В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. [4]
В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. [5]
Достижение «умения учиться», как требование ФГОС к результатам образования начальной ступени, предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Таким образом, умение учиться – фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений, образа мира.[6]
В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:
1. Личностные УУД, обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события, знание моральных норм) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
2. Познавательные УУД, включающие следующие действия: общеучебные, логические, постановки и решения проблем.
3. Коммуникативные УУД, включающие планирование учебного сотрудничества, постановку вопросов, разрешение конфликтов, управления поведения партнера, умение выражать свои мысли.
4. Регулятивные УУД, включающие действия саморегуляции и обеспечивающие организацию учебной деятельности.[3]
Особую важность имеют регулятивные универсальные учебные действия, которые включают: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; контроль в форме сопоставления способа действия и его результата; коррекция — внесение необходимых дополнений; оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; саморегуляция как способность к восстановлению сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. [4]
Регулятивные УУД. При объявлении темы урока задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке учебной задачи. Так, учащиеся учатся формулированию темы урока через введение в урок проблемной ситуации, что позволяет определить границы знания и незнания. Например, на уроке русского языка при изучении раздела орфографии темы: «Правописание слов с непроизносимыми согласными» предлагается ряд заданий.
Задание 1. Найди в столбике лишнюю букву.
Б К Х МВ ДТ НЗ С Ц ВЛ Ф Ч Р
Л буква, которая обозначает согл., звон. непарн. звук 2 – Д-звон,парн, 3 – Т– глухой, парный, В – звонкий, парный)(Л,Д,Т,В) что общего у них? (в словах могут писаться, а звука не слышим)Как такие буквы называются? (Непроизносимые)
Задание 2. Составь алгоритм.
1. Нахожу опасное сочетание согласных в корне.
2. Ставлю после него гласный или на конец слова.
3. Если согласный произносится, пишу в опасном сочетании.
2. |
Алгоритм проверки парных звонких и глухих согласных
|
|
Способы проверки парных согласных |
||
Изменяю слово:
дорожка – дорожек; юг – на юге. |
Подбираю однокоренное слово: 1. Большой → маленький: Город - городок. 2. Маленький → большой: Шубка – шуба. 3. С уменьшительно-ласкательным значением: Клюв – клювик. 4. Что? (предмет) – Какой (признак): Мороз – морозный. |
Задание 3. Самоконтроль и самооценка.
1. Укажите слова с пропущенными согласными
.о.и.е.ь (водитель)
.а..о.огия (тавтология)
2. Подчеркни в словах орфограммы и вставь вместо точек
….о (седло)
лес, весна, звездный, солнце.
3. Укажите опасные сочетания с непроизносимыми согласными
стн, стр, всл, лнс, здн. (стн, здн)
4. Замени одним словом, близким по смыслу, где есть непроизносимая согласная.
1) Центральный орган кровообращения
2) Приспособление, по которому поднимаются вверх и спускаются вниз.
3) Яркое светило
4) Приветствие при встрече
а) Праздник
б) Здравствуйте
в) сердце
г) лестница
д) солнце
Ответ: 1в, 2г, 3д, 4б
5. В какой строчке все слова пишутся с «д»
а) извес…ный, ярос…ный, грус…ный
б) чудес…ный, опас…ный
в) звез…ный, праз…ник, сер…це
г) чес…ный, счас…ливый, яс…ный
Ответ: в.
Задание 4. Прочитай текст. Сколько в нем слов с непроизносимыми согласными в корне?
Грустно и радостно
Странный в сентябре лес — в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Поблекшие травы и зацветающие цветы. Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. ( Н. Сладков )
1)2
2)3
3)4
Таким образом, сегодня, на наш взгляд, включение в урок проблемных ситуаций, построение урока в технологии деятельностного метода обучения способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся, даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.
Список используемой литературы:
1. Андреева, К. М. Регулятивные универсальные учебные действия [Электронный ресурс] // сайт ГБОУ СОШ № 547: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/12/06/regulyativnye-universalnye-uchebnye
2. Никитчук, Т. Н. Правописание непроизносимых согласных в корне слова" (3-й класс) [Электронный ресурс: http://festival.1september.ru/articles/563591/ ]
3. Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе [Электронный ресурс] // Томск: сайт МБОУ СОШ №22: http://www.school22.tomsk.ru/files/img/monitor.doc (дата обращения 16.06.2012).
4. Фролова, Л. А. Русский язык: Тесты. 3 класс /Л.А. Фролова.- Тула: Родничок, М.: Астрель, АСТ,2011.-64с.
5. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Универсальные учебные действия. Электронный ресурс доступа: http://college.ru/pedagogam/450/451/454/466/
6. Шамсутдинова, З. Ф. Развитие универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе / [Электронный ресурс доступа] // Ульяновск: сайт МБОУ СОШ № 64: http://ped-kopilka.ru/blogs/ramil-farukovich-shamsutdinov/razvitie-universalnyh-uchebnyh-deistvii-na-urokah-ruskogo-jazyka-v-nachalnoi-shkole.html