Принятие стандартов обусловили дальнейшую тенденцию перехода от традиционного подхода к инновационному, представляющему собой систему требований и обязательств государства по отношению к обществу в целом, как принципиальную основу для оформления эффективного управления системой образования. Принятие стандартов нового поколения насущная потребность современного российского общества. Начальной школе принадлежит ключевая роль в формировании универсального средства – «умения учиться».
Методологическим основанием стандартов выступают системно-деятельностный, компетентностный и аксиологический подходы.
Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.
Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и обучающиеся: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы.
Именно сегодня для успешного проведения современного урока русского языка в начальной школе необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому. Современный мультимедийный урок имеет ту же структуру, что и традиционный, использует те же методы, но сегодня появилась возможность использовать на уроке динамические информационные модели, мгновенную визуализацию исследуемого процесса, моделирование изучаемого явления. Конечно, использование компьютера на уроке должно быть целесообразно и методически обоснованно, а не служить модным веяньем. Огромную роль на всех этапах проектно-исследовательской деятельности играют информационно-коммуникационные технологии.
Современная общеобразовательная школа функционирует в особых условиях, специфику которых во многом определяет глобальный процесс информатизации культуры, образования, общества. Средства массовой информации и коммуникации играют значительную роль в жизни не только взрослых, но и детей. По данным социологических исследований последних лет, из различных форм проведения свободного времени дети выбирают, все чаще такие формы, которые предполагают использование различных технических средств передачи информации, в том числе во все большей мере медиа средства.
Современные школьники являются потребителями информации различных медиа. По данным исследований С.Б. Цымбаленко и А.В. Шарикова, время, затраченное на просмотр телевизионных программ или работу с компьютером, уже приблизилось или превосходит время, которое ребёнок проводит в школе. Но, учащиеся не ищут новые знания, на первое место выходит желание развлечься. Младшие школьники используют компьютер, сеть Интернет, социальные сети, телевизионные программы для игры, хотя значительная часть информации связана с предметами, изучаемыми в школе. Необходимость выполнять учебные задания без участия какого-либо медиа, вызывает у младшего школьника снижение учебной мотивации уже на начальной ступени обучения, а в будущем нежелание учиться, получать знания, стать неотъемлемым членом современного общества.
В Законе РФ «Об образовании», в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения по русскому языку для общеобразовательных школ России говорится, что «к концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их лингвистического образования и речевого развития, которые включают умения анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для этого возраста».
Возможности медиа в достижении всех этих результатов огромны, но, не все педагоги пользуются этими возможностями, и не везде разрабатывается методика обучения грамотному использованию медиа в процессе обучения. Данные опросов, проводимых в Таганроге и Москве показали, что процент учителей, которые используют медиа в своей работе очень редко и в основном пользуются репродуктивными видами работ (набор текстов, выполнение тестов, просмотр фильмов) – очень высок.
Компетенция (от лат. сompete – добиваюсь, соответствую, подхожу) определяется в образовании. Как уровень развития личности учащегося, связанный с качественным освоением содержания образования, которое определяется требованиями и нормами к подготовке выпускника.
Медиакомпетенция- это способность использовать знания и умения в области медиа в учебной деятельности и в будущей профессиональной деятельности (В.Н. Стрельников); владение новыми технологиями, понимание условий их применения, их достоинства и недостатки, способность критически относится к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе.
Безусловно, в сети Интернет существуют и специализированные детские страницы, многочисленные образовательные сайты для младших школьников, электронные словари, энциклопедии и другие ресурсы, где учащиеся могут научиться грамотно общаться, работать с информацией и преобразовывать её. Однако, эти возможности редко используются в современной общеобразовательной школе, дидактический потенциал медиа просто игнорируется и родителями, и учителями, а результат – безграмотная личность, не ориентирующаяся в современном обществе.
Поэтому необходимо создание структурированной методики формирования у младших школьников медиакомпетенции на уроках русского языка.
Эта методика позволит сформировать информационно здоровую личность, способную ориентироваться в медиамире, грамотно работать с медиа средствами с медиа информацией, соблюдая языковые и речевые нормы, формулировать и определять новые понятия информационного мира, верно и осознанно использовать в каком-либо виде работы средства медиа.
Всё это обуславливает необходимость грамотного введения средств медиа в процесс обучения в начальной школе, а именно, на уроках русского языка, где младшие школьники обучаются графике письма, красивой и выразительной речи, фонетике, грамматике, орфографии, словообразованию, синтаксису, пунктуации, связной речи, устранению языковых и речевых ошибок, выделению необходимой информации, определению основной и второстепенной информации, свободной ориентации в тексте, пониманию и адекватной оценке.
Таким образом, одним из важнейших условий при обучении и воспитании личности, способной свободно ориентироваться в постоянно изменяющемся современном мире является формирование медиакомпетенции на уроках русского языка в начальной школе.