МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ О ВРЕМЕНАХ ГОДА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ О ВРЕМЕНАХ ГОДА

Шипилова А.А. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современной начальной школе реализуются требования Федерального государственного образовательного стандарта, включающие организацию внеурочной деятельности младших школьников. Одним из направлений внеурочной деятельности по литературному чтению может стать изучение стихотворений о временах года. Данное направление поможет воспитать художественный вкус, интерес к поэтическому творчеству, расширит кругозор учащихся, познакомит их с приметами, с пословицами, с образными выражениями, обогатит словарный запас, укрепит чувство патриотизма, сопричастности к природе родного края. Изучение творчества А.Б. Павлова, магнитогорского поэта – благодатный материал для проведения внеурочной работы по литературному чтению и краеведению.

Александр Борисович Павлов (1950-2011) – поэт, журналист, член Союза писателей России, лауреат премии имени Д.Н. Мамина-Сибиряка, автор поэтических книг: «Предгорье» (1976), «Пологий свет» (1982), «Сверим время» (1983). В 1996 году в Южно-Уральском книжном издательстве вышла самая объёмная книга Александра Борисовича «Город и поэт».

В этой книге содержится цикл стихотворений с необычным названием «Звёздный дом». В этом цикле есть двенадцать стихотворений о каждом месяце года.

Учащиеся могут прочитать стихотворения, объяснить значение трудных слов, отдельные строки могут выучить наизусть, попробовать по желанию составить подобный календарь на основе стихотворений А.Б. Павлова.

Рассмотрим особенности стихотворений данного цикла.

Открывает цикл стихотворение «Январь-просинец», в котором поэт называет отличительные признаки этого месяца: январь «открывает календарь», «в белой шубе спит земля», «под пуховой шапкой дом, дремлют реки подо льдом». Мы узнаём о зимних приметах: «над избушкой дым столбом – будет день морозный», «круторогая луна слишком улыбается – это к холоду она силы набирается». Для поэта мороз «Стужайло», он «на окне вывел хризантемы, папоротник, сад, просто диво-дивное».

Автор знакомит нас с тем, как зимуют звери: «спит сурок, барсук», « с тёплой лапой на носу спит медведь-боярин». С одной стороны «глухозимье, сонь и снег», то есть тишина, сон, а с другой стороны, не умолкает птичья песня, чья же? Это «взяли снегири гусли-самогуды», «дует рядышком в свирель непоседа-свиристель». А вот и загадка: «Что за яблоки висят, пламенеют с веток? От какой такой зари птицы красногруды?»

Мы сразу проникаемся доверием к поэту, который учит нас быть наблюдательными, бережно относиться к миру природы. Хотя январь с «лютым холодом», «заморозил воду», но «не убил природу», ведь весной вся она «встрепенётся ото сна». А пока ведёт поэта в лес лыжня. Вот он, здоровый образ жизни, за который все мы ратуем.

Стихотворение «Февраль-бокогрей» звучит как песня. Это «метелицы и вьюги» «завывают, февралят, ставят белые сугробы». Февраль для поэта – «снежень-баловень», «лютый лютень, вьюговей». Сколько новых слов придумал поэт, чтобы описать этот месяц! Вместе с поэтом мы радуемся тому, что «много снега на полях – много хлеба в закромах».

Александр Борисович, словно сказочник, рассказывает нам удивительные зимние сказки о «лопоухом кавалере», который пригласил на свадьбу, накрыв стол под ёлкой с угощением корою. Волку «серому не спится, в жёны взял себе волчицу», «лис женился на лисе». Все веселились от души, «задавали гопака, след печатали, разбудили барсука с барсучатами». Вспомнил поэт и про бабушкины варежки, так как месяц «лютый» проверяет, в чём одетый, в чём обутый. Был ли трудолюбив осенью, когда нужно было припасти к зиме дрова. Заканчивается стихотворение «думой в самом сладком сне о красавице-весне».

И читатель с нетерпением ждёт описания природы в стихотворении «Март-протальник». С поговорки начинается описание марта: «Всё же как зима ни злится, только марту покорится». Поэт обращается к марту: «Чудодей! Весели и тешь людей!» И опять поговорка: «Если в марте нет воды, то в апреле нет травы».

