ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ СЛОВАРНОГО ДИКТАНТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ СЛОВАРНОГО ДИКТАНТА

Газарян Л.Б. 1
1Старооскольский филиал «Белгородского государственного национального исследовательского университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя начальных классов является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме.

Ф.И. Буслаев рекомендовал учителям родного языка «развивать в дитяти врожденный дар слова». И. И. Срезневский советовал преподавателям обогащать детей «словами и выражениями, для этого годными», добиваться того, чтобы «не осталось неизвестным их памяти и непонятным их умам» слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на значение слов и выражений. К.Д. Ушинский писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа».

Изучая грамматику и правописание, читая произведения писателей, дети наблюдают, что слова обозначают названия предметов и явлений окружающего мира, имеют определенные значения, бывают близкими или противоположными по смыслу.

Методика проведения словарного диктанта с учащимися начальных классов на уроках русского языка достаточно полно и доступно отражена в трудах А.М. Айтберова, И.В. Баранникова, Г.Г. Буржунова В.Г. Горецкого, М.Р. Львова, Т.А. Ладыженской, Т.Г. Рамзаевой, и других.

В последние годы к методике обучения русскому языку в начальных классах возрос интерес ученых-методистов В.Г. Горецкий, А.В. Текучёв и учителей-практиков В.С. Безрукова, В.С. Библер, М.П. Щетинин и др. особенно к проблемам словарной работы на уроках русского языка. Обусловлено это, во-первых, достижениями современной психологии и психолингвистики в области речевого развития ребенка и психологии речевой деятельности (Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.К. Маркова), во-вторых, школа претерпела поистине радикальные преобразования. Они в значительной степени коснулись и таких, казалось бы, уже отработанных учебных предметов, как русский язык.

Модернизация содержания учебных программ и форм ученической деятельности, открывающая путь к большой активности и самостоятельности ребенка, к развитию его творческих способностей и гармонии, привела к появлению на рынке образовательных услуг многих новых и различных по своему характеру учебников и учебных пособий, в-третьих, тем, что в методике обучения русскому языку большое внимание уделяется грамматическому и коммутативному направлениям, как определяют эти направления японские методисты «языковым существованиям».

Так же вопрос об изучении словарного диктанта в начальной школе был поставлен крупнейшими методистами еще в прошлом веке: Ф.И. Буслаевым, И.И. Срезневским, К.Д. Ушинским, Д.И. Тихомировым. В частности, Ф.И. Буслаев обращает внимание на необходимость словарной работы на уроках не только с целью обучения грамотному письму, но и для более понимания учащимися лексического значения слов. Именно это понимание гарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях естественной речи. Важность словарного диктанта на начальной ступени обучения русскому языку, ее развивающий характер отмечал и Константин Дмитриевич Ушинский. Он считал, что творческие упражнения во время словарной работы интересны детям, «представляя для них нечто вроде игры в слова». Такие упражнения подготавливают учащихся к орфографии, а также дают детям «власть над тем запасом слов, который бессознательно лежит в их памяти».

Сторонник и последователь К.Д. Ушинского Д.И. Тихомиров указывал на необходимость организации уже в начальных классах наблюдений над составом слова с целью более глубокого проникновения в его смысл. Такая работа, как отмечал Д.И. Тихомиров, укажет, «где и как грубая материя слова хранит зародыш значения, зерно понятия», будет способствовать тому, что «ученик увидит отчасти и происхождение слова, родство между словами, познакомится с семейством слов от одного общего корня».

И.И. Срезневский также считал, что словарный диктант по образованию слов «естественно соединяется» со «вниманием в смысл слов и выражений».

Таким образом, ученые-методисты (В.Г. Горецкий, А.В. Текучёв и др.) связывали словарную работу с развитием мыслительных способностей.

Обращаясь к идеям крупнейших методистов прошлого (Ф.И. Буслаев, А.В. Текучёв, Д.И. Тихомиров), можно сделать важный вывод о том, что специально организованные наблюдения за словарной работой помогают глубже усвоить лексику, способствуют обострению внимания к слову, развитию языкового чутья и языкового мышления.

