ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ (НА ПРИМЕРЕ ООО «НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «КРИОГЕННАЯ ТЕХНИКА» Г. ОМСКА) - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ (НА ПРИМЕРЕ ООО «НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «КРИОГЕННАЯ ТЕХНИКА» Г. ОМСКА)

Голодных А.С. 1, Ярцева В.О. 1
1Омский Государственный Аграрный Университет им. П.А. Столыпина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В соответствии с действующим законодательством учреждения и организации обязаны уплачивать налоги и сборы в бюджеты разных уровней. В российской налоговой системе предусмотрено три вида налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

К федеральным налогам и сборам относятся налоги и сборы, которые согласно Налогового кодекса РФ, обязательно должны уплачиваться на территории РФ [2]. К таким налогам и сборам относятся: налог на прибыль, НДС, НДФЛ, платежи на обязательное медицинское и пенсионное страхование, платежи в фонд социального страхования, акцизы, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, государственная пошлина и другие. Порядок их исчисления и уплаты регулируется нормами Налогового кодекса РФ.

В отличие от федеральных налогов региональные и местные налоги и сборы устанавливаются не только Налоговым кодексом РФ, но и законами субъектов РФ или нормативно - правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Данные налоги и сборы обязательны к уплате только на территории субъектов РФ или муниципальных образований.

Региональные власти регулируют:

  • Конкретные налоговые ставки;

  • Порядок и сроки уплаты налога;

  • Налоговые льготы.

К региональным налогам согласно ст.14 Налогового кодекса РФ относятся три вида налогов: налог на имущество организаций, транспортный налог и налог на игорный бизнес. В рамках данной статьи мы рассмотрели два из них: налог на имущество организации и транспортный налог. Налоговая ставка налога на имущество составляет 2,2% от среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения [4]. Налоговые ставки по транспортному налогу зависят от мощности двигателя, категории транспортных средств, единицы транспортного средства и других[3].

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территории субъекта РФ в соответствии со ст.12 части I НК РФ и законами субъекта РФ о налогах. Нормативно – правовое регулирование региональных налогов представлено на рисунке 1 [7] .

Рис.1. Нормативно – правовое регулирование региональных налогов и сборов.

Региональная налоговая система является составной частью общегосударственной налоговой системы, они неразрывно связаны между собой.

Региональные налоги непосредственно влияют как на построение всей налоговой политики государства, так и на финансовое состояние граждан и играют важную роль в формировании доходной части бюджетов.

В Бюджетном кодексе РФ четко установлено, что региональные налоги (налог на имущество организаций, транспортный налог и налог на игорный бизнес) зачисляются в бюджет субъекта РФ в полном объеме [1].

Суммы региональных налогов, уплачиваемых в бюджет Омской области, а также динамика изменений поступлений исследуемых налогов в региональный бюджет в 2011-2013 гг.[6] представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Сумма региональных налогов, перечисленных в бюджет

Омской области, за 2011 – 2013 гг.

Налог

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Сумма, тыс. руб.

Уд.вес,%

Сумма, тыс. руб.

Уд.вес,%

Сумма, тыс. руб.

Уд.вес,%

Налог на имущество организаций

3972748

5,8023

4805741

5,7992

5161663

6,2144

Транспортный налог

687231

1,0037

784216

0,9463

1010135

1,2162

Налог на игорный бизнес

73

0,0001

2387

0,0029

3234

0,0039

Итого:

68468814

100

82869699

100

83059623

100

По данным, представленным в таблице, можно наблюдать положительную тенденцию, то есть сумма, перечисляемая в бюджет Омской области, ежегодно увеличивается.

На рисунке 2 представлена динамика уплаченного и исчисленного налога:

Рис. 2. – Динамика исчисленного и уплаченного налога в бюджет Омской области за 2011 – 2013 гг.

По данным изображенным на рисунке видно, что налог, уплаченный в бюджет Омской области несколько меньше налога исчисленного, но уже в 2013 году можно наблюдать незначительную их разницу.

Региональные налоги (налог на имущество организации, транспортный налог) являются стабильным источником доходов регионального бюджета. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в его состав образуют консолидированный бюджет субъекта РФ, в котором определенную долю доходов составляют региональные налоги [5]. Рассмотрим эту долю на примере консолидированного бюджета Омской области за 2012 – 2013 гг. (рис. 3 и рис. 4).

Рис.3. Удельный вес региональных налогов в общей сумме доходов бюджета Омской области за 2012г.

Рис.4. Удельный вес региональных налогов в общей сумме доходов Омской области за2013г.

