ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 3-4 КЛАССАХ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 3-4 КЛАССАХ

Васильева А.И. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в отечественной педагогике возрос интерес к вопросам формирования творческого потенциала учащихся. Это связано с тем, что общество нуждаются в людях, способных легко адаптироваться к меняющимся условиям, способных самостоятельно мыслить и саморазвиваться.

Существует множеств видов работ, направленных на формирование творческого потенциала ребенка. Одной из разновидностей такого рода работы является проектная деятельность. Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.[4] Работа, основанная на анализе, обобщении, сопоставлении фактов, поможет ученикам легче адаптироваться в дальнейшей жизни, научит самостоятельно приобретать знания.

Целью проектной деятельности является:

  1. Формирование активной самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении.

  2. Формирование универсальных учебных действий.

  3. Развитие познавательного интереса учащихся.

  4. Реализация принципа связи обучения с жизнью.

Процесс организации проектной деятельности включает в себя следующие этапы:

  1. Установка: цели, задачи, основной замысел, примерная тактика и формы продуктов будущего проекта.

  2. Стендовая информация о проекте.

  3. Выдача рекомендаций будущим авторам.

  4. Консультации по выбору тематики учебных проектов, формулирование идей и замыслов.

  5. Формирование групп.

  6. Утверждение тематик проектов и сроков работы над ними.

  7. Поисковый этап

  8. Промежуточные отчеты учащихся.

  9. Консультации по содержанию и оформлению проектов.

  10. Обобщающий этап: оформление результатов.

  11. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.

  12. Подготовка к публичной защите проекта.

  13. Заключительный этап: публичная защита проекта.

  14. Подведение итогов, анализ выполненной работы.

  15. Итоговый этап. Обобщение материалов. Благодарность участникам.

Требования к учебному проекту:

  1. Наличие социально значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической;

  2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы;

  3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

  4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

  5. .Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. То есть проект – это “пять П”:Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация .Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт. [7]

Включение учащихся в процесс работы над проектом подразумевает овладение ими следующими проектными умениями и компетенциями:

  • Исследовательскими: генерировать идеи, выбирать лучшее решение;

  • Социального взаимодействия: сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло;

  • Оценочными; оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;

  • Информационными: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявлять, какой информации или каких умений недостаёт;

  • Презентационными: выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности;

  • Рефлексивными: отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;

  • Менеджерскими: проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного проекта.[6]

Подобная совместная деятельность детей младшего школьного возраста способствует формированию у ребенка положительной самооценки и комфортного психологического состояния, а полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества.

Одним из первых учебно-методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов, стал новый УМК “Планета знаний” (под общ.ред. И.А. Петровой). Проекты представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике – с 1-го по 4-й класс по каждой учебной дисциплине. Разворот содержит не только темы проектов, но и своеобразные подсказки, облегчающие подготовку проекта. В каждом учебнике предлагается проектная деятельность. Вот небольшой список тем для проектной деятельности: “Строим слова и предложения”, “Мой родной край”, “Используем средства языка при общении”, “Язык мой – друг мой”.

Рассмотрим одну из проектных работ «Язык мой – друг мой». Определим цели проекта:

1) прививать любовь и уважение к языку;

2) вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности;

3) развивать умения проектировать свою деятельность.

Задачи проекта:

  1. развивать умения анализировать информацию, выделять главное, обобщать и делать выводы; расширять кругозор, повышать эрудицию;

  2. воспитывать способности к взаимопониманию.

  3. развитие творческих способностей.

Гипотеза исследования: язык является важнейшим средством общения.

Затем был определен план работы:

  1. Провести теоретический обзор литературы по данной теме.

  2. Найти информацию о функциях языка

  3. Сформулировать пояснение к функциям языка.

  4. Придумать интересное творческое задание.

  •  
    1. Сделать отчет.

На подготовительном этапе проекта было необходимо разбиться на подгруппы и определить задания. Первая группа занимается анализом толковых словарей и выписыванием понятия «язык».

Следующей группе следует поручить поиск информации, связанной с функциями языка. Ученики самостоятельно ищут информацию в учебниках, журналах, в интернете и прочих источниках. После этого проводился анализ найденной информации. Далее необходимо отредактировать информацию, так как она будет использоваться в презентации

Еще одна группа будет заниматься поиском материала для оформления (пословицы, поговорки, высказывания и т.д.). И последняя группа будет заниматься оформлением отчета.

Творческое задание выполняется в различных видах - это могут быть рисунки на выбранную тему, стихи, посвященные предмету работы, сочинение и многое другое. Далее обратимся к отчету в виде презентации(см. прилож.1)

План.