Звучит приветствие марту, утром года называет его поэт, «весною света». В лесу «пустил росток тёплых дней разведчик – мать-и-мачеха – цветок, за весну ответчик». Автор замечает, что «опушилась верба. Скоро ляжет у крыльца золотистая пыльца». В жизни птиц произошли перемены: «яйца в гнёздах у ворон», «слышно песню глухаря». «Звери заняты с утра: шубы им менять пора». «Пробудившись, влез на сук деловитый бурундук». «У медведя (на пороге пробуждения земли) в тёплой заспанной берлоге потягушеньки пошли». Вот таков март-разнопогодник!

Что же заметит в апреле наш гениальный художник слова А.Б. Павлов?

В стихотворении «Апрель-водолей» четвёртый месяц года автор называет «квитень» («медуница сквозь листву появилась наяву»), «снегогон». «Велика апреля сила, весноводье, даль светла». Прибавился день. «Сладок нынче сок в берёзах», но с грустью автор называет апрель-берёзозол. Надо беречь природу, не калечить берёзовые стволы,- предупреждает поэт.

У птиц большие перемены: «все пернатые в заботах – семьи, гнёзда завели». «Чибис утром прилетел», «с горихвосткой покалякал и зорянку разбудил», прилетели кулики, скворцы, «токуют косачи», «на глухих лесных болотах пляшут пляски журавли». Мажорно завершается стихотворение:

«Водолей-апрель идёт, а весна сияет, как заправский скороход, к северу шагает».

И вот наступает «май-травень» («слышно, как растёт трава»). Поэт замечает: «зеленеет в поле травка – значит, молока прибавка»; «май холодный – год хлебородный»; «май с дождями, май сырой – значит, в колосе зерно».

Всё расцветает в мае: «золото купальниц», «синева незабудок», берёза под окошком «наряжается в серёжки», «за черёмухой в ложбине набирает цвет рябина». «Дарят чистую накидку лесу-баловню в избытке с белым цветом, майским снегом». Как точно, поэтически нежно описывает приметы мая автор.

Кукушка ждёт кладки маленьких пернатых, чтоб «содеять вероломство – подложить своё потомство». «Спорят вновь, опережая беспокойных маток, с быстролётами-стрижами стригунки-лосята». Нам слышен «свистозарник соловьиный», так как «сходится с зарёй заря».

Ласково поэт прощается с маем: «Шум зелёный, словно песня, даль прозрачна и ясна, до свиданья, май-кудесник, до свидания, весна».

В стихотворении «Июнь-разноцвет» немало примет: «вновь пора солнцеворота – солнце на зиму воротит, ну а лето – на жару»; «а уж если не полоть – так и хлеба не молоть»; «коси, коса, пока в полюшке роса»; «если вовремя скосили, значит, в сене мёда пуд. Хочешь – в стог заваливай, хочешь – в чай заваривай!»

Июнь для поэта – «румянец года, светлояр и светозар», «лета первенец, муравник, хлеборост и гнездовик». Музыкой звучат слова поэта.

Как наблюдателен автор, какие яркие сравнения использует он для описания июньских примет: «вся в цвету стоит рябина: поздним заморозкам – крест», «от кипрея, иван-чая ходит кругом голова», «шиповниковы розы нам о лете говорят», «папоротник динозавров помнит».

Всё в движении в мире животных и птиц: «осторожная тетёрка водит по лесу птенцов», «плутоватые лисята шустро выбрались из нор». Самая яркая примета июня – «перволетье над лесами, за зарёй спешит заря, и светло от самых-самых длинных дней календаря».

Читатель внимательно следит за изменениями в июле (стихотворение «Июль-грозовик»). Июль – «макушка лета, зрелость, праздник лета, сенозарник и страдник». Июльские приметы – «у ежа нора закрыта – будет градом не побита», «наступил большой покос – время самых длинных рос», «если зёрна в колоске – не валяйся в холодке».

Вновь автор призывает беречь природу: «чтоб к лисичке наклониться. А в лукошке чтоб – сполна, береги, дружок, грибницу, сотни лет живёт она». Особой поэзией наполнены строки: «солнце летнее смеётся в каждой бусинке росы», «по июлю – сердцу лета – россыпь ягод и грибов, тяжелеют яблонь ветки от тучнеющих плодов», «упивается нектаром золотистая пчела».