На основании приведенных данных, можно сделать вывод, что доля региональных налогов в бюджете Омской области за 2012-2013гг. существенно не изменилась. Также можно отметить, что удельный вес суммы налога на имущество организаций существенно превышает удельный вес транспортного налога в общей сумме доходов.

Порядок исчисления и уплаты региональных налогов рассмотрим на примере ООО «НТК «Криогенная техника»» г. Омска.

ООО «НТК «Криогенная техника»» уплачивает транспортный налог, земельный налог, налог на имущество организации и другие налоги и сборы, предусмотренные НК РФ и законами Омской области (таблица 2).

Таблица 2 – Анализ состава, структуры и динамики налоговых платежей в

бюджет и внебюджетные фонды в ООО «НТК «Криогенная

техника» за 2011– 2013 года.

Показатель

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Темп роста 2013 от 2011, %

сумма, тыс. руб.

Уд.

вес,

%

сумма, тыс. руб.

Уд.

вес, %

сумма, тыс. руб.

Уд.

вес,

%

НДФЛ

25393

17,61

28588

16,22

34131

19,78

134,41

НДС

55996

38,84

71110

40,35

55685

32,26

99,44

Налог на прибыль

632

0,44

602

0,34

3799

2,20

601,11

Транспортный налог

55

0,04

55

0,03

55

0,03

100,00

Налог на имущество организации

2032

1,41

2568

1,46

2602

1,51

128,05

Земельный налог

9189

6,37

13210

7,50

969

0,56

10,55

Социальное страхование

391

0,27

1749

0,99

1522

0,88

389,26

Страхование от несчастных случаев

183

0,13

336

0,19

433

0,25

236,61

Пенсионный Фонд (страховая часть)

42543

29,51

44854

25,45

54309

31,47

127,66

Пенсионный фонд (накопительная часть)

2860

1,98

3755

2,13

5298

0,07

185,24

ФФОМС

4909

3,40

9396

5,33

13790

7,99

280,91

Итого:

144183

100,00

176223

100,00

172593

100,00

119,70

Из данных, представленных в таблице, видно, что отчисления в бюджет и внебюджетные фонды в ООО НТК «Криогенная техника» увеличились на 19,7%. Наибольший удельный вес имеет среди налогов – НДС (в 2011 году – 38,84%: в 2012 году – 40,35%; в 2013 году – 32,26%), но, не смотря на это, по налогу на добавочную стоимость наблюдается уменьшение на 0,56% в 2013 году по сравнению с 2011 годом. Наименьший удельный вес имеет транспортный налог (в 2011 году – 0,04%; в 2012 - 2013 году – 0,03%). Значительные увеличения в 2013 году по сравнению с 2011 годом наблюдается по налогам:

  1. Налог на прибыль – на 501,11%;

  2. Социальное страхование – на 289,26%;

  3. Страхование от несчастных случаев – на 136,61%;

  4. ФФОМС – на 180,91%.

Анализ налоговой нагрузки предприятия за 2011-2013гг. представлен в таблице 3.

Таблица 3 – Расчет налоговой нагрузки в ООО НТК «Криогенная техника» за

2011 – 2013 года.

Показатель

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Отклонение (+,-)

2012 г. от 2011 г.

2013 г. от 2011 г.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг), тыс. руб.

627539

807718

911752

180179

284213

Чистая прибыль (убыток), тыс. руб.

27556

4586

4953

-22970

-22603

Налоговые платежи, тыс. руб.

144183

176223

172593

32040

28410

Доля налоговых платежей, %:

а) в доходе от реализации продукции

22,98

21,82

18,93

-1,16

-4,05

б) в чистой прибыли

523,24

3842,63

3484,62

3319,39

2961,38

Анализируя данные, можно сказать, что сумма налоговых платежей в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилась на 32040 тыс. руб., а в 2013 году по сравнению с 2011 годом – на 28410 тыс. руб. Налоговая нагрузка по отношению к доходу от реализации продукции в 2012 году по сравнению с 2011 годом уменьшилась на 1,16%, а в 2013 году по сравнению с 2011 годом – на 4,05%. Налоговая нагрузка по отношению к чистой прибыли значительно увеличилась (в 2012 году – на 3319,39%; в 2013 году – 2961,38%).

Информацию по расчету налога на имущества представлена в таблице 4. Исходные данные в таблицу заносятся на основании налоговых расчетов авансовых платежей по налогу на имущество организации и налоговой декларации.

Таблица 4 – Исходные данные по налогу на имущество организации за 2013г.

Вид налога

Вид платежа

Дата

Средняя ст-то им-ва за отч. пер., руб.

