В настоящее время в отечественной педагогике возрос интерес к вопросам формирования творческого потенциала учащихся. Это связано с тем, что общество нуждаются в людях, способных легко адаптироваться к меняющимся условиям, способных самостоятельно мыслить и саморазвиваться.
Существует множеств видов работ, направленных на формирование творческого потенциала ребенка. Одной из разновидностей такого рода работы является проектная деятельность. Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.[4] Работа, основанная на анализе, обобщении, сопоставлении фактов, поможет ученикам легче адаптироваться в дальнейшей жизни, научит самостоятельно приобретать знания.
Целью проектной деятельности является:
Формирование активной самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении.
Формирование универсальных учебных действий.
Развитие познавательного интереса учащихся.
Реализация принципа связи обучения с жизнью.
Процесс организации проектной деятельности включает в себя следующие этапы:
Установка: цели, задачи, основной замысел, примерная тактика и формы продуктов будущего проекта.
Стендовая информация о проекте.
Выдача рекомендаций будущим авторам.
Консультации по выбору тематики учебных проектов, формулирование идей и замыслов.
Формирование групп.
Утверждение тематик проектов и сроков работы над ними.
Поисковый этап
Промежуточные отчеты учащихся.
Консультации по содержанию и оформлению проектов.
Обобщающий этап: оформление результатов.
Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.
Подготовка к публичной защите проекта.
Заключительный этап: публичная защита проекта.
Подведение итогов, анализ выполненной работы.
Итоговый этап. Обобщение материалов. Благодарность участникам.
Требования к учебному проекту:
Наличие социально значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической;
Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы;
Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. То есть проект – это “пять П”:Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация .Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт. [7]
Включение учащихся в процесс работы над проектом подразумевает овладение ими следующими проектными умениями и компетенциями:
Исследовательскими: генерировать идеи, выбирать лучшее решение;
Социального взаимодействия: сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло;
Оценочными; оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;
Информационными: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявлять, какой информации или каких умений недостаёт;
Презентационными: выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности;
Рефлексивными: отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
Менеджерскими: проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного проекта.[6]
Подобная совместная деятельность детей младшего школьного возраста способствует формированию у ребенка положительной самооценки и комфортного психологического состояния, а полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества.
Одним из первых учебно-методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов, стал новый УМК “Планета знаний” (под общ.ред. И.А. Петровой). Проекты представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике – с 1-го по 4-й класс по каждой учебной дисциплине. Разворот содержит не только темы проектов, но и своеобразные подсказки, облегчающие подготовку проекта. В каждом учебнике предлагается проектная деятельность. Вот небольшой список тем для проектной деятельности: “Строим слова и предложения”, “Мой родной край”, “Используем средства языка при общении”, “Язык мой – друг мой”.
Рассмотрим одну из проектных работ «Язык мой – друг мой». Определим цели проекта:
1) прививать любовь и уважение к языку;
2) вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности;
3) развивать умения проектировать свою деятельность.
Задачи проекта:
развивать умения анализировать информацию, выделять главное, обобщать и делать выводы; расширять кругозор, повышать эрудицию;
воспитывать способности к взаимопониманию.
развитие творческих способностей.
Гипотеза исследования: язык является важнейшим средством общения.
Затем был определен план работы:
Провести теоретический обзор литературы по данной теме.
Найти информацию о функциях языка
Сформулировать пояснение к функциям языка.
Придумать интересное творческое задание.
Сделать отчет.
На подготовительном этапе проекта было необходимо разбиться на подгруппы и определить задания. Первая группа занимается анализом толковых словарей и выписыванием понятия «язык».
Следующей группе следует поручить поиск информации, связанной с функциями языка. Ученики самостоятельно ищут информацию в учебниках, журналах, в интернете и прочих источниках. После этого проводился анализ найденной информации. Далее необходимо отредактировать информацию, так как она будет использоваться в презентации
Еще одна группа будет заниматься поиском материала для оформления (пословицы, поговорки, высказывания и т.д.). И последняя группа будет заниматься оформлением отчета.
Творческое задание выполняется в различных видах - это могут быть рисунки на выбранную тему, стихи, посвященные предмету работы, сочинение и многое другое. Далее обратимся к отчету в виде презентации(см. прилож.1)
План.
