ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ В 3 КЛАССЕ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ В 3 КЛАССЕ.

Кинжебулатовой Н.И. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня школа пытается попасть в ногу со временем. Она переходит на новый Федеральный государственный общеобразовательный стандарт (ФГОС). Основным требованием ФГОС является личностное развитие школьника и формирование универсальных учебных действий.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. [4]

В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. [5]

Достижение «умения учиться», как требование ФГОС к результатам образования начальной ступени, предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Таким образом, умение учиться – фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений, образа мира.[6]

В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:

1. Личностные УУД, обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события, знание моральных норм) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

2. Познавательные УУД, включающие следующие действия: общеучебные, логические, постановки и решения проблем.

3. Коммуникативные УУД, включающие планирование учебного сотрудничества, постановку вопросов, разрешение конфликтов, управления поведения партнера, умение выражать свои мысли.

4. Регулятивные УУД, включающие действия саморегуляции и обеспечивающие организацию учебной деятельности.[3]

Особую важность имеют регулятивные универсальные учебные действия, которые включают: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; контроль в форме сопоставления способа действия и его результата; коррекция — внесение необходимых дополнений; оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; саморегуляция как способность к восстановлению сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. [4]

Регулятивные УУД. При объявлении темы урока задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке учебной задачи. Так, учащиеся учатся формулированию темы урока через введение в урок проблемной ситуации, что позволяет определить границы знания и незнания. Например, на уроке русского языка при изучении раздела орфографии темы: «Правописание слов с непроизносимыми согласными» предлагается ряд заданий.

Задание 1. Найди в столбике лишнюю букву.

Б К Х МВ ДТ НЗ С Ц ВЛ Ф Ч Р

Л буква, которая обозначает согл., звон. непарн. звук 2 – Д-звон,парн, 3 – Т– глухой, парный, В – звонкий, парный)(Л,Д,Т,В) что общего у них? (в словах могут писаться, а звука не слышим)Как такие буквы называются? (Непроизносимые)

Задание 2. Составь алгоритм.

1. Нахожу опасное сочетание согласных в корне.

2. Ставлю после него гласный или на конец слова.

3. Если согласный произносится, пишу в опасном сочетании.

2.

Алгоритм проверки парных звонких и глухих согласных

  1. Нахожу парную согласную на конце слова или перед согласным.

  2. Изменяю, слово так, чтобы после согласного стоял гласный или буква Н.

  3. Перед гласным или перед Н пишется… .

  4. Пишу эту согласную на конце слова или перед другим согласным.

Способы проверки парных согласных

Изменяю слово:

  1. Один → много: утюг – утюги.

  2. Что → много чего? или где?

дорожка – дорожек; юг – на юге.

Подбираю однокоренное слово:

1. Большой → маленький:

Город - городок.

2. Маленький → большой:

Шубка – шуба.

3. С уменьшительно-ласкательным значением:

Клюв – клювик.

4. Что? (предмет) – Какой (признак):

Мороз – морозный.

Задание 3. Самоконтроль и самооценка.

1. Укажите слова с пропущенными согласными

.о.и.е.ь (водитель)

.а..о.огия (тавтология)

2. Подчеркни в словах орфограммы и вставь вместо точек

….о (седло)

лес, весна, звездный, солнце.

3. Укажите опасные сочетания с непроизносимыми согласными

стн, стр, всл, лнс, здн. (стн, здн)

4. Замени одним словом, близким по смыслу, где есть непроизносимая согласная.

1) Центральный орган кровообращения

2) Приспособление, по которому поднимаются вверх и спускаются вниз.

3) Яркое светило

4) Приветствие при встрече

а) Праздник

б) Здравствуйте

в) сердце

г) лестница

д) солнце

Ответ: 1в, 2г, 3д, 4б

5. В какой строчке все слова пишутся с «д»

а) извес…ный, ярос…ный, грус…ный

б) чудес…ный, опас…ный

в) звез…ный, праз…ник, сер…це

г) чес…ный, счас…ливый, яс…ный

Ответ: в.

Задание 4. Прочитай текст. Сколько в нем слов с непроизносимыми согласными в корне?

Грустно и радостно

Странный в сентябре лес — в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Поблекшие травы и зацветающие цветы. Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. ( Н. Сладков )

1)2

2)3

3)4

Таким образом, сегодня, на наш взгляд, включение в урок проблемных ситуаций, построение урока в технологии деятельностного метода обучения способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся, даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.

Список используемой литературы:

1. Андреева, К. М. Регулятивные универсальные учебные действия [Электронный ресурс] // сайт ГБОУ СОШ № 547: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/12/06/regulyativnye-universalnye-uchebnye

2. Никитчук, Т. Н. Правописание непроизносимых согласных в корне слова" (3-й класс) [Электронный ресурс: http://festival.1september.ru/articles/563591/ ]

3. Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе [Электронный ресурс] // Томск: сайт МБОУ СОШ №22: http://www.school22.tomsk.ru/files/img/monitor.doc (дата обращения 16.06.2012).

4. Фролова, Л. А. Русский язык: Тесты. 3 класс /Л.А. Фролова.- Тула: Родничок, М.: Астрель, АСТ,2011.-64с.

5. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Универсальные учебные действия. Электронный ресурс доступа: http://college.ru/pedagogam/450/451/454/466/

6. Шамсутдинова, З. Ф. Развитие универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе / [Электронный ресурс доступа] // Ульяновск: сайт МБОУ СОШ № 64: http://ped-kopilka.ru/blogs/ramil-farukovich-shamsutdinov/razvitie-universalnyh-uchebnyh-deistvii-na-urokah-ruskogo-jazyka-v-nachalnoi-shkole.html

Просмотров работы: 2323