Налоговая ставка, %

Сумма к уплате, руб.

Налог на имущество организации

Авансовый платеж (квартал)

30.04.2013

119675439

2,2

658215

Авансовый платеж (полугодие)

30.07.2013

118277390

2,2

620526

Авансовый платеж

(9 месяцев)

30.10.2013

117231051

2,2

644771

Налог (календарный год)

31.03.2014

116139360

2,2

601554

Из данных представленных в таблице видно, что предприятие уплачивало авансовые платежи по окончанию отчетного периода в размере:

- за квартал – 658215 руб.,

- за полугодие – 620526 руб.,

- за 9 месяцев – 644771 руб.

Сумма исчисленного налога за налоговый период = 116139360 * 2,2% = 2555066 руб., так как предприятием были уплачены авансовые платежи по истечению каждого отчетного периода, то оно имеет право исчисленный налог уменьшить на все авансовые платежи, уплаченные в бюджет. Следовательно, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет = 2555066 – 658215 – 620526 - 644771 = 601554 руб.

Транспортный налог на предприятии рассчитывается следующим образом:

Расчеты авансовых платежей по транспортному налогу представлены в таблицах за каждый отчетный период.

За I квартал предприятие должно уплатить 13823 руб., расчеты представлены в таблице 5.

Таблица 5 – Расчет авансовых платежей по транспортному налогу за

I квартал 2013 г.

Марка транспортного средства

Коэф-т Кв

НБ, л/с

НС, руб.

АП (I кв.), руб.

Тойота HI ACE

1,0

92

20

460

ГАЗ 2705

1,0

140

30

1050

ЗИЛ 130

1,0

150

30

1125

ГАЗ 2705

1,0

100

20

500

ЗИЛ 5301 АО

1,0

105

30

788

УРАЛ 4320

1,0

210

50

2625

КРАЗ 250

1,0

240

50

3000

КРАЗ 250

1,0

240

50

3000

МАЗ 5337

1,0

180

12

540

Т – 150К

1,0

165

12

495

ЭО – 3322И

1,0

80

12

240

Итого:

Х

Х

Х

13823

Расчет производится по каждому транспортному средству, затем полученные значения суммируем.

За II квартал предприятия должно уплатить 13823 руб., расчеты производятся аналогично, как и за I квартал, данные представлены в таблице 6.

Таблица 6 – Расчет авансовых платежей по транспортному налогу за

II квартал 2013 г.

Марка транспортного средства

Коэф-т Кв

НБ, л/с

НС, руб.

АП (II кв.), руб.

Тойота HI ACE

1,0

92

20

460

ГАЗ 2705

1,0

140

30

1050

ЗИЛ 130

1,0

150

30

1125

ГАЗ 2705

1,0

100

20

500

ЗИЛ 5301 АО

1,0

105

30

788

УРАЛ 4320

1,0

210

50

2625

КРАЗ 250

1,0

240

50

3000

КРАЗ 250

1,0

240

50

3000

МАЗ 5337

1,0

180

12

540

Т – 150К

1,0

165

12

495

ЭО – 3322И

1,0

80

12

240

Итого:

Х

Х

Х

13823

За III квартал предприятие должно заплатит авансовый платеж в размере 13283 руб., сумма в данном квартале уменьшилась, так как по транспортному средству МАЗ 5337 не уплачивают авансовый платеж, в связи с завершением эксплуатации автомобиля на данном предприятии. Расчеты представлены в таблице 7:

Таблица 7 – Расчет авансовых платежей по транспортному налогу за

III квартал 2013 г.

Марка транспортного средства

Коэф-т Кв

НБ, л/с

НС, руб.

АП (III кв.), руб.

Тойота HI ACE

1,0

92

20

460

ГАЗ 2705

1,0

140

30

1050

ЗИЛ 130

1,0

150

30

1125

ГАЗ 2705

1,0

100

20

500

ЗИЛ 5301 АО

1,0

105

30

788

УРАЛ 4320

1,0

210

50

2625

КРАЗ 250

1,0

240

50

3000

КРАЗ 250

1,0

240

50

3000

Т – 150К

1,0

165

12

495

ЭО – 3322И

1,0

80

12

240

Итого:

Х

Х

Х

13283

Исчисленный транспортный налог и налог к уплате представлен в таблице 8.

Таблица 8 – Расчет транспортного налога за 2013г.

Марка транспортного средства

Коэф-т Кв

НБ, л/с

НС, руб.

АП

(I кв.), руб.

АП

(II кв.), руб.

АП

(III кв.), руб.

Сумма исч-го налога, руб.

