СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Шадченова А.В. 1
1Сибирский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям в настоящее время в нашей стране активно проводиться модернизация социальной, политической и экономической сфер деятельности. В связи с этим, особую актуальность приобретает процесс информатизации в образовании. Развитие информационных технологий качественно влияет на воспроизводство человеческого капитала и, таким образом, формирует основу современного общества. Процесс информатизации не нов, но обладает существенной динамикой развития, и поэтому нуждается в постоянном совершенствовании.

Информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания [7].

В области информатизации общего образования достигнуты значительные успехи. Тем не менее, нужно признать, что по ряду направлений существуют проблемы.

Может сложиться впечатление, что использование средств ИКТ всегда оправдано во всех областях образовательной деятельности. Безусловно, во многих случаях это именно так. Вместе с тем, информатизация образования обладает и рядом негативных аспектов.

В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств информатизации называют индивидуализацию обучения. Однако наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение учителей и учеников, учащихся между собой, предлагая им общение в виде «диалога с компьютером». Это приводит к тому, что обучаемый, активно пользующийся живой речью, надолго замолкает при работе со средствами ИКТ. Речь, оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.

Другим существенным недостатком повсеместного использования средств ИКТ в общем среднем образовании является свертывание социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и общения, индивидуализм.

Наибольшую трудность представляет собой переход от информации, циркулирующей в системе обучения, к самостоятельным профессиональным действиям, иначе говоря, от знаковой системы как формы представления знания на страницах учебника, экране дисплея и т.п. к системе практических действий, имеющих принципиально иную логику, нежели логика организации системы знаков. Это классическая проблема применения знаний на практике, формальных знаний, а на психологическом языке – проблема перехода от мысли к действию. Определенные трудности и негативные моменты могут возникнуть в результате применения современных средств ИКТ, предоставляющие учителям и учащимся значительную свободу в поиске и использовании информации. Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения обучаемого от изучаемого материала из-за различных несоответствий. К тому же, нелинейная структура информации подвергает учащегося «соблазну» следовать по предлагаемым ссылкам, что, при неумелом использовании, может отвлечь от основного русла изложения учебного материала.

Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств ИКТ учащиеся экономят свои силы, заимствуя из сети Интернет готовые продукты (рефераты, доклады и решение задач), сто способствует понижение обучаемости учащихся.

Таким образом, средства ИКТ могут стать не только мощным средством становления и развития школьников, но и, наоборот, способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности. Во многих случаях использования средств информационного образования неоправданно лишает участников образовательного процесса возможности проведения реальных опытов своими руками, что негативно сказывается на результатах обучения. И, наконец, нельзя забывать о том, что чрезмерное и неоправданное использование большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.

Отталкиваясь от анализа слабых сторон и учитывая сильные стороны информатизации ОУ в России, можно определить следующие риски (под рисками будем понимать факторы, которые имеют отрицательное воздействие на процесс информатизации): кризис внедрения ИКТ, кризис растрат, кадровый кризис, необоснованное применение ИКТ, система контроля, экономический кризис, политический кризис.

Каким же образом совершенствовать процесс информатизации образования и максимально избежать кризисов, перечисленных выше? Отталкиваясь от собственного опыта работы в образовательной сфере и лично столкнувшись с большинством из рисков, нами может быть предложены следующие варианты решения этих проблем:

Программное обеспечение. Одним из направлений информатизации ОУ является снабжение школ свободным ПО. Однако у свободного ПО есть свои достоинства и недостатки. Основными недостатками являются – платная техническая поддержка, отсутствие легальной поддержки основных форматов, таких, как DOC, DOCX, XLS, XLSX, PPT,PPTX и т.п. Исходя из этого, нужно решить, какие следует заменить на аналогичные свободные, а какие оставить. Поставка нового ПО, должна осуществляться в соответствии с требованиями школ, а не государства. Это позволит учителю строить свои учебные программы в соответствии с их практическими навыками и давать ученикам те знания, которые им пригодятся в дальнейшем (в профессиональных учреждениях, в профессиональной деятельности), что позволит поднять интерес и мотивировать учащихся к изучению информационных технологий.

Так же особое внимание следует уделить информационной безопасности, а именно защите баз данных от несанкционированного доступа или повреждения (разграничение доступа, сложные индивидуальные пароли, привязка паролей к мобильному устройству).

Снабжение школ современным оборудованием. С целью оперативного обеспечения ОУ оборудованием для образовательного процесса необходимо упростить систему формирования заказа, оформления документов, выбора поставщиков. Для этого следует предоставить больше свободы ОУ в распоряжение своими финансами, а так же проведение аукционов не должно быть единственным способом приобретения техники. ОУ должно быть разрешено самостоятельно определять приоритеты в выборе и приобретении техник, и оборудовании помещения. Целесообразнее финансовые ресурсы направить на оснащение рабочих мест учителей (причем работающих не только по ФГОС, но и тех, кто только готовиться перейти на новый федеральный стандарт). В целях контроля, за осуществлением данного процесса, педагогический совет школы, как орган самоуправления, должен рассматривать предложения руководителя и заслушивать отчет об использовании.

В рамках решения проблем информатизации можно рассмотреть и еще ряд вопросов. Например, приведение сайтов ОУ к единому виду. Требования предъявляемы к подобным сайтам не должны быть хаотичными. Для этого все регионы и районы должны прийти к единому стилю оформления и требованиям наполняемости сайтов (наличие определенных разделов). Это не значит, что все сайты должны быть похожи один на другой, они должны отражать индивидуальность каждого учреждения, но их структура должна быть единообразной.

