Управление процессами в соответствии с TQM подразумевает вовлечение в процесс планирования деятельности предприятия всех работников, что одновременно будет способствовать эффективности деятельности предприятия и повышению у персонала степени ответственности[1,С.52].
Сегодня предприятия, не продвинутые в области менеджмента качества, не могут рассчитывать на серьезный успех в бизнесе, конкурентной борьбе за рынки сбыта продукции, реализации товаров и услуг. TQM предусматривает всестороннее, целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней.[3,С.67]. Для всеобщего управления качеством на предприятиях необходимо руководство не только производственными, но и маркетинговыми, информационными, логистическими, организационно-экономическими, трудовыми, инновационными и другими процессами, т. е. применение системного комплексного подхода.
Системы менеджмента включают в себя подсистемы топ менеджмента, лидерства и видения стратегии развития предприятия, управления, в том числе персоналом, обеспечения качества.
Основные принципы концепции TQM представлены в международном стандарте ИСО 9004:2000, который является методическим пособием по разработке и применению систем качества. Однако, с научной точки зрения, следует отметить, что между формулировками стандартов ИСО 9000 и положениями концепции TQM имеются некоторые различия, ряд из которых приведен в таблице 1.
Таблица 1 - Различие стандартов ИСО 9000 и концепции TQM
Положение стандартов ИСО 9000 |
Положение концепции TQM |
Нет необходимости в ориентации на определенного потребителя |
Ориентация на конкретных потребителей |
Ориентация на технические системы и процедуры |
Ориентация на философские аспекты, инструментарий и методологию |
Вовлеченность всех сотрудников не обязательна |
Вовлечение всего персонала предприятия – обязательное условия |
Ответственность за качество оформляется документально (в том числе на отдел качества или другое подразделение предприятия) |
Каждый работник предприятия несет ответственность за качество |
Нет четкой направленности на постоянное совершенствование |
TQM немыслим без непрерывного совершенствования улучшения качества |
Основное же отличие TQM от стандартов ИСО серии 9000 состоит в том, что TQM является вершиной современных методов управления качеством и ориентирована на повышение качества изделий, когда уже имеется некий достигнутый уровень, а внедрение стандартов ИСО серии 9000 скорее направлено на снижение вероятности сделать что-либо неверно. [4,С.78].
Большинство стран, таких как: Япония, Корея, Сингапур, Малайзия, Гонконг, Англия, Германия, а в последние годы Бразилия, — подняли концепции Всеобщего качества на уровень национальной идеи.
На сегодняшний день в России промышленность и сфера услуг находятся в начале пути к овладению TQM. Для развития данной концепции в отечественной промышленности необходимо:
1) разработка концепции внедрения МС ИСО серии 9000 в российскую практику с учетом реальных условий;
2) создание механизма внедрения стандартов ИСО 9001;
3) развитие консалтинга в области TQM;
4) минимизация ущербов от формального и фиктивного внедрения МС ИСО 9000.
В настоящее время многие российские фирмы проявляют интерес к освоению системы бережливого производства. Особым интересом данная система пользуется среди автомобильной промышленности и цветной металлургии. Наиболее ярким примером выступает ОАО «АвтоВАЗ», которое является одним из передовых компаний, осуществляющих деятельность в области автомобильной промышленности. Сегодня на ОАО «АвтоВАЗ» создана и действует довольно развитая система качества, главным достоинством которой является динамичный характер ее развития, что позволяет непрерывно улучшать систему, повышая ее эффективность. Система качества ОАО «АвтоВАЗ», создана в три этапа:
1-й этап: кардинальное улучшение качества изготовления продукции;
2-й этап: создание конкурентоспособной продукции за счет внедрения современных систем менеджмента, которые основаны на концепциях качества (TQM, ИСО/QS 9000), и реинжиниринга организационной структуры предприятия;
3-й этап: ускоренное постоянное улучшение основных характеристик «АвтоВАЗа» с целью получения конкурентоспособных параметров самого предприятия.
