ПРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА НА ПРИМЕРЕ НАХОДКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА НА ПРИМЕРЕ НАХОДКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Добыш Е.С. 1, Заярная И.А. 1
1Дальневосточный федеральный университет (филиал г. Находка)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время найти высокооплачиваемую, достойную роботу по профессии это достаточно долгий и трудный процесс. А особенно сейчас чрезвычайно актуальна проблема трудоустройства выпускников после окончания вузов.

В современный рынок труда выставляет молодым специалистам довольно жесткие условия из которых выпускник вуза не всегда выходит победителем. Если брать сегодняшнюю статистику, то доля молодежи от общего числа ищущих работу представляет наиболее многочисленную группу – более 30%. Кроме того, если брать общую совокупность безработной молодежи, то выпускники учебных заведений составляют 25-28%.

Социологами отмечено что студенты в основной своей массе очень долго пребывают в «безмятежном состоянии» и не задумываются о важности получения знаний, которые понадобятся в последующей практической работе. Это является результатом еще «советских» стереотипов, когда существовала «работа по распределению» и студент был уверен, что после того как студент окончит вуз он сможет отработать определенное время по специальности и получит профессиональный опыт. Можно с уверенностью сказать, что данная ситуация существует, но не стоит это явление обобщать, так как есть большое количество студентов, которые ответственно отнеслись к выбору института и специальности. В процессе обучения активно участвуют в научных и исследовательских олимпиадах тем самым стараясь заявить о себе.

Данный вопрос был актуален всегда, и в СССР он решался так называемой практикой «работы по распределению». Практика «работы по распределению» - это практика трудоустройства выпускника вуза, трудоустройство являлось обязательным, как для выпускника, так и для работодателя. Выпускник должен был отработать у работодателя определенный срок. Данная практика существовала еще в заведениях Российской империи (в Училищах правоведения), далее эту практику позаимствовали в СССР, за данным процессом закрепилось понятие «распределение». Специальная комиссия в последний месяц обучения студента в вузе проводил распределение выпускников по рабочим местам. Соответствующие ведомства составляли разнарядку в которых указывали количество и профиль специальностей которые требовались на предприятиях и организациях. После окончания вуза выпускнику необходимо было отработать «по распределению» 3 года. «Молодой специалист» который работал «по распределению» имел специальный обособленный статус, а именно, молодого специалиста нельзя было уволить без специального разрешения. Если выпускник проявлял себя ответственным, грамотным специалистом предприятие было заинтересовано в удержании данного работника, ему выделялись льготы в получении жилья, если были дети, то в устройстве детей, детские сады, ему выдавались «подъемные» для смены региона жительства и ряд других социальных гарантий. Выгоду от этого получали все: государство решало проблему кадром на своих предприятиях, а студент получал возможность наработать опыт по своей специальности. Почему бы данный механизм не заимствовать и не начать использовать в настоящий момент, хотя бы частично, например, имеет смысл ввести такую практику, только не на 3 года, а вполне достаточно одного года, но с возможностью распределения на предприятия по желанию выпускника. Это даст возможность выпускнику получить профессиональный опыт, выработать необходимые трудовые навыки по специальности, и если в дальнейшем он захочет сменить место работы, у него уже будет определенный стаж, который будет учитываться новым работодателем. [1]

На сегодняшний момент одной из главных проблем при трудоустройстве по окончании вуза является отсутствие опыта работы.

Сегодня работодатель предъявляет очень высокие требования для кандидатов на должность, в том числе для молодых выпускников. Эти требования представляют собой довольно большой список, основными практически для всех предприятий, являются: наличие опыта работы, успешное применение теоретических знаний на практике, компетентность и профессионализм и умения самостоятельно принимать решения. Понятно, что работодатель стремится взять на работу грамотного и ответственного сотрудника, компетентного, профессионального, но здесь возникают противоречия, ведь у бывшего студена нету опыта работы по своей специальности по окончанию учебы, при подработках студенту, не имеющему пока диплома предлагают должности курьера, разносчика, официанта, консультанта, продавца, уборщицы либо другие специальности которые предлагают студентам в качестве заработка в период обучения. Если без опыта работы его не берут почти никуда, возникает вопрос о том, как же ему наработать профессионализм.