Чем запомнился поэту «август-серпень», «месяц-жнивень, густоед и хлебосол»? Встарь август называли «припасиха-собериха, ленорост или густарь», потому что «лён по лугу расстилали, густо ели – полон стол».

Приметы августа: «розовый прибой гречихи, лён лазурный», «дождик-грибосей , грузди, рыжики предлагает влажный бор». «Мёдом пасека пропахла – знатен августовский сот», «манит созревшей шишкой на пиршество кедрач».

Быстро «сгорают золотые лета дни». Впереди грустная пора осени.

Но и осенью поэт видит красоту. В стихотворении «Сентябрь-листопадник» автор любуется «златоцветом со всех сторон», «ковром красавца-листа». «Серебрит ночами осень чутким инеем стерню». «Равноденствием осенним месяц этот знаменит». Поэт призывает своих читателей запастись подсолнухом и тыквенными семенами, чтобы подкармливать птиц зимой.

В сентябре «молочные туманы», «птичьи караваны с плачем тянутся на юг».

Для описания октября А.Б. Павлов нашёл точные слова: «месяц-хлебник, древопилец», собран «урожай-кормилец», «месяц первого предзимья, месяц свадеб и любви». Самое приметное в октябре: «по осеннему ненастью насчитали семь погод: сеет, веет, мутит, крутит, сверху льёт, внизу метёт». Явились гости с севера: «слышен дятел-работяга, принеслась синиц ватага и чечёток, и пищух; с тихим посвистом порхают у калины снегири, свиристели отдыхают на рябинах до зари». Но даже в «унылом месяце», где «слякоть, ветры и дожди», поэт находит доброе и светлое: лесоводы садят лес, «значит, жизнь идёт вперёд, продолжается, зовёт».

В ноябре (стихотворение «Ноябрь-полузимник») рад народ: в амбарах груды хлеба, овощи – горой». Автор называет ноябрь «зимы ворота, года сумерки».

Вместе с поэтом мы наблюдаем за тем, как «рябчик-лакомка – к рябине, зайцы-беляки в мелколесье примеряют башмаки», «мышкованье у лисицы», «у бобров с комфортом хатки, и в любой лихой мороз сытно в них, тепло и сладко, а харчей на зиму – воз».

Поэт философски замечает: «ход природы мудр и вечен и, порядок свой храня, в ноябре рассвет и вечер повстречались среди дня». Самые темные дни, пасмурные, без солнца наблюдаются в ноябре, но «светятся дома» уютом, теплом бесед и заботы друг о друге в семьях.

А вот и последний месяц подоспел, «декабрь-студень». Этот месяц «глаз тешит снегом, морозом уши жжёт, на окне узоры плетёт». Немало примет увидел поэт: «под стреху сорока влезла – ждать погоду бесполезно», «воробей укрыться рад – будет верный снегопад», «а с утра пищит синица – тут морозу объявиться», «у барометров-ворон все прогнозы испокон: на пургу – купаться рады, на мороз – орут, галдят, хороводят – к снегопаду, на земле – к теплу сидят». Декабрь – «полночь года, хладолюб и снегояр». Декабрь «стелет белые холсты, а мороз навёл мосты». Поэт вспомнил, что «в зимний холод всякий молод», «летом, что ногой копнёшь, то зимой рукой возьмёшь».

В последних строках цикла автор делает вывод о том, что «много дивного в природе, тайн, загадок и красот… Скоро грянет новогодье, до свиданья, старый год!»

Александр Борисович Павлов помог нам, читателям, разгадать многие тайны, загадки природы, раскрыл красоту родного края, увлёк путешествием в лес, на реку, по полям, заставил внимательно вчитаться в каждую строчку, насладиться мелодикой русской речи, родного слова.

Мы уверены, что изучение цикла «Звёздный дом» обогатит словарный запас младших школьников, расширит их кругозор, обеспечит личностное развитие.

Литература

1.Павлов А.Б. Город и поэт: стихи/ А.Б. Павлов.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во, 1996.- 560с. (С.437-468)

Просмотров работы: 1378