РОЛЬ ЭКСКУРСИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РОЛЬ ЭКСКУРСИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Маслова С.Б. 1, Кольчугин А.Е. 1
1ОГБПОУ Ивановский педагогический колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Экскурсия – такая форма организации учебного процесса, которая объединяет усвоение учебного материала с жизнью и обеспечивает учащимся знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении. Когда в экскурсии принимает участие весь класс, и материал экскурсии связан с программой по учебному предмету (например естествознанию), она включается в систему уроков и является важной частью учебного процесса.

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем — «вылазка, поездка».

Наблюдения окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный, слуховой, осязательный, обонятельный.

Экскурсия является такой формой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым, развивая познавательную активность младшего школьника.

Таким образом, экскурсия развивает: умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта, видеть существенное, не выделяющееся из окружающего (наблюдательность); сообразительность суждения; инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; а также способствует развитию тонкого и чуткого внимания к объектам природы.

Основная дидактическая цель экскурсий - формирование новых знаний, главным образом, путем непосредственных наблюдений за природными, социальными, производственными объектами и явлениями. На экскурсии дети имеют возможность наблюдать изучаемые объекты под непосредственным руководством учителя.

Экскурсии выполняют те же функции, что и уроки: обучающую, воспитывающую, развивающую.

Различают следующие виды экскурсий:

  • в природу;

  • в музей и на выставки;

  • на производственные предприятия.

Классификация экскурсий способствует выделению основных ее черт, определяющих характер их разработки и проведения, по составу, содержанию, месту, форме.

Экскурсия - это психологически грамотное средство формирования понятий и умственных действий, поскольку она дает благодатную возможность реализовать принцип поэтапности.

Выделяют три этапа в подготовке и проведении экскурсии:

  1. подготовка экскурсии, включающая:

  • Составляется план, где определяется время и тематика экскурсии.

  • Изучается учебная и методическая литература по выбранной теме.

  • Определяются образовательно-развивающие и воспитательные цели, методы обучения, объекты наблюдения, ход экскурсии.

  • Продумывание организации познавательной деятельности учащихся.

  • «Настрой» детей на экскурсию:

– знакомство их с целью экскурсии,

– информирование учащихся о правилах поведения во время экскурсии.

  1. проведение экскурсии включает в себя:

  • Вступительную беседу, в ходе которой создается необходимый эмоциональный настрой.

  • Наблюдение на местности.

  • Выводы, обобщение

  1. подведение итогов:

  • Систематизация собранных материалов.

  • Оценивание работы учащихся.

  • Использование материалов экскурсии в учебной работе.

Сравнив несколько наиболее популярных программ по естествознанию, мы убедились, что и в программе А.А.Плешакова «Зеленый дом» и в программе З.А. Клепининой «Природа и люди» экскурсии отводится значительное место. Особое внимание уделяется экскурсиям в природу, во время которых учащиеся наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями, происходящими с растениями, поведением животных и т.д.

Проанализировав программы, мы выявили несколько тем, изучение которых целесообразно в процессе экскурсий:

«Насекомые - часть живой природы»,

«Растения - часть живой природы»,

«Жизнь растений осенью»,

«Как зимуют травы, кустарники и деревья»,

«Учимся различать деревья»,

«Лето пришло»,

«В лес по ягоды пойдем,

«Зеленая аптека»,

«Экскурсия в город».

Экскурсии по перечисленным выше темам могут быть проведены и при объяснении нового материала, та и при повторении и закреплении изученного.

Таким образом, экскурсии помогают учащимся лучше усвоить материал, разнообразить виды деятельности на уроке, повысить познавательную активность детей.

Просмотров работы: 3176