РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО УЧЕБНИКУ Л. Я. ЖЕЛТОВСКОЙ «РУССКИЙ ЯЗЫК», 3 КЛАСС («ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ») - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО УЧЕБНИКУ Л. Я. ЖЕЛТОВСКОЙ «РУССКИЙ ЯЗЫК», 3 КЛАСС («ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»)

Иванова П.И. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитие речи – важная задача обучению языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется в процессе овладения речью, через речь, в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

Цель данной работы - раскрыть возможности учебника «Русский язык» Л.Я. Желтовской для формирования коммуникативных умений в 3 классе.

Коммуникативная направленность характеризуется тем, что на первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения, или коммуникации. Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех её видах: чтении, говорении, письме, аудировании. При этом осуществляется комплексное овладение всеми видами речевой деятельности как необходимое условие общения. Особенность коммуникативно-ориентированного преподавания русского языка состоит не только в том, что на первый план выдвигается практическая цель формирования навыков общения. Очень важно, что путь к этой цели - практическое пользование языком. Иначе говоря, практическая речевая направленность — это не только цель, но и средство.

Коммуникативная компетентность – это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения.

В основу данного учебника заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи. В учебнике для 3 класса центральное место занимают упражнения, нацеленные на освоение учащимися основной для родного языка – коммуникативной функции, осознание в перспективе взаимосвязи функций слова, предложения, текста, их своеобразия и оформления в устной и письменной речи. Таким образом, реализуется ведущая задача обучения родному языку – развитие речи школьников. Учебник характеризуется яркой практической направленностью на пользование языком, актуальностью.

Материал подобран с опорой на существенные признаки изучаемых языковых явлений. Структурирование учебного материала идёт с учётом объективно существующих связей между мотивационной, содержательной и нормативной сторонами языка, а также между разделами языка. В 3 классе по учебнику «Русский язык» предусматривается целенаправленное наблюдение над словом, предложением, текстом как единицами речи и языка, их функциями в общении.

Языковые и речеведческие сведения используются учащимися практически, в ходе учебно-познавательной деятельности: в процессе речевого оформления результатов своих наблюдений, анализа учебных мини-текстов, ответов на вопросы, включенных в учебник, сравнений и сопоставлений, предусмотренных заданиями упражнений. Предметом постоянного внимания является лексическое значение слова, его употребление в тексте, связь между предложениями в тексте, между словами в предложении, роль текстовых синонимов (практически).

Речь – очень широкая сфера деятельности человека. М.Р.Львов выделяет несколько уровней в организации речевой работы: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический, текстовый. Эти уровни тесно связаны между собой и отражают объективно существующие в языке связи между различными его единицами (звуком, словом, словосочетанием, предложением, текстом).

Рассмотрим материал учебников по уровням в развитии речи1. Произносительный уровень. Произношение звуков родной речи к моменту поступления ребёнка в школу уже в основном усвоено, но из акустического потока выделять конкретные звуки ему нелегко. У некоторых детей есть трудности в произношении некоторых звуков. Произносительная работа планируется по направлениям: техника речи, дикция, орфоэпия, интонация. В учебнике содержится «Орфоэпический словарик» (с.130), помогающий усвоить акцентологические нормы: инструмент, одновременно, столяр.

2. Лексический уровеньили словарная работа, так как слово- это основная единица речи, то от богатства и мобильности словаря личности зависит качество речи и успешность общения. Не следует забывать, что речь имеет несколько видов, поэтому следует строить словарную работу не только в ключе говорения, но и в письменной форме, в аудировании, в чтении.

1. В упр.10 (с.9) учащиеся выясняют лексическое значение слова, отвечая на вопрос: Как называют нежную белую кожицу ствола берёзы.

1. Упр.9 (с.44).Рассмотрим страничку из «Школьного словообразовательного словаря» автора А. Тихонова. Какие слова образованы от слов стол, столяр? С помощью каких частей слова?

2. В упражнении № 10 проводится игра «Составь слово», учащиеся образуют гнездо родственных слов с корнями: СЛОВО, ВЕСТЬ, КЛАД, ГЛАВА.

3.В тексте упражнения № 13 школьники могут найти глаголы-синонимы: СИЯЛО, СВЕРКАЛО, ИСКРИЛОСЬ; РАЗГОРЕТЬСЯ, РАСПЛАВИТЬСЯ.

Большим достоинством учебника является наличие «Толкового словаря» (с.131-133), «Словарика синонимов» (с.131) и «Этимологического словарика» С9134-135).

3. Синтаксический уровень. Высшим уровнем языковой системы является синтаксический уровень.

