ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Сарбулатова Л.Ч. 1, Головнева Е.В. 1
1СФ ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Образовательные учреждения разрабатывают различные модели воспитательной системы.

Большинство ученых и педагогов делают упор на воспитание гражданственности в средней школе. Но для того, чтобы гражданское образование в средней школе было эффективным, необходимо подготовить для этого почву в начальной школе путем гражданского воспитания младших школьников. Поэтому тема настоящей работы «Гражданское воспитание младших школьников» является актуальной.

Укрепление социальноэкономической базы, повышение благосостояния населения России, стабильность в политической обстановке, в своих истоках зависят от воспитания нового поколения, гражданственно образованного и гармонично развитого.

Гражданское воспитание младших школьников способствует развитию у ребенка любви к Родине; бережного отношения к окружающему его миру. Эффективность гражданского воспитания младших школьников повысится в условиях усиления гражданской ориентации этой деятельности, определения педагогических условий повышения его эффективности; использование интерактивных форм и методов, направленных на формирование гражданской позиции каждого ученика.

Одной из важнейших проблем современной демократической России стала проблема гражданского воспитания детей и подростков. Сам термин «гражданское воспитание» нуждается в конкретизации. Очевидно, что под «гражданским воспитанием» подразумевается процесс воспитания Гражданина. Вот только какого гражданина? Этот вопрос весьма актуален для многих учителей и родителей. При обсуждении данной проблемы разгоралась полемика о том, кого должна воспитывать школа: гражданина мира или гражданина России. Соглашаясь в принципе с тем, что необходимо воспитывать Гражданина России, многие учителя и родители задаются вопросом: как это сделать в условиях, когда опорочены и приобрели негативный оттенок в общественном мнении такие понятия, как «патриотизм», «демократия», «общественный интерес»; когда утеряно уважение к органам государственной власти. В таких условиях говорить о гражданском воспитании, а главное, заниматься им, дело довольно трудное.

Учителя вместе с общественностью должны искать формы и методы эффективного гражданского воспитания наших детей. Россия сегодня остро нуждается в гражданах, осознающих свою ответственность за судьбу страны. Наша задача, задача родителей, учителей, политиков, общественности заключается в том, чтобы воспитать таких граждан. А для этого нашим детям в первую очередь необходимо прививать любовь к своей Родине, чувство гражданского долга [Никитин, 1995, с.144].

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что под гражданским воспитанием понимается направление воспитательной работы, сутью которой является «создание у школьников опыта социального группового и индивидуального поведения - как опыта совместного анализа, совместного решения групповых и социальных проблем, опыта совместного социального действия, опыта культурной защиты своих групповых и индивидуальных интересов».

Дети с раннего возраста должны освоить ценности общества, в котором живут. Должны знать свои права и уважать права других. Надо не только передавать знания, но и формировать определенное мировоззрение. Это долгосрочный процесс. Поэтому его начинать надо уже с начальной школы и осуществлять на всех этапах обучения.

Специфика гражданского воспитания заключается в том, что оно «приобщает индивида к коллективному целому - народу, национально-государственной общности, локально-региональному сообществу.

Цель и задачи гражданского воспитания определяются исходя из государственного заказа и социального заказа общества на воспитание личности. На разных этапах развития государства и общества, могут определяться существенно отличающиеся друг от друга цели и задачи гражданского воспитания.

На современном этапе, согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, цель гражданского воспитания определяется как воспитание «граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культурам других народов».

Гражданское воспитание в российском образовательном пространстве имеет ряд особенностей:

- характерна специфика понимания гражданственности на духовно-нравственных объединяющих началах, приоритете морали над правом;

- наличие идеи сплоченности народа в интересах достижения государственных целей, основанной на историческом опыте России, страны полиэтничной и многоконфессиональной;

- поликультурный характер образовательной среды [Вяземский, 1997, c.98].