1.Отрывок из стихотворения Константина Бальмонта(отрывок)

Язык, великолепный наш язык.

Речное и степное в нем раздолье,В нем клекоты орла и волчий рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья.В нем воркованье голубя весной,Взлет жаворонка к солнцу - выше, выше.Березовая роща. Свет сквозной.Небесный дождь, просыпанный по крыше.

2. Только что мы прослушали замечательный отрывок К. Бальмонта. Эти прекрасные строки он написал о нашем русском языке.

3 Что же такое язык?. ЯЗЫК - исторически сложившаяся система звуковых словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. (Толковый словарь Ожегова С. И.)

Язык - совокупность всех слов народа и верное их сочетанье, для передачи мыслей своих. [2]

А зачем нам с вами нужен язык? Анализ литературы помог выявить пять функций языка. Первая функция - коммуникативная. Коммуникация – значит общение, обмен информацией. Язык служит, прежде всего, средством человеческого общения. Он позволяет человеку выражать свой мысли, понимать, что говорит твой собеседник. Мы бы не смогли с вами общаться, если бы не существовал язык.

Давайте подумаем, о чем говорится в этих пословицах:

1)Беседа найдёт соседа.

2) Доброе слово человеку - что дождь в засуху.

Следующая функция – это познавательная функция языка. С помощью языка происходит познание, изучение окружающего мира.

Рассматривание картины И.И. Левитана «Март». Опишите, что вы видите.

Как по-разному мы рассказали о том, что изображено на картине. Мы убедились с вами в богатстве русского языка, в неповторимой его прелести.

Культурно-историческая функция. Язык выступает связующим звеном между поколениями, служит "хранилищем" и средством передачи опыта.

Издавна человечество стремилось сохранить память о людях и событиях, однако ни специально построенные гробницы, ни предметы древних цивилизаций, найденные археологами, не несут столько информации, сколько заключено в слове, дошедшем до нас из глубины веков. Сам язык является бесценным хранителем информации об истории народа, его культуре. Вот один и примеров.

Бедный мужик шел по чистому полю, увидал под кустом зайца, обрадовался и говорит:

— Вот когда заживу домком-то! Возьму этого зайца, убью плетью да продам за четыре алтына. На те деньги куплю свинушку. Она принесет мне двенадцать поросеночков. Поросятки вырастут, принесут еще по двенадцати. Я всех приколю, амбар мяса накоплю. Мясо продам, а на денежки дом заведу да сам женюсь. Жена-то родит мне двух сыновей: Ваську да Ваньку. Детки станут пашню пахать, а я буду под окном сидеть да порядки наводить: «Эй вы, ребятки, — крикну, — Васька да Ванька! Шибко людей на работе не подгоняйте, видно, сами бедно не живали!» Да так-то громко крикнул мужик, что заяц испугался и убежал, а дом со всем богатством, с женой и с детьми пропал.

Это народная сказка. В старые времена она передавалась из уст в уста, распространяясь по миру. И в таком виде сказка дошла и до нас. У нее нет автора, ее создатель - народ.

Прочитав стихотворения разных авторов, мы убедились в том, какие разные чувства, эмоции в них переданы. Следующая функция языка – это экспрессивная функция. Экспрессивность (экспрессия) – выразительность, сила проявления чувств, переживаний, эмоций. Эта функция заключается в передаче чувств и эмоций.

И последняя функция - рефлексивная. Речь для человека – это и средство разговора с самим собой. Каждый из нас внутри себя ведет разговор с самим собой. Обычно мы думаем, размышляем о тех ил иных событиях. Этот процесс помогает сформировать свой внутренний мир.

Список используемой литературы:

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии./ Г.К. Селевко.- М.: Народное образование, 1998.- 256с.

  2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Электронный ресурс доступа [http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8F/ ]
  3. Словарь русского языка С. И. Ожегова. Электронный ресурс доступа [http://slovarozhegova.ru/]
  4. Прыткова М.Ю. Электронный ресурс доступа [http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/12/09/organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti-na-urokakh-russkogo ]

  5. Головина Т. М. Электронный ресурс доступа [ http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2011/10/12/organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti-na-urokakh-russkogo ]

  6. Зеленская Е.Н.. Учебные проекты младших школьников/ Е.Н.Зеленская// Журнал Начальная школа. 2005г. - №9. – С. 55-58

  7. Большая перемена. Электронный ресурс доступа [http://www.pomochnik-vsem.ru/load/prezentacii_pedagogov/nachalnye_klassy/formirovanie_proektno_issledovatelskikh_umenij_mladshikh_shkolnikov_v_uslovijakh_realizacii_fgos/54-1-0-4871]

Приложение 1

Просмотров работы: 1766