Экскурсия – такая форма организации учебного процесса, которая объединяет усвоение учебного материала с жизнью и обеспечивает учащимся знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении. Когда в экскурсии принимает участие весь класс, и материал экскурсии связан с программой по учебному предмету (например естествознанию), она включается в систему уроков и является важной частью учебного процесса.
Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем — «вылазка, поездка».
Наблюдения окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный, слуховой, осязательный, обонятельный.
Экскурсия является такой формой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым, развивая познавательную активность младшего школьника.
Таким образом, экскурсия развивает: умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта, видеть существенное, не выделяющееся из окружающего (наблюдательность); сообразительность суждения; инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; а также способствует развитию тонкого и чуткого внимания к объектам природы.
Основная дидактическая цель экскурсий - формирование новых знаний, главным образом, путем непосредственных наблюдений за природными, социальными, производственными объектами и явлениями. На экскурсии дети имеют возможность наблюдать изучаемые объекты под непосредственным руководством учителя.
Экскурсии выполняют те же функции, что и уроки: обучающую, воспитывающую, развивающую.
Различают следующие виды экскурсий:
в природу;
в музей и на выставки;
на производственные предприятия.
Классификация экскурсий способствует выделению основных ее черт, определяющих характер их разработки и проведения, по составу, содержанию, месту, форме.
Экскурсия - это психологически грамотное средство формирования понятий и умственных действий, поскольку она дает благодатную возможность реализовать принцип поэтапности.
Выделяют три этапа в подготовке и проведении экскурсии:
подготовка экскурсии, включающая:
Составляется план, где определяется время и тематика экскурсии.
Изучается учебная и методическая литература по выбранной теме.
Определяются образовательно-развивающие и воспитательные цели, методы обучения, объекты наблюдения, ход экскурсии.
Продумывание организации познавательной деятельности учащихся.
«Настрой» детей на экскурсию:
– знакомство их с целью экскурсии,
– информирование учащихся о правилах поведения во время экскурсии.
проведение экскурсии включает в себя:
Вступительную беседу, в ходе которой создается необходимый эмоциональный настрой.
Наблюдение на местности.
Выводы, обобщение
подведение итогов:
Систематизация собранных материалов.
Оценивание работы учащихся.
Использование материалов экскурсии в учебной работе.
Сравнив несколько наиболее популярных программ по естествознанию, мы убедились, что и в программе А.А.Плешакова «Зеленый дом» и в программе З.А. Клепининой «Природа и люди» экскурсии отводится значительное место. Особое внимание уделяется экскурсиям в природу, во время которых учащиеся наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями, происходящими с растениями, поведением животных и т.д.
Проанализировав программы, мы выявили несколько тем, изучение которых целесообразно в процессе экскурсий:
«Насекомые - часть живой природы»,
«Растения - часть живой природы»,
«Жизнь растений осенью»,
«Как зимуют травы, кустарники и деревья»,
«Учимся различать деревья»,
«Лето пришло»,
«В лес по ягоды пойдем,
«Зеленая аптека»,
«Экскурсия в город».
Экскурсии по перечисленным выше темам могут быть проведены и при объяснении нового материала, та и при повторении и закреплении изученного.
Таким образом, экскурсии помогают учащимся лучше усвоить материал, разнообразить виды деятельности на уроке, повысить познавательную активность детей.