На первом этапе такое предприятие, как ОАО «АвтоВАЗ», находится под защитой протекционизма правительства РФ и низкой стоимостью персонала, которая обусловлена начальным уровнем развития рыночных отношений. Данный этап определяется преимуществами в цене на автомобили «АвтоВАЗ». Для укрепления места на автомобильном рынке, ОАО «АвтоВАЗ» было необходимо за короткое время значительно увеличить качество изготовления и снизить стоимость затрат на ремонт из-за низкой надежности. Учитывая короткие сроки, у ОАО «АвтоВАЗ» не хватало времени решить эту проблему. Завод принялся решать поставленную задачу с помощью модернизации действующих механизмов управления, акцентировав свое внимание не на количество, а на качество.
На втором этапе ОАО «АвтоВАЗ» пытался поднять уровень всех составляющих качества, и снизить все составляющие стоимости продукции, а так же использовать системные методы, основанные на международных стандартах. На этом этапе «АвтоВАЗ» стремится повысить конкурентоспособность за счет всех составляющих качества автомобиля (качества проекта, изготовления, обслуживания, стоимости/цены, стоимости обслуживания и ремонта). Однако первые два этапа — это лишь те этапы, на которых «АвтоВАЗ» догонял конкурентов.
На третьем этапе предприятию, для успешного конкурирования на долгосрочной основе, стало важным изменить характеристики уже не продукции, а характеристики самой фирмы: такие, как скорость освоения новой продукции, производительность, скорость улучшения качества, способность к переменам. В этой связи третий период стал этапом фундаментальной перестройки самого предприятия с целью получения современных параметров «АвтоВАЗа» и изменения его корпоративной культуры в соответствии с концепциями TQM.
Отдельной проблемой явилась мотивация персонала. В связи с этим, предприятию была необходима система мотивации, способствующая раскрытию творческих способностей сотрудников, их вовлечению в процесс внедрения передовых методов и инструментов менеджмента качества и постоянного улучшения.
Для решения названных проблем и реализации основных корпоративных целей, была разработана специальная программа создания СМК, работа по которой продолжалась в течении года. В конечном итоге, после проверки, проведенной специалистами французской аудиторской фирмы «ЮТАК», «АвтоВАЗ» получил сертификат о соответствии системы менеджмента качества требованиям международного стандарта ИСО-9001 версии 2000 года. Аудиту подверглись механосборочное производство, металлургическое, пластмассовых изделий, проверялись также корпоративные процессы. Все подразделения прошли контрольную проверку, хотя и со ''штрафными очками'': 5 несущественных замечаний у процесса производства пластмассовых изделий, 7 - у механосборочного и 2 - у металлургического. Ни одного замечания по корпоративным процессам получено не было. Аудиторы в свою очередь отметили, что количество несоответствий не является показательным моментом, главное - положительная динамика, движение вперед.
В заключение отметим, что из теории и практики менеджмента известно, какое значительное влияние на эффективность работы предприятий оказывает стимулирование «борьбы» за лучшее качество. Стандарты на системы качества (ИСО 9000 и др.) и принципы TQM можно назвать главным инструментарием менеджмента качества. Но это лишь фундамент в данной области экономики.
Список использованной литературы
1. Бадаева Е.А. Методика оценки результативности и эффективности системы менеджмента качества организаций на основе достижения целевых показателей // Менеджмент в России и за рубежом – 2012. - № 6. – С. 51-57.
2. Войтоловский Н.В. Управление качеством продукции в условиях перехода к рынку.- СПб: СПб УЭФ, 2010.
3. Коровкина Ю.В. Особенности применения процессного подхода для совершенствования системы управления компании // Менеджмент в России и за рубежом – 2010. - № 5. – С. 100-105.
4. Крупина Н.Н. Управление предприятия с позиции процессного подхода // Менеджмент в России и за рубежом– 2011. - № 3. – С. 65-71.