ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАПИТАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАПИТАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА

Стына Т.В. 1, Белоусова Л.Ф. 1
1филиал Южного федерального университета Новошахтинск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Особенности деятельности предприятий ЖКХ, характер договорных условий с клиентами, а также требования действующей законодательной базы обуславливают специфику расчетных отношений с поставщиками и потребителями, характерными чертами которых являются значительное число контрагентов, включая население, которому действующим законодательством могут быть предусмотрены льготы и субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг. Это в свою очередь ведет к значительной доле дебиторской задолженности в составе оборотных активов. Результаты анализа состояния расчетов на предприятиях жилищно-коммунальной сферы региона (г.Новошахтинск Ростовской области) выявили низкий контроль за своевременностью и полнотой внесения заказчиками оплаты за жилищно-коммунальные услуги, несбалансированность дебиторской и кредиторской задолженностей, а также отсутствие финансового анализа. Поэтому в качестве приоритетных направлений совершенствования системы управления капиталом в сфере ЖКХ рекомендуются:

  • повышение информационно-аналитических возможностей контроля расчетов с дебиторами с учетом отраслевых особенностей предприятий;

  • усиление контрольной функции бухгалтерского учета расчетов с дебиторами;

  • внедрение в процесс управления капиталом процедур финансового анализа.

С учетом отраслевых особенностей деятельности предприятий ЖКХ можно выделить ряд признаков, определяющих специфику их расчетных отношений:

  • социальная значимость и непрерывность оказываемых ими услуг;

  • предоставление услуг категориям потребителей с различным уровнем платежеспособности и различными договорными условиями расчетов за жилищно-коммунальные услуги. Это требует раздельного отражения в бухгалтерском учете расчетных отношений (по категориям контрагентов), постоянного контроля над своевременностью и полнотой оплаты и систематизации информации о состоянии задолженности;

  • реализация услуг естественных монополий, что проявляется в государственном регулировании тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также в утверждении предоставляемых льгот и субсидий;

  • возмещение суммы льгот и субсидий из бюджета.

Оценка практики использования счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» для учета расчетов с дебиторами показала, что данный счет информационно загружен, затрудняет получение аналитических данных по категориям плательщиков, включая льготников, усложняет ведение контроля. Это ставит проблему обособления информации по расчетам с населением в учете, что можно реализовать путем открытия дополнительного счета 64 «Расчеты с населением за ЖК-услуги» (таблица 1).

Таблица 1 - Обоснование открытия счета 64 «Расчеты с населением за ЖК-услуги»

Проблемы, обуславливающие открытие счета

Ожидаемый эффект

1

2

1. Необходимость ведения полного бухгалтерского учета с 01.01.2013 г. (часть предприятий ЖКХ применяет УСН).

2. Котловой характер учета всех категорий дебиторов ослабляет контроль над погашением дебиторской задолженности.

3. Расчеты с населением не в полной мере соответствуют экономическому содержанию хозяйственных фактов, отражаемых на счете 62.

4. Так как порядок расчетов с населением не предусматривает предоплату услуг в течение месяца, а характеризуется их последующей оплатой по истечении месяца, на практике предприятия ЖКХ вынуждены осуществлять оказание услуг в кредит.

5. Трудоемкий процесс расчета фактической цены реализации услуг, который связан с предоставлением населению установленных законодательством льгот и субсидий и дальнейшим их возмещением из бюджета.

6. Имеется риск возникновения просроченной задолженности населения.

1. Обособление в учете и отчетности задолженности по расчетам с населением, которая занимает значительную долю в составе дебиторской задолженности и является

наиболее сложной для взыскания.

2. Информационная разгрузка счета 62, используемого традиционно для учета расчетов с данной категорией получателей.

3. Организация контроля над правильностью начисления платы за ЖК-услуги, расчетом и своевременностью предоставления льгот и субсидий, расчетами с бюджетом по возмещению льгот и субсидий

Все вышеуказанное требует дополнительного контроля и обособления учета расчетов с населением на отдельном счете. При этом рекомендуется вести на счете 64 «Расчеты с населением за ЖК-услуги» аналитический учет по видам оказываемых услуг, а учет расчетов с юридическими лицами осуществлять на отдельных субсчетах, открываемых к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Эффективная система управления дебиторской и кредиторской задолженностью невозможна без действенной системы контроля расчетов. В качестве основных задач контроля расчетов с контрагентами, стоящими перед бухгалтерским аппаратом, можно выделить следующие:

  • контроль законности и правильности отражения в учете и отчетности сумм дебиторской и кредиторской задолженности;

  • контроль соблюдения платежной дисциплины и обеспечения сохранности средств в расчетах, соблюдения сроков выполнения обязательств, а также взыскания в судебном порядке просроченных сумм задолженности;

  • контроль сбалансированности дебиторской и кредиторской задолженности;

  • контроль обоснованности списания задолженности по истечении срока исковой давности.

С целью регулярного контроля расчетов с населением предложен следующий алгоритм контроля (рисунок 1).