1.Отрывок из стихотворения Константина Бальмонта(отрывок)
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нем раздолье,В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.В нем воркованье голубя весной,Взлет жаворонка к солнцу - выше, выше.Березовая роща. Свет сквозной.Небесный дождь, просыпанный по крыше.
2. Только что мы прослушали замечательный отрывок К. Бальмонта. Эти прекрасные строки он написал о нашем русском языке.
3 Что же такое язык?. ЯЗЫК - исторически сложившаяся система звуковых словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. (Толковый словарь Ожегова С. И.)
Язык - совокупность всех слов народа и верное их сочетанье, для передачи мыслей своих. [2]
А зачем нам с вами нужен язык? Анализ литературы помог выявить пять функций языка. Первая функция - коммуникативная. Коммуникация – значит общение, обмен информацией. Язык служит, прежде всего, средством человеческого общения. Он позволяет человеку выражать свой мысли, понимать, что говорит твой собеседник. Мы бы не смогли с вами общаться, если бы не существовал язык.
Давайте подумаем, о чем говорится в этих пословицах:
1)Беседа найдёт соседа.
2) Доброе слово человеку - что дождь в засуху.
Следующая функция – это познавательная функция языка. С помощью языка происходит познание, изучение окружающего мира.
Рассматривание картины И.И. Левитана «Март». Опишите, что вы видите.
Как по-разному мы рассказали о том, что изображено на картине. Мы убедились с вами в богатстве русского языка, в неповторимой его прелести.
Культурно-историческая функция. Язык выступает связующим звеном между поколениями, служит "хранилищем" и средством передачи опыта.
Издавна человечество стремилось сохранить память о людях и событиях, однако ни специально построенные гробницы, ни предметы древних цивилизаций, найденные археологами, не несут столько информации, сколько заключено в слове, дошедшем до нас из глубины веков. Сам язык является бесценным хранителем информации об истории народа, его культуре. Вот один и примеров.
Бедный мужик шел по чистому полю, увидал под кустом зайца, обрадовался и говорит:
— Вот когда заживу домком-то! Возьму этого зайца, убью плетью да продам за четыре алтына. На те деньги куплю свинушку. Она принесет мне двенадцать поросеночков. Поросятки вырастут, принесут еще по двенадцати. Я всех приколю, амбар мяса накоплю. Мясо продам, а на денежки дом заведу да сам женюсь. Жена-то родит мне двух сыновей: Ваську да Ваньку. Детки станут пашню пахать, а я буду под окном сидеть да порядки наводить: «Эй вы, ребятки, — крикну, — Васька да Ванька! Шибко людей на работе не подгоняйте, видно, сами бедно не живали!» Да так-то громко крикнул мужик, что заяц испугался и убежал, а дом со всем богатством, с женой и с детьми пропал.
Это народная сказка. В старые времена она передавалась из уст в уста, распространяясь по миру. И в таком виде сказка дошла и до нас. У нее нет автора, ее создатель - народ.
Прочитав стихотворения разных авторов, мы убедились в том, какие разные чувства, эмоции в них переданы. Следующая функция языка – это экспрессивная функция. Экспрессивность (экспрессия) – выразительность, сила проявления чувств, переживаний, эмоций. Эта функция заключается в передаче чувств и эмоций.
И последняя функция - рефлексивная. Речь для человека – это и средство разговора с самим собой. Каждый из нас внутри себя ведет разговор с самим собой. Обычно мы думаем, размышляем о тех ил иных событиях. Этот процесс помогает сформировать свой внутренний мир.
Список используемой литературы:
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии./ Г.К. Селевко.- М.: Народное образование, 1998.- 256с.
Прыткова М.Ю. Электронный ресурс доступа [http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/12/09/organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti-na-urokakh-russkogo ]
Головина Т. М. Электронный ресурс доступа [ http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2011/10/12/organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti-na-urokakh-russkogo ]
Зеленская Е.Н.. Учебные проекты младших школьников/ Е.Н.Зеленская// Журнал Начальная школа. 2005г. - №9. – С. 55-58
Большая перемена. Электронный ресурс доступа [http://www.pomochnik-vsem.ru/load/prezentacii_pedagogov/nachalnye_klassy/formirovanie_proektno_issledovatelskikh_umenij_mladshikh_shkolnikov_v_uslovijakh_realizacii_fgos/54-1-0-4871]
Приложение 1