ЛИКВИДАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЭТАПЫ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЛИКВИДАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЭТАПЫ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Селезнева Т.В. 1, Панова И.В. 1
1Дальневосточный федеральный университет (филиал г. Находка)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях предприятие является основным звеном экономики, поскольку именно на этом уровне создаются нужные обществу товары, оказываются необходимые услуги. Предприятие как юридическое лицо имеет право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством и отвечающей целям создания предприятия, предусмотренным в уставе предприятия. Однако в современных условиях часть субъектов хозяйствования может создаваться для конкретных единовременных целей и ликвидироваться после достижения этих целей в срок, оговоренный в уставе.

Во всех других случаях прекращение деятельности может иметь место либо по добровольному согласию ее владельцев и совладельцев (акционеров, учредителей, пайщиков), либо по решению судебных органов.

Особым случаем ликвидации является банкротство. Несостоятельность — это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды [1]. Финансовая несостоятельность возникает из-за превышения обязанностей над ликвидными активами, из-за неудовлетворительной структуры баланса. Она выражается в появлении просроченной задолженности перед бюджетом, банками, поставщиками и другими контрагентами.

Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящий период в России идет интенсивный процесс создания коммерческих юридических лиц, однако существует необходимость и в ликвидации таких организаций по различным основаниям. Важность вопроса ликвидации юридических лиц определяется серьезными правовыми последствиями, которые наступают при прекращении юридического лица, ибо при ликвидации организации исчезает субъект права.

Целью исследования ставится изучение вопроса о ликвидации коммерческих организаций и правовое регулирование данного вопроса. В ходе исследования ставятся следующие задачи:

- исследовать особенности правопреемства и проанализировать его природу, поскольку отсутствие правопреемства является существенным признаком ликвидации организаций;

- исследовать процесс ликвидации коммерческих организаций как один из способов прекращения юридических лиц, выявить отличительные признаки ликвидации организаций от их реорганизации;

- проанализировать порядок ликвидации и отношения, возникающие между участниками ликвидационного процесса коммерческих организаций, а также определить возможность установления в законодательстве гарантий прав кредиторов при ликвидации коммерческих организаций;

- проанализировать результаты изменения законодательства о ликвидации коммерческих организаций и отечественную практику его применения.

Объектом исследования выступает ООО "Транспортно-экспедиционное предприятие-Находка", далее ООО «ТЭПН». Предмет исследования - процесс ликвидации предприятия.

Реорганизация юридического лица – прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее возникновение отношений правопреемства юридических лиц, в результате которого происходит одновременное создание одного, либо нескольких новых, и/или прекращение одного, либо нескольких прежних (реорганизуемых) юридических лиц. Осуществляется в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования [5].

Реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В некоторых случаях, реорганизация юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или суда, либо с согласия уполномоченных государственных органов. При реорганизации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица, а те, в свою очередь, вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

Присоединение – это особая форма реорганизации, согласно которому юридическое лицо присоединяет в свой состав другое и после этого продолжает функционировать, но в большем масштабе.

Слияние – это форма реорганизации в результате которой объединяются два или более юридических лица в одно новое, которое будет функционировать в более крупных масштабах, при этом они останавливают свое существование и функционирование, передавая свои права и обязанности ново-созданному.

Реорганизация предприятий путём выделения, предусматривающей отделение одной или нескольких юридических субъектов с целью отделения структурных подразделений, или создания дочерних предприятий, от одной уже существующего юридического субъекта. При этом отделяя юридический субъект продолжает существовать, а отделена перенимает те же права и обязанности, что и основное предприятие[6].

Для проведения процедуры прекращения юридического субъекта законом предусмотрено, что учредители юридического лица или уполномоченный орган должен направить заказным письмом государственному регистратору такие документы:

- копию решения принятого учредителями на учредительном, собрании о прекращении деятельности юр. субъекта. Эта копия обязательно должна быть нотариально удостоверенного;

- подтверждение внесение платы за публикацию в специализированных средствах массовой информации о решении о прекращении юридического субъекта принято учредителями или органом уполномоченным принимать такое решение.