А так же руководители-работодатели говорят о том, что многие выпускники вузов хотя и получили достаточную теоретическую базу, но практически не применяют ее на практике, это является общей проблемой, данная проблема не относится к определенной специальности или определенному вузу, это общая проблема. Данный факт подтверждается опросом, проводимым у работодателей, который выявил что, более 50 % потенциальных работодателей считают, что уровень подготовки выпускников различных российских ВУЗов примерно равным. Среди качеств, которые они хотели бы видеть у выпускников, руководители выделили, прежде всего, профессиональные знания. Данное противоречие можно объяснить тем, что под нехваткой профессиональных знаний руководители имею в виду недостаток практических навыков, а именно опыта работы». [2]

В современных условиях помимо профессиональных и теоретических знаний и навыков немаловажную роль играют индивидуальные качества выпускника. Анализ показывает, что наличие либо отсутствие навыков самопрезентации, активная позиция на рынке труда, неумение выпускников саморекламе сильно влияет на результаты процесса трудоустройства. Также выпускники вузов плохо информированы о возможных вариантах поиска работы. Предоставление информации о том, какие каналы поиска работы имеются и как их применить, значительно увеличивают шансы молодого специалиста найти работу по профессии [3].

Опрос выпускников профессиональных учебных заведений проводившийся в 2010г. показывает, что те выпускники которым не удалось устроится на работу либо подавлены и растеряны, пассивно ждут предложений о работе от различных организаций, таких как Служба Занятости. У большинства молодых специалистов отсутствуют попытки самостоятельного поиска работы, но если даже данные попытки есть они носят беспорядочный характер.

Высшее и среднее профессиональное образование в Находкинском городском округе представлен одной негосударственной Современной гуманитарной академией, одним негосударственным учреждением «Институт технологии и бизнеса» и шестью государственными университетами такими как «ВГУЭС», ДВПИ имени В.В. Куйбышева, «Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет», « Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского», филиал Тихоокеанского государственного экономического университета и ДВФУ. Ежегодно данные учебные заведения выпускают в среднем 850 студентов.

Из нижепредставленного рисунка видно, что рынок труда перенасыщен экономистами, менеджерами и юристами (32,8% от общего числа выпускников), которым с большим трудом удается устроится по профессии. По специальности информатика и связь – 16,3% выпускников, с одинаковыми показателями идут профессии пищевых и технических направлений – 8,2%. А наиболее востребованные на рынке труда инженерные рабочие специальности имеют небольшой удельный вес в среднем 8,2%.

Рисунок 1 – Удельный вес и виды профессий в высших учебных заведениях Находкинского городского округа

На сегодняшний момент в г. Находка актуальны те профессии, которые связаны с переработкой сырья, т.е. нефти, угля, газа. Но Находкинские ВУЗы не готовят данных специалистов.

Например, в Приморье, для реализации проекта Восточного нефтехимического комбината компании «Роснефть» в ближайшие два года потребуется 1800 человек. Дальневосточный центр судостроения и судоремонта для запуска первой очереди судостроительного комплекса «Звезда» уже сейчас нуждается в квалифицированных специалистах в количестве около 2 тыс. человек, готовых работать на новом, современном оборудовании. А к 2020 году с выходом производства на полную мощность предприятию уже потребуется около 10 тыс. сотрудников.

Несмотря на планы правительства по развитию региона, квалифицированные кадры продолжают менять место жительства. По данным исследования ВЦИОМа, сегодня около 40% трудоспособного населения г.Находки планирует покинуть город. Причина этому служит низкий уровень заработной платы (44%), отсутствие карьерного роста (36%) и отсутствие невозможности приобрести жилье (28%). Покинуть регион после окончания вуза планирует 25% студентов. Те из них, кто планирует уехать, объясняют это тем, что на новом месте у них будет большая перспектива для карьерного роста (37%) и для поиска работы по специальности (33%), а также более подходящие климатические условия (33%).

Список литературы:

  1. Википедия «Работа по распределению» [Электронный ресурс].URL:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Работа_по_распределению (Дата обращения: 30.10.2014).

  1. Рязанцева Л. В. Анализ сфер занятости выпускников ВУЗов и проблемы их трудоустройства // Международная научно-практическая заочная интернет-конференция. — Москва, 2013 г. [Электронный ресурс]. URL:

http: // www.conf.muh.ru/archive/11-2011/78-200211 (Дата обращения: 30.10.2014).

  1. Елена Рауд, Диана Кровлина Некоторые вопросы трудоустройства выпускников ВУЗов на основе материалов серии тренингов «Технологии успеха карьеры» [Электронный ресурс].URL:

http://www.uspeh-vl.ru/employers_publication_9.shtml

Просмотров работы: 3849