Исходя из цели и особенностей гражданского воспитания в российском образовательном пространстве, а также возрастных особенностей младших школьников, современные исследователи (педагоги и психологи) выделяют следующие основные задачи гражданского воспитания в начальной школе:

- создание условий для становления у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих ценностей;

-создание условий для социализации растущей личности, для вхождения ее в гражданско-правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем;

- формирование первичных ценностных ориентаций;

- формирование гражданственности;

-формирование правовой культуры, гражданских умений и гражданского поведения;

- формирование навыков коллективной деятельности, сотрудничества;

- формирование опыта овладения культурой своего и других народов, с которыми ребенок сталкивается с ранних лет;

- формирование таких понятий, как семья, государство, Родина, малая родина;

- формирование гражданского мировоззрения;

-ознакомление младших школьников с государственными символами России, Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав человека;

- воспитание гражданского отношения к Отечеству, к «другому»;

-воспитание чувств: достоинства, самоуважения, индивидуальности, ответственности, уверенности и защищенности, чувства жизненной цели;

-воспитание чувства принадлежности - к семье, друзьям, школе, коллективу единомышленников, малой родине, России;

-развитие мотивационной сферы младших школьников по ознакомлению и взаимодействию с другими культурами;

-развитие навыка сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

-пробуждение и развитие осознанного чувства интереса и любви к Родине (России, родному краю, природе, народному творчеству, традициям) [Губанова, 2002, c.86].

Данные задачи решаются во всех видах деятельности младших школьников: в ходе уроков, в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только гражданские чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Гражданское воспитание младших школьников в российском образовательном пространстве основывается на принципах: народности, ненасилия, непрерывности преемственности воспитательного процесса, культуросообразности и толерантности.

Принципы гражданского воспитания имеют направленность на:

- обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии;

- гуманное, уважительное отношение к людям различных национальностей и рас, к их историческому наследию, культурам и традициям;

- сочетание в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого;

- формирование у каждого нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов [Гаязов, 1998, с.90].

При решении воспитательных задач необходимо учитывать, как природу самого воспитания, так и различные обстоятельства, и условия, под воздействием которых протекает процесс социализации молодого поколения. Поэтому гражданское воспитание младших школьников осуществляется в соответствии с принципами гражданского воспитания, а также общими принципами педагогического процесса (принципами обучения и принципами воспитания).

Основными результатами гражданского воспитания являются:

- самоидентификация детей с образцами гражданского поведения, гражданского служения Родине;

- социальная активность детей (применение знаний, умений, ценностных ориентаций в социальной практике).

Таким образом, можно сделать следующие выводы. На современном этапе развития российского общества целю гражданского воспитания является воспитание граждан правового демократического общества и государства.

Задачи гражданского воспитания решаются с учетом особенностей российского образовательного пространства через ценности, свойственные российскому менталитету - патриотизм, достоинство.

Гражданское воспитание основывается на общих принципах педагогического процесса и принципах гражданского воспитания, которые вместе составляют взаимосвязанную систему, обеспечивающую эффективное выполнение целей и задач воспитания [Мазыкина, 2002, с.11].

Основным результатом гражданского воспитания является формирование общественно активной личности, наделенной гражданским самосознанием и чувством собственного достоинства, знающей и уважающей права и свободы человека, готовой и умеющей отстаивать и защищать их.

Список литературы

1.Вяземский Е.Е. и др. Историческое образование в современной России. –М.1997.–329с.

2. Гаязов А. С. Общество, государство: воспитание гражданина. – Уфа: БГПИ,1998. –90с.3. Губанова Е.Н., Махина Н.С. Использование на уроках материалов исторического краеведения// Начальная школа. – 2002. - № 6. – С. 84-87.

4. Мазыкина Н. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности / Н. Мазыкина // Воспитание школьников. –2002. - №6. – С. 6-11.

5. Никитин А. Ф. Политика и право. – М.: Просвещение, 1995. 144 с.

7

Просмотров работы: 8612