На этом уровне ведётся работа над словосочетанием и предложением.

Цель работы на синтаксическом уровне - это выработать у учащихся механизмы построения простейших единиц речи- словосочетания и предложения, добиться ясного понимания внутренних связей в предложении и значений.

Образцы упражнений со словосочетаниями, в которых основное внимание обращается на задачи развития речи учащихся:

1.Построй и запиши предложения из слов и словосочетаний.

1)встретил нас, Полкан, радостный лай;

2) долгожданная весна, наступает;

3) вернулись из леса, мы, поздний вечер.[упр. 100 стр. 77]

2.Закончи (предложения), вставь нужные по смыслу слова:

1)С помощью слов и словосочетаний мы … предметы и явления, а с помощью предложений … мысли и чувства.

2) При анализе строения словосочетания указываем части речи, а при анализе строения предложения … .

3) С помощью приставок и суффиксов уточняем значения слов, а с помощью второстепенных членов предложения … … .[упр. 134 стр. 90]

3.Упр.45 (с.122). Учащиеся учатся восстанавливать предложения в тексте.

4.Упр.47 (с.122). Школьники распространяют предложения второстепенными членами по схеме.

5. Уровень связной речи или уровень текста. Текст обладает единством темы и замысла, относительной завершённостью, определённой внутренней структурой, синтаксическими и логическими связями внутри его компонентов и между ними. В практике начального обучения приняты следующие виды текстовых упражнений, группирующихся по трём направлениям или методам: «по образцу», конструктивные и коммуникативно-творческие.

1. Упр.74 (с.32). Дети читают текст, определяют его тип, выясняют тему и главную мысль.

Красив и чудесен русский лес зимою. Лежат под деревьями глубокие, чистые сугробы. Тяжёлыми шапками белого снега покрыты зелёные ветви высоких и маленьких елей. Вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. Весёлым свистом качаются на шишках стайки красногрудых клестов.

Определяют, с помощью каких лесных зарисовок автор раскрывает тему и основную мысль.

2. Упр.152 (с.96). Учащиеся знакомятся с необычной сказкой молодого автора Н. Абрамцевой, выясняют тип текста, де6лят текст на части, составляют план, чтобы письменно передать содержание текста. Задание сформулировано таким образом, что составленный план будет помогать учащимся вспомнить , о чём говорится в каждой части.

3.Многие задания предполагают работу в парах. Упр.153 (с.97). Авторы учебника просят детей обменяться своими суждениями, найти доказательства для разъяснения причины появления дождя и оценить убедительность доказательств.

4.Упр.4 (с.39). Учащиеся учатся составлять инструкцию «Как сделать кормушку». Сначала продумывают план своей инструкции, затем читают и выбирают словосочетания, которые помогут составить текст инструкции.

5. В упр.46 (с.122) учащиеся наблюдают, как строится текст инструкции «Как сделать аппликацию из ткани».

6.В упр. 49 (с.123) школьники учатся делить текст на части, выясняют тип текста в каждой части, составляют план, записывают рассуждение. Следует отметить красоту, выразительность текстов, представленных в учебнике.

7.В упр.3 (с.125) учащиеся проверяют себя, умеют ли они добывать информацию из разных источников. С этой целью они высказывают свои предположения, о чём будет текст, если его автор Г. Снегирёв, а название текста «Любопытные». Затем прочитывают план (1. Пингвины очень любопытны. 2.Любители «музыки» примуса.), уточняют свои предположения. После этого учащиеся читают текст и пишут изложение. Памятка 7 «Как подготовиться к изложению» помещена на с.139. В ней определена последовательность работы над изложением. Работа по памятке воспитывает самостоятельность, направлена на овладение младшими школьниками основными речевыми умениями.

Все структурные составляющие комплекта «Планета знаний» позволяют прежде всего формировать у учащихся такие общеучебные умения и навыки, как: умение решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций; работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами; овладевать первоначальными умениями поиска необходимой информации; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи; определять способы контроля и оценки деятельности; определять причины возникающих трудностей и пути их устранения; умение договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.

Список используемой литературы:

  1. Желтовская Л. Я. Русский язык. учебник в 2-х частях Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина УМК «Планета знаний» Издание 2-е, – М: АСТ: Астрель; Москва: 2012.)

2. Львов, М. Р. Основы теории речи М. Р. Львов – М:. Академия, 2000. – 248 с.

  1. Пасов, Е,И. Коммуникативный метод в обучении иностранному языку / Е.И. Пасов — М.: Просвещение, 2000.

Просмотров работы: 6620