В связи с этим представляется очевидным, что словарная работа в школе не может ограничиваться исключительно упражнениями. Нет сомнений в том, что синтетическая деятельность находится в тесной связи с аналитической. Словообразовательный анализ позволяет проникнуть в суть смысловых отношений между словами, как в языке, так и в речи.

Таким образом, возникает необходимость в проведении словарного диктанта в школе. По мнению А.В. Текучева словарный диктант - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.

Словарный диктант - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести.

Словарная работа охватывает усвоение учащимися новых слов, их значений, оттенков значений, эмоционально-экспрессивной окраски слов, сфер их употребления, многозначности и переносных значений, усвоение синонимов, антонимов; активизацию словаря, использование новых слов в собственных высказываниях, в диалогической и монологической речи. Изучение словарной работы было изображено в трудах: А.М. Айтберова, Г.Г. Буржунова,И.В. Баранникова, В.Г. Горецкого, М.Р. Львова,Т.А. Ладыженской и других. Все словарные слова классифицированы и объединены нами в группы по лексико-тематическому, графическому (сходность написания), орфографическому признакам. Ведь недостаточно, чтобы дети познакомились с графическим обликом слова; важно, чтобы знания закрепились, выработался алгоритм работы со словарными словами, в результате чего обучающиеся смогут использовать его и в других случаях. Упражнения с группами словарных слов способствуют выработке умения быстро и точно применять полученные знания на практике, формируют навыки самостоятельной работы, мыслительной деятельности. Учащиеся занимаются анализом, синтезом, составляют словосочетания и предложения с использованием наибольшего количества слов данной группы, разгадывают загадки, учатся абстрагировать, обобщать, самостоятельно выделять общие признаки слов одной группы. Посредством данной работы знания детей систематизируются и автоматизируются. Для этого необходимо, чтобы все стороны слова (его лексическое значение, грамматические и орфографические признаки, морфемный состав, произношение, написание) рассматривались в единстве. Таким образом создаются условия, при которых у обучающихся развивается разносторонний подход к слову. Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приёмов, способов, которые являются более эффективными для прочного усвоения грамотного написания «словарных» слов.

Приемы словарного диктанта на уроках русского языка в начальной школе тесно связаны с изучением безударных гласных, непроверяемых безударных гласных корня.

Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. «Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма», - подчеркивается в Основных направлениях реформ общеобразовательной и профессиональной школ.

Вопрос о безударных гласных, как одной из важнейших проблем словарной работы, по всеобщему призванию, является основным в русском правописании. На изучение безударных гласных в корнях слов, в приставках, суффиксах и окончаниях, в соединительных гласных и т.д. затрачивается наибольшее количество времени в школьном курсе русского языка. При усвоении написания слов с безударными гласными учащиеся испытывают наибольшие трудности. Об этом свидетельствуют многочисленные ошибки на безударных гласных, встречающиеся в письменных работах учащихся всех возрастов, вплоть до оканчивающих среднюю школу.

У большинства школьников, допускающих такие ошибки, просьба учителя сформулировать орфограмму не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях, требующих не механического повторения привычного алгоритма, а осознанного подхода, оказывается для многих почти неразрешимой задачей.

Это объясняется самой природой гласных звуков. В отличие от согласных, которые, по образному выражению одного из грамматистов, являются берегами нашей речи, гласные звуки вливаются в речевое русло, как вода, едва различимыми струями, принимая разнообразные формы.

В пределах одного и того же языка различные диалекты его отличаются преимущественно гласными звуками. Даже в корнях слов, являющихся основными элементами нашего языка, они произносятся вполне определенно и отчетливо только под ударением, а в безударном положении изменяют свое звучание. Поэтому в словах между гласными буквами и звуками, которые обозначаются этими буквами, часто не наблюдается соответствия.

Поэтому перед учителем начальных классов стоит очень серьезная задача - добиться, чтобы учащиеся овладели навыками правописания безударных гласных в корнях слов. В качестве отправной точки служит, с одной стороны, ударение, с другой - словоизменение и словообразование. Необходимо научить детей видеть свои ошибки, выработать у них так называемую «орфографическую зоркость», добиться определенной самостоятельности орфографического мышления.

Таким образом, чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Словарному диктанту в школе уделяют мало времени, нередко он носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.

Просмотров работы: 5972