Учредители юридического лица, или орган, уполномоченный ими, не позднее двух рабочих дней после даты приема этих документов к государственному регистратору, должны согласовать назначение комиссии о порядке и сроках прекращения юр. субъекта с государственным регистратором, путем подачи ему соответствующего решения. В свою очередь государственный регистратор, на следующий рабочий день, вносит в Единый государственный реестр отметку о назначении комиссии по прекращению.

Одним из подвидов реорганизации в форме ликвидации является процесс объявления предприятия банкротом. Банкротство является результатом неудовлетворительной работы по финансированию и кредитованию. Банкротство – неотъемлемая часть конкурентной среды, без банкротства нет конкуренции. Значение института банкротства заключается в том, что из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты (в случае их ликвидации), что способствует оздоровлению рынка, а, с другой стороны, этот институт дает возможность ответственно действующим организациям и добросовестным предпринимателям организовать свои дела и вновь достичь финансовой стабильности.

Процедура банкротства представляет собой совокупность формализованных факторов, включающих выявление признаков банкротства, рассмотрение дел по банкротству в арбитражном суде, выбор и проведение конкретных мероприятий в рамках дел о банкротстве, удовлетворение требований кредиторов, завершение дел о банкротстве.

Банкротство предприятий и индивидуальных предпринимателей определяется следующими признаками:

- в отношении граждан – неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства или обязанности не исполнены им в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества;

- в отношении юридического лица – неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства или обязанности не исполнены им в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения[2].

Внешним признаком несостоятельности (банкротства) предприятия является приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо неспособно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение 3 месяцев со дня наступления сроков их исполнения.

В соответствии с законодательством в отношении предприятия-должника применяют следующие процедуры:

- реорганизационные, включающие внешнее управление имуществом должника и санацию;

- ликвидационные.

К ним относятся:

- принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда;

- добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов;

- ликвидация в процессе конкурсного производства.

- мировое соглашение — процедура достижения договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки и рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки долгов.

Ускоренный порядок применения процедур банкротства – это особый способ реорганизации бизнеса должника и попытка восстановления его платежеспособности [3].

Суть этого способа заключается в том, что на базе всего имущества, не включаемого в конкурсную массу, учреждается открытое акционерное общество. На сумму активов должника выпускаются акции вновь образованного акционерного общества. Указанные ценные бумаги подлежат продаже с публичных торгов, а вырученная сумма идет на расчеты с кредиторами. Если суммы, вырученной от продажи ценных бумаг вновь образованного акционерного общества, окажется достаточно для удовлетворения требований всех кредиторов, производство по делу о банкротстве прекращается, а судьба должника в дальнейшем решается исключительно его учредителями (участниками) в общем порядке. Если суммы, вырученной от продажи акции, окажется недостаточно для расчетов со всеми кредиторами, внешний управляющий должен будет обратиться в арбитражный суд с заявлением о досрочном прекращении внешнего управления, признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Ликвидация юридического лица является легальной формой прекращения его деятельности без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Правовые основы ликвидации юридических лиц установлены в ГК РФ, регламентирующем в ст. 61-64 основания ликвидации юридических лиц; обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица; порядок ликвидации юридического лица и очередность удовлетворения требований кредиторов при его ликвидации [2].

Нормы ГК РФ конкретизируются в законах, посвященных отдельным видам юридических лиц: Федеральном законе от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федеральном законе от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах", в редакции от 29.12.2012 N 282-ФЗ, вступивших в силу со 2 января 2013 года.

В соответствии с российским законодательством коммерческое предприятие может быть ликвидировано в следующих случаях:

- решение его учредителей (участников) или органа юридического лица, имеющих полномочия, которые дают учредительные документы;

- истечение сроков, на которые было создано юридическое лицо;

- достижение цели, для которой и создавалось юридическое лицо;

- признание судом недействительной регистрацию юридического лица из-за нарушений закона или иных правовых актов, допущенных при его формировании, если эти нарушения имеют непреодолимый характер;

- проведение деятельности без необходимого разрешения (лицензии) либо деятельности, которая, запрещена законом, или если деятельность проводится с неоднократным или грубым нарушением закона либо других правовых актов, а также в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными правовыми актами;

- признание судом юридического лица, которое является коммерческой организацией, банкротом, если оно не способно удовлетворить требования кредиторов. Учредители (участники) предприятия или орган, которые приняли решение о ликвидации предприятия, письменно сообщают об этом органу, проводящему государственную регистрацию юридических лиц, назначают по согласованию с данным органом ликвидационную комиссию и в соответствии с требованиями ГК РФ определяют порядок и сроки ликвидации предприятия.

