ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Пономаренко А.К. 1, Сетракян О.А. 1
1филиал ЮФУ в г. Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Модернизация многих отраслей промышленности, образования, науки, медицины и инновации в области технологий являются приоритетным для России направлением развития. В связи с чем в последние десятилетия становиться актуальным особая форма взаимодействия власти и бизнеса – государственно-частное партнерство (ГЧП).

Государственно-частное партнерство представляет собой институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности – от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий. [1] Многообразие форм и методов ГЧП позволяет при сохранении важнейших национальных объектов в государственной собственности передавать часть правомочий собственника частному сектору. В качестве основных функций выступает сооружение, эксплуатация и содержание объектов производственной и социальной инфраструктуры, а также управление ими. Таким образом, в традиционно государственную сферу экономики привносятся своего частные товары и услуги, что создает условия для эффективного функционирования указанных объектов, оптимального управления ими, рационального использования ресурсов.

Проекты государственно-частного партнерства представляют собой особую конфигурацию интересов и соответствующих правомочий партнеров. Во-первых, государство как одна из сторон партнерства выступает в роли носителя общественно значимых интересов и целей, причем исполняет не только целеполагающую, но и контрольную функции. Во-вторых, выступая в роли участника хозяйственного оборота, оно заинтересовано как в эффективности общих результатов проекта, так и в обеспечении собственного коммерческого эффекта.

Анализируя опыт стран с развитой рыночной экономикой, можно выделить основные черты ГЧП, отличающие его проекты от других форм отношений государства и частного бизнеса [2]:

- длительные сроки действия соглашений о партнерстве (от 10 до 50 лет). Проекты обычно создаются под конкретный объект (порт, дорога, объект социальной инфраструктуры), который должен быть завершен к установленному сроку.

- специфические формы финансирования проектов: за счет частных инвестиций, дополненных государственными финансовыми ресурсами или же совместное инвестирование нескольких участников.

- обязательное наличие конкурентной среды, когда за каждый контракт происходит борьба между несколькими потенциальными участниками.

- распределение ответственности между партнерами: государство устанавливает цели проекта с позиций общественных интересов и определяет стоимостные и качественные параметры, осуществляет мониторинг реализации проектов, а частный партнер берет на себя оперативную деятельность на разных стадиях проекта – разработка, финансирование, строительство, эксплуатация и практическая реализация услуг потребителям.

- распределение рисков между участниками соглашения на основе соответствующих договоренностей сторон.

Каждый партнер вносит свой вклад в общий проект. Бизнес обеспечивает финансовые ресурсы, профессиональный опыт, эффективное управление, гибкость и оперативность в принятии решений, способность к новаторству. При этом внедряются более эффективные методы работы, совершенствуются техника и технологии, возникают новые формы организации производства, создаются новые предприятия, в том числе с иностранным капиталом, налаживаются эффективные кооперационные связи с поставщиками и подрядчиками. На рынке труда повышается спрос на высококвалифицированных и хорошо оплачиваемых работников.

Со своей стороны государство обеспечивает правомочия собственника, возможность предоставления налоговых и иных льгот, гарантий, а также материальных и финансовых ресурсов.

Численность стран, в которых в различных формах развивается партнерство государства и частного сектора, постоянно растет. В мировой практике накоплен существенный опыт реализации проектов на основе партнерства государства и частного бизнеса. Ежегодно применение моделей частно-государственного партнерства расширяется как в географическом, так и в отраслевом разрезах. Среди развитых стран наиболее полная информация о потенциале реализации проектов государственно-частного партнерства представлена в Великобритании, где реализовано более 450 проектов на сумму 32 млрд. евро в дорожном хозяйстве, транспорте и здравоохранении. По оценкам экспертов от всех реализованных проектов ЧГП в Великобритании экономия государственных расходов составила 17% [3]. Франция отказалась от прямой приватизации инфраструктурных объектов, отдавая предпочтение контрактным и концессионным договорам с частными операторами. Правительство страны способствовало развитию конкуренции в некоторых экономических сферах общественного сектора, в частности в энергетическом хозяйстве и в сфере коммуникаций (телекоммуникации и почта). В Иордании, например, частная компания удовлетворяет потребности коммерческих организаций и жилых комплексов системой охлаждения воздуха, что позволяет сократить потребление электроэнергии на 40% и снизить нагрузку на электросети в часы пик [4].

Рисунок 1 дает представление о современных масштабах реализации проектов по секторам экономики.

Рисунок 1 - Сферы применения механизма государственно-частного партнерства

Данный рисунок свидетельствует о наиболее полном использовании механизма государственно-частного партнерства в сфере строительства и эксплуатации дорог и жилищно-коммунальном хозяйстве.

За последние годы все более увеличивается количество отечественных проектов, разрабатываемых и реализуемых с использованием механизма государственно-частного партнерства в различных субъектах РФ, преимущественно на уровне отдельных муниципальных образований.

Администрация Ростовской области заинтересована в стимулировании инновационной активности предприятий Дона и в привлечении инвестиционных средств российских и зарубежных организаций для финансирования инновационных проектов. С этой целью, начиная с 2004 года, применяется эффективная трехзвенная система содействия субъектам инновационной деятельности. Она включает в себя поддержку прикладных исследований посредством венчурных инвестиций и субсидирования части расходов субъектов инновационной деятельности за счет средств Целевой программы развития инновационной деятельности в Ростовской области, связанных с приобретением основных средств, оплату части процентной ставки по привлеченным кредитам коммерческих банков в рамках государственно-частного партнерства с инновационными вузами, научно-исследовательскими институтами, конструкторскими бюро.

На основе принципов государственно-частного партнерства построены торговые центры «ИКЕА&Мега» и «Ашан».

В Ростовской области в рамках концессионной модели ОАО «Евразийское водное партнерство» и ОАО «Вода Ростова» разработана программа развития систем водоснабжения Ростова-на-Дону и юго-запада области.

Многие отрасли медицины в настоящее время имеют потенциал в плане модернизации на основе государственно-частного партнерства между ведущими медицинскими центрами и малыми и средними инновационными предприятиями. Результатом такого взаимодействия между Институтом иммунологии ФМБА России и научно-производственной фирмы «ДНК-технология» явилось создание, разработка и появление на отечественном рынке серии высокотехнологичных генодиагностических наборов эффективности лечения практически всех социально значимых и опасных инфекционных заболеваний. Также создана отечественная полностью конкурентоспособная высокотехнологичная диагностическая аппаратура последнего поколения.

Литература:

1. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски [Текст] / В.Г. Варнавский. – М.: Наука, 2005.

2. Рубинштейн А. «Группы и их интересы»: приглашение к дискуссии [Текст]/ А. Рубинштейн // Вопросы экономики. – 2010. - №6. – С. 24-30.

3. Романова О.А. Теория и практика развития частно-государственного партнерства/ О.А. Романова // Вестник УГТУ. - 2007. - №3. - С. 39-50.

4. Emaar. E.C signs agreement with City Cool to build and operate cooling system in KAEC's Bay La Sun Village // Middle East & North Africa Business Report, The (Jordan), Jun 23, 2008.

Просмотров работы: 1196