ЗНАЧИМОСТЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЗНАЧИМОСТЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Воробьева О.Ю. 1
1Старооскольский филиал «Белгородского государственного национального исследовательского университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С поступлением ребенка в школу меняется отношение окружающих к его игре. Поэтому изменяется место игры в жизни самого ребенка. Пока играл дошкольник, игра воспринималась им, окружающими его взрослыми людьми и ровесниками как его естественное и нужное дело, хотя и ненавязанное, добровольное, ограниченное только правилами, которые малыш придумал сам или с охотой принял от других участников игры. Взрослый, сознавая или чувствуя важность игры для дошкольника, поощрял его игровую активность и достижения в игре и этим способствовал самоутверждению ребенка. В играх с ровесниками ребенок тоже самоутверждается, проявляя себя и обретая свое место в детской общности [24,7].

Учитель стремится, как правило, использовать игру для решения тактических задач: с помощью игры организовать внимание детей, повысить интеллектуальную активность школьников на данном уроке, облегчить им запоминание учебного материала и т.п. Это очень нужно, но этого мало. Одновременно учитель должен заботиться о сохранении и углублении у школьника желания систематически учиться, саморазвиваться, об обогащении его творческой самостоятельности.

Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны. Например, включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, с помощью которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Это не значит, что использование игровых ситуаций на уроке дает возможность учащимся овладеть математикой очень легко. Легких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей. Игра – это средство обучения и воспитания. Её не нужно путать с забавой, не следует рассматривать как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия [ 28,67].

Широко можно использовать дидактическую игру как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло. Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятий, хотя это деление условно. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средства побуждения, стимулирование учащихся к математической деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставиться перед учащимся в форме игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игре как одному из основных видов деятельности в жизни младших школьников отведено необходимое место в учебно-воспитательной работе. Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Это является утвержденным в педагогической практике и теории средством для расширения, углубления и закрепления знаний. Кроме того, дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Дидактические игры относятся к виду «игр по правилам», в число которых входят игры подвижные и связанные с музыкой. Именно они являются ярким примером синтеза различных видов педагогического воздействия на учеников: интеллектуального, нравственно-волевого, эмоционального. Учебная задача в дидактической игре не ставиться прямым образом пред детьми, поэтому в педагогической литературе все время говорится о непреднамеренном усвоении учебного материала. Двойственная природа игры - учебная направленность и игровая форма - позволяет стимулировать овладение в непринужденной форме конкретным учебным материалом [10].

Дидактические игры отличаются от дидактических упражнений наличием обязательных элементов: игрового замысла, дидактической задачи, игрового действия и правил. Игровой замысел и игровое действие делают дидактическую игру привлекательным, желанным и эмоциональным видом деятельности. Игровой замысел определяет характер игрового действия, дает возможность детям учиться в тот момент, когда они играют. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношение между собой. Результаты игры всегда бывают очевидными, конкретными и наглядными. Работа над дидактической задачей требует активизации всей психической деятельности ребенка. Развиваются познавательные процессы. Усовершенствуется умственная деятельность, включающая в себя проведение различных ситуаций в их единстве. Внимание становится более целенаправленным, устойчивым, и у учащегося появляется умение правильно его распределять. Соблюдение правил, являющееся результатом возникшего у детей интереса к игре, помогает воспитанию важных нравственно-волевых качеств, таких, как организованность, сдержанность, доброжелательность, честность и других. В процессе занятий дидактической игрой формируется умение работать самостоятельно, осуществлять контроль и самоконтроль, согласовывать свои действия и соподчинять их.

В зависимости от того, какие материалы используются в дидактических играх, они делятся на предметные игры, предметно- словесные, только словесные. Одними из современных игр для обучения являются программированные дидактические игры. В них игровое действие протекает при использовании элементарной техники – в качестве ответа на произведенное действие появляется обратная информация посредством звукового или светового сигнала. Ориентируясь по этому сигналу, ребенок контролирует, насколько правильно соблюдаются им определенные правила. Причем учитель может решить, какие из игр, представленных в настоящем сборнике, могли бы стать программированными. В зависимости от познавательного содержания игры помогают овладевать различными видами знаний: арифметическими, геометрическими и другими. Дидактические игры предназначены для индивидуальной игры, а также в них может играть группа детей, состоящая из двух или большего числа человек.

К.Д.Ушинский говорил: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным - задача первоначального обучения». И действительно, ребенок увлекается игрой, а, следовательно, и тем предметом, на котором он играет. Все понятия дидактической игры однотипные. Например, Е.В.Карпова дает такое определение: дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучение детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактическая игра имеет определенную структуру – основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Е.В.Карпова выделила следующие структурные составляющие дидактической игры:

  1. Дидактическая задача

  2. Игровая задача

  3. Игровое действие

  4. Правила игры

  5. Результат [34]

В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр и игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. В свою очередь, дидактические игры выполняют свои основные функции:

  1. Функция формирования устойчивого интереса к учению и снятию напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму.

  2. Функция формирования психических новообразований.

  3. Функция формирования собственно учебной деятельности.

  4. Функция формирования общеучебных умений, навыков и самостоятельной работы.

  5. Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки.

  6. Функция формирования адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей [34].

Из выше перечисленных функций дидактической игры можно судить в целом о значении и пользе этого вида деятельности в учебно-воспитательном процессе. Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача педагога – направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд детей занимательным и продуктивным.

На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности. Игра, следовательно, может быть проведена на любом этапе урока и на уроках разного типа. В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую.

Таким образом, дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. Она входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания. То, что дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, учения и навыки и делает дидактическую игру особой формой обучения.

Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование игр в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна для ребенка. Через игру быстрее познаются закономерности обучения, а созданные на уроке в результате игры положительные эмоции облегчают процесс познания.

Просмотров работы: 2617