды, парки, горы, скалы, уникальные деревья, водопада и прочие природные объекты и явления. Наиболее распространены ботанические экскурсии. Такие экскурсии знакомят с растительным миром того или иного края, с типичными или реликтовыми для данной местности растениями. Их задача состоит не только в ознакомлении с растительным миром, но и в необходимости раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности природных процессов и явлений оздоровительного значения.
Обзорные экскурсии проводятся в особо живописные загородные и пригородные районы. Обзорный характер носят также экскурсии в государственные заповедники. При отборе объектов для природоведческой экскурсии учитываются такие качества как: познавательная ценность, типичность или уникальность для природы данной местности, степень взаимодействия, степень расположения: в живописном или удобном месте. Маршрут стоится по тематическому принципу от одного объекта к другому. При возможности следует включить в природоведческие экскурсии осмотр соответствующего раздела краеведческого или специализированного музея, помещение обсерватории, оранжереи, питомника и т.п.
Экскурсионные объекты представляются в их естественной среде, при этом экскурсоводу приходится выявлять причинные связи, закономерности и взаимосвязи природных явлений. Особенность объекта природы состоит в том, что источником информации является те события, с ним связанные, а он сам. Объекты живой и неживой природы находятся в постоянном движении, во взаимосвязи, меняется даже их облик.
Особую роль в природоведческих экскурсиях играет метод наблюдения. Многие школьники не умеют наблюдать природные явления, поэтому, по нашему мнению, в обязанности любого экскурсовода входит обучение детей концентрации внимания на определенных вещах и явлениях. Поскольку не все предметы и явления природы по данной теме педагог может продемонстрировать в натуре, ему необходимо иметь изображения животных, птиц, рыб, чье появление на виду у экскурсоводов всегда проблематично. Можно показать также образцы минералов, пород и др.
Кроме всего прочего, природоведческие экскурсии предусматривают степень активности ее участников, поэтому при подготовке и организации следует особое внимание обратить на снаряжение (одежду, обувь) и инвентарь школьников. При выполнении практических исследований: обмеров, сбора образцов пород, гербариев, зарисовок — педагог должен показать детям правильные приемы работы. В заключительной части природоведческой экскурсии следует на основе полученных школьниками непосредственных впечатлений и знаний, показать роль человека в активном преобразовании природы, сочетающемся с ее охраной.
Таким образом, мы считаем, что, реализуя разнообразные формы деятельности в области экологического воспитания и образования, можно добиться повышения эффективности экологического воспитания младших школьников. Ведь именно при попадании в природную среду при всем её многообразии предметов и явлений, учащиеся учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой. Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы, то есть изучение подлинных объектов и явлений природы, а не рассказов и книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности. Планируемое проведение экскурсий развивает у учащихся навыки изучения своего края.
Список литературы и Интернет - источников:
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М., 1968. – 398 с.
Бруднов, А.К. От внешкольной работы – к дополнительному образовании [текст] / А.К. Бруднов // Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 456 с.
Сочинава, В.А. Экскурсионная работа [текст] / В.А. Сочинава // Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981. – 221 с.
Природоведческие экскурсии как средство формирования экологического воспитания. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.bibliofond.ru
Проведение природоведческой экскурсии "Мир животных глазами человека". - [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://otherreferats.allbest.ru