ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЛАГОЛА. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЛАГОЛА.

Захарова Н.В. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС) [1] изменил подходы к оценке и качеству подготовки выпускника общеобразовательной школы. Важной задачей современной системы образования является формирование УУД, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

В ФГОС общего образования приводится следующее определение:

Регулятивные УУД отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка). Они обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.

К содержанию регулятивных УУД в ФГОС относятся: 1) целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно); 2) планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) составление плана и последовательности действий); 4) прогнозирование (предвосхищение результата уровня усвоения, его временных характеристик); 5) контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); 6) коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта); 7) оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения); 8) волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

Основные виды заданий для формирования регулятивных УУД являются: 1) преднамеренные ошибки; 2) поиск информации в предложенных источниках; 3) взаимоконтроль; 4) «ищу ошибки».

Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность: 1) выбирать средства для организации своего поведения; 2) запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; 3) планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; 4) предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; 5) начинать и заканчивать действие в нужный момент; 6) тормозить ненужные реакции.

Для основной школы определены лишь возможные пути формирования и развития УУД, представлены образцы заданий, но не обозначено, с помощью каких средств осуществлять способность обучающегося строить самому учебно-познавательную деятельность, мотивацию к обучению [2].

При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы. Так, научить детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Например, на уроке русского языка по теме «Глагол» учащимся предлагается ряд слов: осень, золотой, весна, наступила. Необходимо найти лишнее слово и сформулировать тему урока.

Продуманная формулировка вопросов учителя позволяет создать условия для формирования регулятивных УУД: осуществлять самоконтроль;овладевать умением прогнозировать. Рассмотрим ряд заданий.

Задание 1. Продолжи алгоритм

  1. Нахожу…

  2. Задаю…

  3. Если отвечает …, то… .

Алгоритм проверки

1. Нахожу глагол с безударным личным окончанием.

2. Ставлю его в неопределенную форму.

3. Смотрю, на что он оканчивается.

4. Определяю спряжение: если неопределенная форма оканчивается на

-ИТЬ, II спр., пишу И;

если – не на -ИТЬ, I спр., пишу Е.

Пишшь – писать, I спр., пишешь.

Задание 2. Тестовые задания. Предназначены для развития умений оценивать результаты своей деятельности.

1. На какие вопросы отвечает глагол?

А) что делает? Что сделает?

Б) какой? Какая? Какое?

В) кто? Что?

2. Что обозначают глаголы?

А) предмет;

Б) действие предмета;

В) Признак предмета.

3. На какой вопрос отвечает глагол читает?

А) что делает?

Б) что сделает?

В) что делать?

4. Найдите глаголы

А) скучает, читает, думает

Б) книга, ум, знание

В) красивый, умный, щедрый

5. Прочитайте текст и сосчитайте глаголы. Укажите их количество в тексте. "В болоте вывелись утята. Скоро утка поведёт их к озеру. Малыши хорошо плавают, ныряют и даже бегают по воде. Услышат утята лай собак – и все к маме-утке".

А) 5; Б) 7; В) 6

6.Отгадай загадки. Вставь пропущенные буквы.

1) Всегда во рту, а не проглотишь.

а) е б) и

Рогат, да не бык, шесть ног без копыт, летит — во...т, сяд...т — землю ро...т.

а) е б) и

3) пришёл барин с грядки, весь в заплатках, кто ни взлян...т, всяк заплач...т.

а) е б) и

4) на стене висит, болта..тся, свяк за него хвата...тся

а) е б) и

5) Отбав...шь — больше будет, прибав..шь — менньше станет

а) е б) и

6) Весна пригреве...т — он шубу надева...т, зима подойдёт — снима...т.

а) е б) и

7) Сидит — зелене..т, летит — желте..т, лежит — черне..т.

а) е б) и

8) Под кустами, под ёлками кат...тся клубок с иголками.

а) е б) и

7. Вставь пропущенные буквы.

1) Буря мглою небо кро...т,

Вихри снежные крутя;

То как зверь она заво...т,

То заплач..т, как дитя.

(А. Пушкин)

а) е б) и

2) Куст заден..шь плечом -

На лицо тебе вдруг

С листьев брызн...т

Роса серебристая.

(И. Никитин)

а) е б) и

3) Поёт зима — аука...т,

Мохнатый лес баюка...т

Стозвоном сосняка.

(С. Есенин).

а) е б) и

4).... Последний луч зари на башнях умира...т,

Последняя в реке блестящая струя

С потухшим небом угаса..т.

(В. Жуковский)

а) е б) и

Итак, почти на каждом этапе реализуются регулятивные универсальные действия. Рассмотренные приемы формирования регулятивных УУД позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться.

Учащийся

- принимает и сохраняет учебную задачу;

- учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планирует совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

- переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную;

- осваивает правила планирования, контроля способа решения;

- осваивает способы итогового, пошагового контроля по результату.

Список использованной литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования – 2011. – URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408

  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володорская и др.]; под.ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. -151с.

  3. Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе [Электронный ресурс] // Томск: сайт МБОУ СОШ №22: http://www.school22.tomsk.ru/files/img/monitor.doc (дата обращения 16.06.2012).

  4. Яндыганова, Л. Ю. Формирование УУД на уроках в начальной школе

Просмотров работы: 1712