Закон о регистрации требует также, чтобы лица или орган, принявшие решение о ликвидации, уведомили регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора.

Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия - специальная комиссия, создаваемая перед ликвидацией предприятия, компании с целью оценки и реализации имущества, взыскания дебиторской задолженности, расчетов с кредиторами, составления ликвидационного баланса и отчета, представляемого органу, создавшему комиссию.

На данном этапе ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна произвести следующие действия:

- переоформить в банке карточку с образцами подписей лиц, имеющих право распоряжаться счетом, на руководителя и членов ликвидационной комиссии (ликвидатора);

- сообщить о ликвидации в налоговый орган и во внебюджетные фонды по месту учета;

- принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно (заказным письмом) уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица. Необходимо также произвести инвентаризацию имущества ликвидируемого юридического лица;

- выйти из состава учредителей юридических лиц, участником которых является ликвидируемое юридическое лицо;

- по истечении срока, установленного для предупреждения работников о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, произвести увольнение работников, выполнив при этом требования, установленные трудовым законодательством[2].

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

За исключением случаев, когда закон предусматривает субсидиарную ответственность учредителей и собственников по долгам юридических лиц, требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

Необходимо отметить, что любой шаг при ликвидации организации должен находить свое отражение в Едином государственном реестре юридических лиц.

Ликвидация юридического лица является легальной формой прекращения его деятельности без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Правовые основы ликвидации юридических лиц установлены в ГК РФ, регламентирующем в ст. 61-64 основания ликвидации юридических лиц; обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица; порядок ликвидации юридического лица и очередность удовлетворения требований кредиторов при его ликвидации.

Основания добровольной ликвидации юридического лица:

- истечение срока, на который была создана организация;

- достижение цели, для которой была создана организация;

- конфликт интересов собственников или иные обстоятельства, влекущие необходимость ликвидации юридического лица.

Добровольная ликвидация юридического лица проводится по решению его учредителей (участников), либо по решению органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами.

Принятие решения о ликвидации юридического лица. Для принятия решения о добровольной ликвидации юридического лица необходимо рассчитать стоимость его чистых активов, что позволит оценить финансовое положение организации.

Величина чистых активов - это сумма оценки имущества организации после уплаты всех долгов.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. Представленный материал отражает общий порядок ликвидации юридического лица. Следует иметь в виду, что в зависимости от организационно-правовой формы, порядок ликвидации юридического лица будет иметь свои особенности.

Принудительная ликвидация субъекта предпринимательской деятельности по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 61 ГК РФ, является мерой личной ответственности предпринимателя, санкцией за нарушение им требований закона и иных нормативных актов.

Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ[1,2].

Закон о государственной регистрации юридических лиц в ст. 25 предусматривает право регистрирующего органа (в качестве которого выступает Федеральная налоговая служба) обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц.

К числу неустранимых нарушений, допущенных при создании юридического лица, относится, например, отсутствие волеизъявления учредителя на создание юридического лица, зарегистрированного в результате фальсификации документов о его учреждении.

Налоговые органы также вправе предъявлять иски о ликвидации организаций в соответствии с подп. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ[3].

К числу иных органов, уполномоченных законом на обращение в суд с требованием о ликвидации, относятся Банк России, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по финансовым рынкам, органы, осуществляющие противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, а также органы прокуратуры, выступающие в защиту государственных и общественных интересов.

Основанием для возбуждения дела о банкротстве ООО «Транспорт-экспедиционное предприятие-Находка» является заявление кредитора. По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принял решение: о признании должника несостоятельным и открытии конкурсного производства.

Необходимо отметить тот факт, что ООО «ТЭПН» могло выйти из кризисного состояния, но неэффективное использование нераспределенной прибыли и не рациональное использование средств предприятия не позволило собственникам своевременно гасить обязательства.

В таблице 1 представлена информация по оценке степени кризисности и вероятности банкротства исследуемого предприятия.

Оценка вероятности банкротства с помощью различных моделей показывает варьирующие показатели, некоторые модели показывают вероятность банкротства или же банкротство, некоторые – наоборот – показывают устойчивое финансовое положение.

