Особенности деятельности предприятий ЖКХ, характер договорных условий с клиентами, а также требования действующей законодательной базы обуславливают специфику расчетных отношений с поставщиками и потребителями, характерными чертами которых являются значительное число контрагентов, включая население, которому действующим законодательством могут быть предусмотрены льготы и субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг. Это в свою очередь ведет к значительной доле дебиторской задолженности в составе оборотных активов. Результаты анализа состояния расчетов на предприятиях жилищно-коммунальной сферы региона (г.Новошахтинск Ростовской области) выявили низкий контроль за своевременностью и полнотой внесения заказчиками оплаты за жилищно-коммунальные услуги, несбалансированность дебиторской и кредиторской задолженностей, а также отсутствие финансового анализа. Поэтому в качестве приоритетных направлений совершенствования системы управления капиталом в сфере ЖКХ рекомендуются:
повышение информационно-аналитических возможностей контроля расчетов с дебиторами с учетом отраслевых особенностей предприятий;
усиление контрольной функции бухгалтерского учета расчетов с дебиторами;
внедрение в процесс управления капиталом процедур финансового анализа.
С учетом отраслевых особенностей деятельности предприятий ЖКХ можно выделить ряд признаков, определяющих специфику их расчетных отношений:
социальная значимость и непрерывность оказываемых ими услуг;
предоставление услуг категориям потребителей с различным уровнем платежеспособности и различными договорными условиями расчетов за жилищно-коммунальные услуги. Это требует раздельного отражения в бухгалтерском учете расчетных отношений (по категориям контрагентов), постоянного контроля над своевременностью и полнотой оплаты и систематизации информации о состоянии задолженности;
реализация услуг естественных монополий, что проявляется в государственном регулировании тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также в утверждении предоставляемых льгот и субсидий;
возмещение суммы льгот и субсидий из бюджета.
Оценка практики использования счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» для учета расчетов с дебиторами показала, что данный счет информационно загружен, затрудняет получение аналитических данных по категориям плательщиков, включая льготников, усложняет ведение контроля. Это ставит проблему обособления информации по расчетам с населением в учете, что можно реализовать путем открытия дополнительного счета 64 «Расчеты с населением за ЖК-услуги» (таблица 1).
Таблица 1 - Обоснование открытия счета 64 «Расчеты с населением за ЖК-услуги»
Проблемы, обуславливающие открытие счета |
Ожидаемый эффект |
1 |
2 |
1. Необходимость ведения полного бухгалтерского учета с 01.01.2013 г. (часть предприятий ЖКХ применяет УСН). 2. Котловой характер учета всех категорий дебиторов ослабляет контроль над погашением дебиторской задолженности. 3. Расчеты с населением не в полной мере соответствуют экономическому содержанию хозяйственных фактов, отражаемых на счете 62. 4. Так как порядок расчетов с населением не предусматривает предоплату услуг в течение месяца, а характеризуется их последующей оплатой по истечении месяца, на практике предприятия ЖКХ вынуждены осуществлять оказание услуг в кредит. 5. Трудоемкий процесс расчета фактической цены реализации услуг, который связан с предоставлением населению установленных законодательством льгот и субсидий и дальнейшим их возмещением из бюджета. 6. Имеется риск возникновения просроченной задолженности населения. |
1. Обособление в учете и отчетности задолженности по расчетам с населением, которая занимает значительную долю в составе дебиторской задолженности и является наиболее сложной для взыскания. 2. Информационная разгрузка счета 62, используемого традиционно для учета расчетов с данной категорией получателей. 3. Организация контроля над правильностью начисления платы за ЖК-услуги, расчетом и своевременностью предоставления льгот и субсидий, расчетами с бюджетом по возмещению льгот и субсидий |
Все вышеуказанное требует дополнительного контроля и обособления учета расчетов с населением на отдельном счете. При этом рекомендуется вести на счете 64 «Расчеты с населением за ЖК-услуги» аналитический учет по видам оказываемых услуг, а учет расчетов с юридическими лицами осуществлять на отдельных субсчетах, открываемых к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Эффективная система управления дебиторской и кредиторской задолженностью невозможна без действенной системы контроля расчетов. В качестве основных задач контроля расчетов с контрагентами, стоящими перед бухгалтерским аппаратом, можно выделить следующие:
контроль законности и правильности отражения в учете и отчетности сумм дебиторской и кредиторской задолженности;
контроль соблюдения платежной дисциплины и обеспечения сохранности средств в расчетах, соблюдения сроков выполнения обязательств, а также взыскания в судебном порядке просроченных сумм задолженности;
контроль сбалансированности дебиторской и кредиторской задолженности;
контроль обоснованности списания задолженности по истечении срока исковой давности.
С целью регулярного контроля расчетов с населением предложен следующий алгоритм контроля (рисунок 1).