Сумма налога к уплате в бюджет, руб.

Тойота HI ACE

1,0

92

20

460

460

460

1840

460

ГАЗ 2705

1,0

140

30

1050

1050

1050

4200

1050

ЗИЛ 130

1,0

150

30

1125

1125

1125

4500

1125

ГАЗ 2705

1,0

100

20

500

500

500

2000

500

ЗИЛ 5301 АО

1,0

105

30

788

788

788

3150

786

УРАЛ 4320

1,0

210

50

2625

2625

2625

10500

2625

КРАЗ 250

1,0

240

50

3000

3000

3000

12000

3000

КРАЗ 250

1,0

240

50

3000

3000

3000

12000

3000

МАЗ 5337

0,5

180

12

540

540

0

1080

0

Т – 150К

1,0

165

12

495

495

495

1980

495

ЭО – 3322И

1,0

80

12

240

240

240

960

240

Итого:

Х

Х

Х

13823

13823

13283

54210

13281

Для наглядного примера порядка исчисления транспортного налога взяли автомобиль МАЗ 5337:

Налоговая база = 180 л/с.

Коэффициент вариации (Кв) = 6/12 = 0,5

Сумма исчисленного налога = 180 * 0,5 * 12 = 1080 руб.

Аналогичные расчеты делаются по каждому транспортному средству. Расчетные значения представлены в таблице 8. Для определения исчисленной суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период необходимо суммировать все суммы исчисленных налогов по каждому транспортному средству и из общей суммы вычесть уплаченные авансовые платежи. Следовательно, в конце налогового периода предприятие должно уплатить 13281 руб.

ООО НТК «Криогенная техника» авансовые платежи в бюджет не уплачивает. Предприятие по окончанию налогового периода уплачивает полную сумму налога. Следовательно, транспортный налог, подлежащий уплате в бюджет за 2013 год, составит 54210 руб.

На основании выше представленной информации можно сделать вывод, что на предприятии ООО НТК «Криогенная техника» ежегодно наблюдается увеличение по выплате налогов. В 2013 году по сравнению с 2011 годом на 19,7 % увеличились выплаты по все видам налогов. Сумма выплат по транспортному налогу не изменилась, а сумма налога на имущество организации ежегодно увеличивается, в 2013 году по сравнению с 2011 годом на 28,05% были увеличены выплаты в бюджет.

Таким образом, роль региональных бюджетов с каждым годом увеличивается. С помощью региональных бюджетов государство проводит экономическую политику, выравнивая уровни экономического и социального развития территорий, которые в силу исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Разрабатываются региональные программы, которые финансируются из региональных бюджетов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп. от 22 октября, 24 ноября 2014г.) [Электронный ресурс] – М.,[2014].- Режим доступа: информационно-правовая система Гарант (дата обращения 15.11.14)

  2. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 22 октября, 24 ноября 2014г.) [Электронный ресурс] – М.,[2014].- Режим доступа: информационно-правовая система Гарант (дата обращения 15.11.14)

  3. Закон Омской области «О транспортном налоге» от 18.11.2002г. № 220

(в ред. Законов Омской области от 07.06.2012 N 1449-ОЗ, от 31.01.2014 N 1606-ОЗ, от 28.08.2014 N 1652-ОЗ) [Электронный ресурс] – М.,[2014].- Режим доступа: информационно-правовая система Консультант Плюс (дата обращения 17.11.14)

  1. Закон Омской области «О налоге на имущество» от 21 ноября 2003 года N 478-ОЗ (в ред. Законов Омской области от от 03.02.2014 N 1609-ОЗ) [Электронный ресурс] – М.,[2014].-Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn55/about_fts/docs/4293784/ (дата обращения 25.11.14)

  2. Осипова Е. С. Роль и значение региональных налогов в экономическом обеспечении регионов [Текст] / Е. С. Осипова // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 64-68.

  3. Официальный сайт Министерства Финансов Омской области [Электронный ресурс] – М.,[2014].- Режим доступа: http://mf.omskportal.ru (дата обращения 16.11.2014)

  4. Сапрыкина Т. В. Нормативно-правовое регулирование региональных налогов [Текст] / Т. В. Сапрыкина, Б. Е. Андреев // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 527-529.

  5. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для бакалавров / В.Г.Пансков. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт; /ИД Юрайт, 2012. – 747с. – Серия: Бакалавр. Углубленный курс.

  6. Гончаренко Л. И. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учеб. пособие для бакалавров / Л.И. Гончаренко, А.В. Варнавский, Н.С. Горбова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 318 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=164466.

Просмотров работы: 2373