ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЛАГОЛА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЛАГОЛА

Дьячкова Я.А. 1, Фролова Л.А. 2
1МГТУ имени Носова
2Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.

Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока: 1) личностные;2) регулятивные; 3) коммуникативные действия; 4) познавательные.

Для формирования познавательных УУД подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературе есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

Для успешного обучения познавательные УУД должны быть сформированы уже в начальной школе. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные действия, действия постановки и решения проблем, и логические действия и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять целенаправленный поиск, обработку и использование информации.

1.Общеучебные универсальные действия включают:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

- знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- структурирование;

- построение речевых высказываний в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2.Универсальные логические действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей,

- построение логической цепи рассуждений,

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

3. Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Овладение обучающимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Русский язык обеспечивает формирование познавательных УУД. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).

УУД на уроках русского языка в начальной школе являются:

- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

- умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

-умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

-стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе. Изучение глагола в начальных классах имеет важное значение для формирования познавательных УУД. Умение анализировать, сравнивать, классифицировать морфологические понятия формируется в процессе выполнения следующих упражнений:

1. Отделите друг от друга слова и составьте из них пословицу.ВСЕГДААЛЕНЬБЕРЕТТРУДТОЛЬКОДАЕТ

(ТРУД ВСЕГДА ДАЕТ, А ЛЕНЬ ТОЛЬКО БЕРЕТ).

2. Разбей слова на 3 столбика. В первый столбик выпиши слова, обозначающие предмет, во второй – признак предмета, в третий – действие предмета:

любимых, место, маленький, выучил, читаю, стою, тёплый, день, деревянный, крыльцо, рубашка, спит, убираться, удивительная, городок, серебряный, тополь, вижу, белая, церковь, плывёт, кудрявая, облако, звёзда, стрекочут, насвистывает.

3. «Прочитай тексты. Одинаковые ли эти картины? Сравни тексты. Чем они отличаются? Какие слова «оживили» картину? Почему? Чем похожи эти слова?»

А) Желтый двор, желтый дом.Вся земля желта кругом.Желтизна, желтизна,Значит, осень – не весна.

Б) Это кто так плачет за окном?И слезами землю поливает?В воздухе запахло сентябрем,Это плачет осень золотая.

4. Выберите слово, подходящее к данной схеме: играть, придут, уверен, плести, живут

           

5. Подбери и запиши к каждому существительному как можно больше слов со значением действия: девочка, заяц, дождь, цветок.

Девочка – играет, поет, танцует, читает, прыгает, шьет, учит ся, пишет, рассказывает, бегает, помогает и т.д

Заяц – скачет, прыгает, кушает, боится, прячется

Дождь – плачет, льет, стучит, хлещет, идет, хлынул, капает, шумит, моросит, накрапывает

Цветок – цветет, расцветает, увядает, пахнет, поливать, радует

6. На уроке повторения и обобщения знаний о глаголе может быть проведена игра «Городской маршрут». Выбирается водитель, который объявляет номер и название остановки. Каждый ученик-пассажир должен рассказать всё о названии – морфологическом понятии с примерами. Кондуктор – учитель задаёт дополнительные вопросы при необходимости. Как только получен полный ответ с примерами, троллейбус двигается дальше.

В классе может быть организовано движение троллейбуса «Глагол» по городскому маршруту: 1) площадь Действия, 2) шоссе Сказуемое, 3) университет Неопределенной формы, 4) парк Единственного числа, 5) проспект Прошедшего времени, 6) улица Мужского рода, 7) улица Женского рода, 8) улица Среднего рода, 9) проспект Настоящего времени, 10) улица Первого лица, 11) улица Второго лица, 12) улица Третьего лица, 13) парк Множественного числа, 14) проспект Будущего времени, 15) торговый центр Первого спряжения, 16) торговый центр Второго спряжения.

Каждый ученик, получив жетон с номером троллейбусной остановки, рассказывает с примерами о той или иной форме глагола, например: №8 – улица Среднего рода. Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам, глаголы среднего рода отвечают на вопросы: Что делало? Что сделало? и имеют окончание – О. Молоко кипело. Солнце осветило.