Рисунок 1 – Алгоритм контроля расчетов с населением
Предложенный алгоритм расчетов с населением (а также разработанный в аналогичной форме алгоритм контроля расчетов с юридическими лицами) позволит осуществлять последовательно контрольные мероприятия в отношении расчетов с контрагентами и дать им оценку.
Исходя из требования осмотрительности и Приказа Минфина России №186н [1], предприятия обязаны формировать резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной. При этом резерв создается по результатам проведенной инвентаризации дебиторской задолженности. Так как величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от платежеспособности должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично, то в акте инвентаризации расчетов по сомнительным долгам рекомендуется отражать мероприятия, проведенные в рамках претензионной работы, например:
рассылка писем должникам с требованием погашения долга;
подписание актов взаиморасчетов с организацией-должником;
обращение в налоговые органы по поводу получения выписки из ЕГРЮЛ или справки налогового органа о ликвидации должника;
обращение в суд по поводу взыскания долга с должника.
Создание резерва (с указанием общего его размера, суммы по каждому сомнительному долгу и вероятности погашения долга), а также положение о введении счета 64 «Расчеты с населением за ЖК-услуги», алгоритм внутрихозяйственного контроля расчетов с населением, должны быть закреплены в учетной политике предприятий ЖКХ.
Существует широкий спектр программных продуктов, с помощью которых можно обеспечить учет, анализ и контроль основного и собственного капитала в системе управления капиталом («Суперменеджер», «БЭСТ», различные версии «1С: Бухгалтерия»), наиболее востребованной на сегодняшний день является версия «1С: Бухгалтерия 8». Она позволит формировать собственные формы внутренней отчетности, разработанные с учетом информационных потребностей предприятий ЖКХ.
В качестве процедур финансового анализа, рекомендуемых к внедрению в процесс управления, рекомендуется регулярное проведение анализа капитала. Процесс анализа капитала должен включать в себя два основных аспекта: оценка процесса формирования капитала и анализ функционирующего капитала (рисунок 2).
Рисунок 2 - Схема проведения анализа капитала
Особенно продуктивно в процессе анализа капитала использование балансовых методов анализа, которые позволяют изучать соотношение статей бухгалтерского баланса путем вычисления коэффициентов, характеризующих состояние капитала, его движение и результативность функционирования.
Систему показателей капитала рекомендуется формировать в трех основных направлениях: показатели рациональности структуры капитала, показатели финансовой устойчивости организации, показатели результатов функционирования капитала (уровня интенсивности и эффективности его использования). Кроме того, с целью совершенствования управления капиталом при проведении финансового анализа рекомендуется постоянно оценивать контрольные индикаторы состояния бизнеса предприятий ЖКХ.
Так арбитражные управляющие при проведении анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта-должника используют коэффициенты, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. №367 [2] (таблица 2), оценку которых желательно проводить регулярно.
Таблица 2-Финансовые показатели, утвержденные ПравительствомРФ
Группы коэффициен-тов |
Название коэффициента |
Порядок расчета |
Норма коэффициента |
1 |
2 |
3 |
4 |
Коэффициенты платежеспособности должника |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
Наиболее ликвидные оборотные активы / Текущие обязательства |
≥ 0,2-0,7 |
Коэффициент текущей ликвидности |
Ликвидные активы / Текущие обязательства |
≥ 2,0 |
|
Показатель обеспеченности должника его активами |
Сумма ликвидных и скорректированных внеоборотных активов / Обязательства |
≥ 1,0 |
|
Степень платежеспособности по текущим обязательствам |
Текущие обязательства / Среднемесячная выручка |
≥ 1,0 |
|
Коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость должника |
Коэффициент финансовой независимости |
Собственные средства / Совокупные активы |
≥ 0,5 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
(Собственные средства - Скорректированные внеоборотные активы) / Оборотные средства |
≥ 0,1 |
|
Доля просроченной кредиторской задолженности в пассивах |
Просроченная кредиторская задолженность / Совокупные пассивы |
≥ 0,1 |
|
Показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам |
(Долгосрочная дебиторская задолженность + Краткосрочная дебиторская задолженность + Потенциальные оборотные активы, подлежащие возврату) / Совокупные активы |
≥ 0,1 |
|
Коэффициенты, деловой активности должника |
Рентабельность активов |
Чистая прибыль (убыток) / Совокупные активы |
Не устанавливается |
Норма чистой прибыли |
Чистая прибыль / Выручка (нетто) |
Не устанавливается |
В заключение следует отметить, что предприятия ЖКХ на современном этапе нуждаются в разработке и реализации программ их финансового оздоровления и повышения инвестиционной привлекательности.
Литература
1. О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и признании утратившим силу Приказа Министерства Финансов Российской Федерации от 15 января 1997 г. №3 [Текст] : Приказ М-ва финансов РФ от 24.12.2010 №186н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, №13, 28.03.2011.
2. Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа [Текст] : Постан. Правительства РФ от 25.06.2003 №367 // Российская Бизнес-газета, №26, 08.07.2003