Таблица 1 – Сводная таблица моделей оценки вероятности банкротства

в ООО «Транспорт-экспедиционное предприятие-Находка» за 2011-2013 гг.

Показатель

норма

2011

2012

2013

Система показателей Бивера

0.4-0.45

3,04

2,6

1,45

Модель Спрингейта

< 0,862

4,78

4,33

3,21

Модель Таффлера

> 0,3

2,85

2,66

1,49

Модель Лиса

> 0,037

0,0316

0,028

0,0276

Модель О.П. Зайцевой

>1,638

0,324

0,445

1,141

Двухфакторная модель Альтмана

< 0

-11,209

-8,384

-4,232

Пятифакторная модель Альтмана

Z < 1,23 - банкрот, Z от 1,23 до 2,89 ситуация неопределенна, значение Z > 2,9 устойчивое положение

6,238

5,862

4,758

Выбор той или иной модели зависит от многих факторов, в частности к таковым можно отнести: сферу деятельности, внешние и внутренние факторы, объемы производства. Тем не менее, анализируя вероятность банкротства, необходимо детально изучать все необходимые аспекты с целью подбора оптимальной модели оценки вероятности банкротства.

К ликвидационным процедурам, применяемым к предприятию-должнику, относятся: принудительная ликвидация предприятия на основе конкурсного производства; добровольная ликвидация предприятия.

Важнейшим препятствием на пути к официальной ликвидации предприятия являются отказы уполномоченных органов. В среднем отказы получают 9,4% заявителей, вставших на официальный путь. В регионах данный показатель варьирует от 4,2%до 15%. По данным опроса, отказы значительно тормозят процесс ликвидации, удлиняя в среднем сроки этой процедуры на один месяц.

В половине случаев причиной отказа является задолженность предприятия перед бюджетом или социальными внебюджетными фондами. Задолженность перед партнёрами является причиной отказа в 6% случаев. Около 20% заявителей получают отказ в связи с недоработками в оформлении документов.

Признание ООО «Транспорт-экспедиционное предприятие-Находка» банкротом означает, что арбитражный суд принимает решение о принудительной ликвидации предприятия. Она осуществляется в порядке конкурсного производства.

Арбитражный суд назначает на предприятие конкурсного управляющего, который получает следующие права: распоряжаться имуществом; изучать обоснованность требований кредиторов; формировать состав ликвидационной комиссии и руководить ее работой. Созданная на предприятии ликвидационная комиссия проводит оценку стоимости имущества предприятия, устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов из стоимости имущества предприятия. Имущество предприятия-банкрота подлежит продаже покупателю, предложившему самую высокую цену.

Добровольная ликвидация предприятия проводится по решению его собственников под контролем кредиторов. Собственники предприятия принимают решение о его ликвидации, информируют об этом кредиторов, производят расчеты с ними. Добровольная ликвидация предприятия проводится во внесудебном порядке, без подачи заявления в арбитражный суд и открытия конкурсного производства.

На любом этапе производства по делу о банкротстве предприятия между должником и кредитором может быть заключено в письменной форме мировое соглашение (отсрочка, рассрочка, изменение обязательств должника), которое подлежит утверждению арбитражным судом и считается принятым, если за него высказалось большинство кредиторов от их общего числа. Оно вступает в силу со дня утверждения его арбитражным судом и является обязательным для всех кредиторов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред.от11.02.2013) [ электронный ресурс] http://base.consultant.ru

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 14.06.2012) [ электронный ресурс] http://base.consultant.ru

  3. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"(ред. от 29.12.2012)[электронный ресурс] http://base.consultant.ru

  4. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) (ред. от 29.12.2012, с изм. от 30.12.2012) [ электронный ресурс] http://base.consultant.ru

  5. Витрянский В.В. Реорганизация и ликвидация юридических забота об интересах кредиторов // Законодательство и экономика. 2013. 3-4. С.98.

  6. Бондарев А.К., Троценко С.А. Пробелы в Гражданском кодексе России // Законодательство. 2011. №3.

  7. Щенникова Л. Банкротство в гражданском праве России: традиции и перспективы. // Российская юстиция. 2013. №10.

Просмотров работы: 4059