7. К познавательным УУД относится важное умение – преобразовывать информацию из одной формы в другую. С этой целью проводится моделирование морфологических понятий или орфографических правил. Рассмотрим модель орфографического правила написания безударных личных окончаний глагола.

4. Модель правила написания безударных личных окончаний глагола (№ 2)

   

е и

   
   

I-II спр→

неопред. ф.

         

на -ить

не на – ить

(-ать, -ять, -еть,

-уть, -ыть, -оть, -ти)

Алгоритм проверки

1. Нахожу глагол с безударным личным окончанием.

2. Ставлю его в неопределенную форму.

3. Смотрю, на что он оканчивается.

4. Определяю спряжение: если неопределенная форма оканчивается на

-ИТЬ, II спр., пишу И;

если – не на -ИТЬ, I спр., пишу Е.

Пишшь – писать, I спр., пишешь.

8.Упражнение «Что лишнее и почему» направлено на умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Видишь –

веришь –

желаете –

напишет –

Ответ: Видишь – гл. - искл. II спр.

Веришь – II спр.

Желаете – мн.ч., безуд. непровер. гл.

Напишет – будущее вр., 3 л., с приставкой.

Данное упражнение помогает вспомнить все морфологические признаки глагола, а также правописание, состав слова.

9.Умение работать с информацией, извлекать её формируется при изучении определения понятия, в работе с учебно-научным текстом «Изменение глагола по временам», например: а) Как изменяется глагол?

б) Как определить время глагола? в) На какие вопросы отвечает глагол в форме настоящего времени? г) Если глагол отвечает на вопрос Что делает?, то он в форме какого времени ? д) Чем отличается глагол настоящего времени от глагола прошедшего времени?

Важно научить учащихся сначала отвечать на вопросы учителя, а затем постепенно школьники учатся формулировать вопросы по учебно-научному тексту друг другу.

10. В проверочных работах следует разнообразить формулировки заданий, включать в упражнения тексты загадок, пословиц, стихотворений, чтобы не только формировать познавательные УУД, но и способствовать личностному развитию младших школьников.

  1. Продолжи. Глагол – это часть речи, которая …

  2. Укажи, как изменяются глаголы в настоящем времени.

  3. Запиши глаголы в неопределенной форме.

Проходит, вспомним, наполнили, пошутила, увидел, охраняешь.

  1. Назови окончания глаголов I спряжения во втором лице единственного и множественного числа. Приведи два примера.

  2. Запиши глаголы в форме 1 лица множественного числа.

Двигаться, прикреплять, выполнить, приобретать, чередовать,

ограничить.

  1. Выпиши глаголы, которые имеют окончание –ет

Разыскива…, использу…, наход…, перенос…, пита…ся, умолка…, провод…

  1. Вставь пропущенные буквы. Объясни правописание окончаний.

Кашу маслом не испорт..шь. Кто поздно се..т, тот редко ве..т. Иной стреля..т редко, но попада..т метко. И собака помн..т, кто её корм…т.

  1. Подчеркни глаголы. Запиши их в форме 3 лица единственного числа.

Провели под потолок

Удивительный шнурок,

Привинтили пузырёк –

Загорелся огонёк.

(Лампочка)

  1. Выпиши глагол и разбери его как часть речи.

Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной.

(Ландыш)

  1. Вставь пропущенные буквы. Подбери однокоренные глаголы и запиши их в форме 2 лица единственного числа.

П..беда, уж..н, б..седа, ж..лание, пут..шествие.

Мы убедились, что предложенные упражнения помогут учащимся овладеть познавательными универсальными учебными действиями.

Список используемой литературы:

  1. Диагностика познавательных УУД на уроках русского языка и литературного чтения [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/11/13/diagnostika-poznavatelnykh-uud-na-urokakh-russkogo-yazyka-i]

  2. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Академия, 2010. – 338 с.

  3. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс До и После. – 2011. - № 11. – С. 59-63.

  4. Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка [Электронный ресурс]: http://st-sh3.narod.ru/fgos/uud-DIN.htm]

  5. Познавательные УУД [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe obobshchenie/library/2014/06/19/poznavatelnye-uud]

Просмотров работы: 3917