ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Монакова Л.С. 1
1Старооскольский филиал «Белгородского государственного национального исследовательского университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Активизация познавательной деятельности младших школьников начального образования – одна из самых актуальных проблем всей системы образования. В современных условиях, когда объём необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определённой суммы знаний. Важно уметь самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Необходимо научить младших школьниковсамостоятельно учиться, подготовить их к самообразованию, сформировать способность видеть проблему, понимать и искать пути её решения.

Актуальность данной темы определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания обучающихся.

Инновационное развитие страны требует обновления в 2015 году всех учебных программ и методов обучения на основе компетентностного подхода. Важнейшим компонентом новой модели начального профессионального образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку в начальной школе применяются следующие приемы: перепутанные логические цепочки; медиапроектроекты; анализ текста; работа с тестовыми материалами.

Чтобы идти в ногу со временем, необходимо включать обучающихся в исследовательскую деятельность.

В целях достижения результата использовать разнообразные виды уроков: урок-исследование, урок-путешествие, урок-презентация с использованием компьютера. Технология модульного обучения позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить развитие познавательной и личностной сферы младших школьников.

Каждый школьник получает от учителя совет в письменной форме как действовать, где найти нужный учебный материал и т.д. Ученик максимум времени работает самостоятельно. Это дает ему возможность осознать себя в деятельности, самому определить уровень освоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях. Педагог управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модуль, но это более целенаправленное управление.

Особую актуальность приобретают методы самостоятельного обучения. Только благодаря активной самостоятельной деятельности возможно развитие каждого обучающегося. Большие возможности представляет проектное обучение, выросшее из метода проектов.

За последние годы возрос интерес к проектно-исследовательской деятельности в виде создания мультимедийных презентаций и написания проектов, что, в свою очередь, способствует и повышению качества исследовательских работ.

В основе проектной деятельности лежит коллективная работа над решением жизненных, самими учащимися поставленных практических задач. Поэтому актуальным может стать изучение отдельных тем русской орфографии или морфологии при подготовке к тестированию через проекты. Эти задачи неизбежно ведут к комплексной проработке всего необходимого для их решения материала.

Значительная часть проектной деятельности – собирание материалов, применение на практике добытых результатов, главные моменты, на которых обучающиеся познают жизнь и учатся применять к ней свои знания, - происходит вне стен школы. Лабораторией для проектного метода является вся окружающая жизнь, а учебным пособием – все окружающие предметы и явления. В содержании проекта предусматривается наличие значимой проблемы, задачи, требующей исследовательского поиска и творческого подхода.

Таким образом, содержание проекта - это материал учебной темы, оформленный как проблемно-поисковая задача, решение которой должно быть оформлено в виде материального продукта и обладает социально значимым смыслом для его участников. В основе метода проектов - решение какой-либо проблемы, что предполагает возможность интеграции, использование совокупности разнообразных методов и средств, возможность поиска нового содержания учебной работы, освоения новых методических решений. Младшие школьники в процессе реализации легко овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, развивают личностные качества, необходимые для жизни.

Уроки-практикумы заканчиваются тестированием, которое не занимает много времени на уроке и показывает результат. При проведении таких тестов использую мультимедиа.

Часть заданий рассчитано на развитие нестандартного мышления:

1. Разгадывание ребусов

2. Составление ребусов

3. Различные виды кроссвордов

Внедрение в учебный процесс информационных технологий позволяет формировать навыки работы с информацией, развивать различные виды мышления, усиливать практическую ориентацию в обучении. Изменяются структуры и содержание учебного занятия, повышается темп урока за счет увеличения объема самостоятельной работы учащихся, осуществляется индивидуализация и дифференциация обучения.

Компьютерные технологии позволяют разработать систему разноуровневых тестов, которые дадут возможность определить уровень предварительной подготовки обучаемых и успешность реализации программы.

При проблемном обучении учащихся для ответа на основополагающий вопрос осуществляют поиск и сбор информации, опираясь на современные информационные технологии.

Презентация как фрагмент урока предполагает использование компьютера на одном или нескольких этапах урока. Например, при объяснении нового материала можно использовать презентации с иллюстративным материалом - рисунки, картины, фотографии, видеоряд, а также опорные схемы и алгоритмы; в других ситуациях - демонстрационные программы, которые позволяют в доступной наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения. Следует отметить, что иллюстрации компьютерного альбома выгодно отличаются от того иллюстративного материала, который содержится в учебниках и учебных пособиях, — они часто более продуманны, наглядны и, что самое главное, позволяют, как правило, полностью представить тему.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка в начальной школе позволяет разнообразить формы работы, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, повышают интерес к предмету; делают процесс усвоения эффективным.

Просмотров работы: 1820