Рисунок 1 – Алгоритм контроля расчетов с населением

Предложенный алгоритм расчетов с населением (а также разработанный в аналогичной форме алгоритм контроля расчетов с юридическими лицами) позволит осуществлять последовательно контрольные мероприятия в отношении расчетов с контрагентами и дать им оценку.

Исходя из требования осмотрительности и Приказа Минфина России №186н [1], предприятия обязаны формировать резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной. При этом резерв создается по результатам проведенной инвентаризации дебиторской задолженности. Так как величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от платежеспособности должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично, то в акте инвентаризации расчетов по сомнительным долгам рекомендуется отражать мероприятия, проведенные в рамках претензионной работы, например:

  • рассылка писем должникам с требованием погашения долга;

  • подписание актов взаиморасчетов с организацией-должником;

  • обращение в налоговые органы по поводу получения выписки из ЕГРЮЛ или справки налогового органа о ликвидации должника;

  • обращение в суд по поводу взыскания долга с должника.

Создание резерва (с указанием общего его размера, суммы по каждому сомнительному долгу и вероятности погашения долга), а также положение о введении счета 64 «Расчеты с населением за ЖК-услуги», алгоритм внутрихозяйственного контроля расчетов с населением, должны быть закреплены в учетной политике предприятий ЖКХ.

Существует широкий спектр программных продуктов, с помощью которых можно обеспечить учет, анализ и контроль основного и собственного капитала в системе управления капиталом («Суперменеджер», «БЭСТ», различные версии «1С: Бухгалтерия»), наиболее востребованной на сегодняшний день является версия «1С: Бухгалтерия 8». Она позволит формировать собственные формы внутренней отчетности, разработанные с учетом информационных потребностей предприятий ЖКХ.

В качестве процедур финансового анализа, рекомендуемых к внедрению в процесс управления, рекомендуется регулярное проведение анализа капитала. Процесс анализа капитала должен включать в себя два основных аспекта: оценка процесса формирования капитала и анализ функционирующего капитала (рисунок 2).

Рисунок 2 - Схема проведения анализа капитала

Особенно продуктивно в процессе анализа капитала использование балансовых методов анализа, которые позволяют изучать соотношение статей бухгалтерского баланса путем вычисления коэффициентов, характеризующих состояние капитала, его движение и результативность функционирования.

Систему показателей капитала рекомендуется формировать в трех основных направлениях: показатели рациональности структуры капитала, показатели финансовой устойчивости организации, показатели результатов функционирования капитала (уровня интенсивности и эффективности его использования). Кроме того, с целью совершенствования управления капиталом при проведении финансового анализа рекомендуется постоянно оценивать контрольные индикаторы состояния бизнеса предприятий ЖКХ.

Так арбитражные управляющие при проведении анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта-должника используют коэффициенты, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. №367 [2] (таблица 2), оценку которых желательно проводить регулярно.

Таблица 2-Финансовые показатели, утвержденные ПравительствомРФ

Группы коэффициен-тов

Название коэффициента

Порядок расчета

Норма коэффициента

1

2

3

4

Коэффициенты платежеспособности должника

Коэффициент абсолютной ликвидности

Наиболее ликвидные оборотные активы / Текущие обязательства

≥ 0,2-0,7

Коэффициент текущей ликвидности

Ликвидные активы / Текущие обязательства

≥ 2,0

Показатель обеспеченности должника его активами

Сумма ликвидных и скорректированных внеоборотных активов / Обязательства

≥ 1,0

Степень платежеспособности по текущим обязательствам

Текущие обязательства / Среднемесячная выручка

≥ 1,0

Коэффициенты, характеризующие

финансовую

устойчивость

должника

Коэффициент финансовой независимости

Собственные средства / Совокупные активы

≥ 0,5

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

(Собственные средства - Скорректированные внеоборотные активы) / Оборотные средства

≥ 0,1

Доля просроченной кредиторской задолженности в пассивах

Просроченная кредиторская задолженность / Совокупные пассивы

≥ 0,1

Показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам

(Долгосрочная дебиторская задолженность + Краткосрочная дебиторская задолженность + Потенциальные оборотные активы, подлежащие возврату) / Совокупные активы

≥ 0,1

Коэффициенты, деловой активности должника

Рентабельность активов

Чистая прибыль (убыток) / Совокупные активы

Не устанавливается

Норма чистой прибыли

Чистая прибыль / Выручка (нетто)

Не устанавливается

В заключение следует отметить, что предприятия ЖКХ на современном этапе нуждаются в разработке и реализации программ их финансового оздоровления и повышения инвестиционной привлекательности.

Литература

1. О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и признании утратившим силу Приказа Министерства Финансов Российской Федерации от 15 января 1997 г. №3 [Текст] : Приказ М-ва финансов РФ от 24.12.2010 №186н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, №13, 28.03.2011.

2. Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа [Текст] : Постан. Правительства РФ от 25.06.2003 №367 // Российская Бизнес-газета, №26, 08.07.2003

Просмотров работы: 963