Следующий шаг можно посвятить автоматизированным информационным системам. Несовершенство данных систем приводит к потере данных или их неактуальности. Необходимо предусмотреть возможность иметь доступ к единым базам всем работникам ОУ, для возможности поддержания информации и периодического обновления. Усовершенствование АИС – необходимое явление. Однако оно должно производиться с учетом того, что с ними работаю не только профессионалы в ИКТ, но те учителя, которые привыкли работать по старинке - доска, мел и т.д. Поэтому АИС должны максимально упростить свой интерфейс, чтобы он был понятен обычному пользователю и не требовал больших усилий в работе с системами.

Помимо перечисленных выше возможных решений, избежать кризисы можно качественно подобранным штатом работников. В настоящее время в штатное расписание ОУ руководитель самостоятельно вводит необходимые должности. При этом важно сформировать у руководителя такую позицию, чтобы он понимал важность таких должностей, как инженер, системный администратор, заместитель директора по ИКТ и методист по ИКТ. Следующим шагом для руководителя должен стать подбор квалифицированных кадров по данным специальностям. Сложность этого заключается в том, что специалисты в области ИКТ не желают идти работать в школы из-за небольшого заработка. В рамках решения этого вопроса Комитет по образованию мог бы предложить меры по повышению заработной платы таких работников. В качестве альтернативного решения этой проблемы можно создать условия для прохождения практики студентов технических специальность в данной направленности в ОУ.

Но конечно не стоит забывать о повышение квалификации работников образования. В связи с тем, что в учебное время педагоги заняты проведением занятий и внеурочной деятельность, то целесообразнее проводить курсы повышения квалификации на каникулах. За счет этого возможно усилить практическую часть курсов, а так же повысить возможность обмена опытом между ОУ. Кроме того, выделить один методический день каждому учителю, чтобы он мог заниматься саморазвитием и разработкой новых планов уроков и учебных планов. У каждого учителя должен быть доступ к компьютеру в любой момент времени с выходом в Интернет, для того чтобы учитель мог освоить самостоятельно новые технологии, так же это позволит развивать дистанционное обучение и использование облачных технологий. Так же возможно ввести повышающий коэффициент к заработной плате работников за освоение и применение ИКТ в работе (данный пункт должен подкрепляться выступление на МО и участие в конкурсах с использованием ИКТ). Курсы повышения квалификации должны иметь строгую практическую направленность, чтобы учитель мог обучаться не только использованию ИКТ, но и методикам применения ИКТ в образовательном процессе.

И, конечно же, последний, но один из самых важных шагов к информатизации – введение электронной документации. В современном ОУ все чаще можно услышать такое понятие как «прозрачность образовательного процесса». Но как показывает практика, это не всегда так. Для того чтобы образовательный процесс действительно стал «прозрачен» необходимо уходить от бумажной документации (личных дел, журналов, дневников). Проблемой в данном случае является большой объем документации. Для ее хранения и работы с ней необходимо внедрять специальное ПО. В этом случаем появиться возможность широкого сетевого взаимодействия между образовательными учреждения, а так же с внешней средой. Подобные системы существуют и широко используются в большинстве российских и зарубежных компаний. Поэтому нет необходимости в создании новых, необходимо просто адаптировать их под нужды образовательных учреждений.

Последним двум проблемам мы и собираемся посвятить свою практическую часть диссертационной работы. Разрабатывая свое электронный ресурс мы планируем учитывать возможность повышения квалификации через обмен опытом, предоставление готовых программ по преподаванию предмета «Информатика и ИКТ» в рамках ФГОС (так как на сегодняшний момент не каждый учитель представляет как перейти к новой форме преподавания данного предмета в среднем звене), подборку готовых и интересных поурочных планов. Так как это будет ресурс, реализуемы в сети Интернет, то на его базе можно осуществлять общение не только между учителями, но и учениками, тем самым используя для обучения «облачные» технологии. И конечно не стоит забывать про главного заказчика образования, родителей, которых особо интересует вопрос успеваемости своего ребенка. Учитывая это, мы планируем предложить некое подобие электронного дневника, где родитель сможет отслеживать успеваемость ребенка и иметь возможность выйти на контакт с учителем.

Если успешно реализовать наш ресурс и в совокупности устремить все силы для решения других кризисов, то можно говорить о том, что процесс информатизации проходит успешно. Пусть он будет менее стремительным, но зато более продуктивным и качественным.

Список литературы:

  1. Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. №61 // Собрание законодательства РФ. – 2011. – №10. ст. 1377.

  2. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. №1815-р // Собрание законодательства РФ. – 2010. – №46. ст. 6026.

  3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. №163-р // Собрание законодательства РФ. –2011 – №9. ст. 1255.

  4. Антропология – Прокудин Д.Е. Информатизация отечественного образования: итоги и перспективы. [Электронный ресурс]. URL: http://anthropology.ru/ru/texts/prokudin/art_inf_edu.html.

  5. Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.fso.gov.ru/.

  6. Официальный сайт Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы [Электронный ресурс]. URL: http://www.fcpro.ru/.

  7. “Национальная энциклопедическая служба России”. [Электронный ресурс]. URL: http://didacts.ru/dictionary/1031/word/informatizacija-obrazovanija.

Просмотров работы: 3503