ОЦЕНКА КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ И УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ И УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Каптелинин А.О. 1, Подкопаева О.В. 1
1Дальневосточный федеральный университет (филиал г. Находка)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Успешная деятельность ОАО «КВЭН» напрямую зависит от рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей отраслей.

В секторе замороженных рыбных полуфабрикатов крабовые палочки остаются наиболее популярным продуктом, несмотря на появление множества других продуктов, сделанных из рыбного фарша - биточки, рыбные палочки и т.п. Они дают до 70% оборота полуфабрикатов. Однако спрос здесь носит явно выраженный сезонный характер. Он достигает пика в зимние месяцы и снижается в летние.

Предприятием ОАО «КВЭН» были выпущены на рынок кальмаровые палочки «Гурман», кальмаровые палочки «Аналог», лососевые палочки и сушеный кальмар. В начале 2003 года начали выпуск первой партии полуфабрикатов: филе кальмара и щупальца кальмара. Как известно, летом продажи крабовой палочки резко снижаются, а сейчас уже можно с уверенностью сказать, что продажи филе кальмара и щупальца кальмара увеличиваются небывалыми темпами.

Ассортимент продукции представлен в таблице 1.

Производимая ОАО «КВЭН» продукция представляет собой натуральный высокобелковый продукт в вакуумной упаковке по 100г, 200г и на развес. В состав крабовых палочек входят рыбный фарш, крахмал, яичный белок, пищевой краситель, ароматизаторы, глютаминат, соль.

Производимая ОАО «КВЭН» продукция представляет собой натуральный высокобелковый продукт в вакуумной упаковке.

Таблица 1 - Ассортимент на продукцию компании ОАО «КВЭН»

Наименование продукта

Название

Вес, гр.

Крабовые палочки (аналог)

«Императорские»

100

«Императорские»

200

«Императорские»

500

«Императорские» весовые

-

Колбасы полукопченые

«Тихоокеанская»

320

«Охотская»

320

«Камчатская»

320

«Салями «Восточная»

220

Колбасы вареные

«Деликатесная»

380

«Сахалинская»

380

Сосиски

«Курильские»

200

«Балтийские» весовые

-

Из таблицы 1 видно, что в течение трех лет стабильно растет спрос на вареные колбасы и сосиски, несмотря на увеличение их цены.

Так, в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличился объем реализации вареной колбасы на 286 кг, крабовых палочек– 4036 кг, полукопченных колбас – 773 кг, а реализация сарделек и сосисок снизилась на 36 кг. В 2013 году по сравнению с 2012 годом отмечается рост реализации вареной колбасы на 7020 кг, сарделек и сосисок – на 32802 кг. В то же время снизился сбыт полукопченных колбас - на 3174 кг.

Таблица 2 - Анализ динамики рынков сбыта продукции

Показатель

Значение

Изменение (+;-)

Темп роста,%

2011 год

2012 год

2013 год

2012 г. от

2011 г.

2013 г. от

2012 г.

2012 г к

2011 г

2013 г к

2012 г

Группа вареной колбасы

Объем реализации продукции, кг

13286

13572

20592

286

7020

102,2

151,7

Цена единицы продукции, руб.

209,63

223,90

211,63

14,27

-12,27

113,0

90,1

Себестоимость еди-ницы продукции, руб

200,81

201,64

201,21

0,83

-0,43

100,8

99,6

Прибыль, руб.

117182

302082

214776

184900

-87306

257,8

71,1

Рентабельность, %

8,75

21,90

10,31

13,15

-11,59

250,3

47,1

Крабовые палочки

Объем реализации продукции, кг

14312

18348

4082

4036

-14266

128,2

22,2

Цена единицы продукции, руб.

239,12

247,55

259,33

8,43

11,78

106,1

108,0

Себестоимость еди-ницы продукции, руб

220,71

227,02

246,38

6,31

105,50

22,4

115,2

Прибыль, руб.

263483

376644

53004

113161

-323640

142,9

14,1

Рентабельность, %

15,25

16,16

8,85

0,91

-7,31

106,0

54,8

Колбасы полукопченные

Объем реализации продукции, кг

22003

22776

19602

773

-3174

103,5

86,1

Цена единицы продукции, руб.

229,08

235,90

242,33

6,82

6,43

105,3

104,7

Себестоимость еди-ницы продукции, руб

214,24

218,88

229,44

4,64

10,56

104,1

108,9

Прибыль, руб.

326524

387600

252762

61076

-134838

118,7

65,2

Рентабельность, %

12,99

14,32

9,96

1,33

-4,36

110,2

69,6

Сосиски

Объем реализации продукции, кг

52032

51966

84768

-66

32802

99,9

163,1

Цена единицы продукции, руб.

215,0

220,0

210,0

5,0

-10,0

104,3

91,7

Себестоимость еди-ницы продукции, руб

205,98

208,67

203,59

2,69

-5,08

102,5

95,3

Прибыль, руб.

469329

588708

543084

119379

-45624

125,4

92,2

Рентабельность, %

8,51

10,42

6,18

1,91

-4,24

122,4

53,8

В результате повышения затрат (сырья и заработной платы работников), в 2012 году наблюдается увеличение себестоимости произведенной продукции, а в 2013 году незначительное ее снижение.

Более рентабельной продукцией, как следует из таблицы, в 2011 году являлось производство крабовых палочек, в 2012 и 2013 годах – вареной колбасы.

Данные факторы оказали также негативное влияние на снижение показателей рентабельности. Поэтому руководству предприятия необходимо разработать мероприятия по улучшению качества продукции. Изменение динамики рынков сбыта продукции ОАО «КВЭН» представлено на рисунке 1.

Большое влияние на сбыт оказывают ассортимент и качество производимой продукции. При формировании ассортимента и структуры производства продукции руководством ОАО «КВЭН» учитывается, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой стороны – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.

Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

Рисунок 1 - Изменение объема сбыта колбасных изделий

  • определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

  • оценку уровня конкурентоспособности производимой продукции;

  • оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Оценка производства по ассортименту продукции обычно проводится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного по ассортименту прошлого года, на общий выпуск продукции предыдущего года.

В целом рост производства и реализации продукции составил 5,1%.

Ассортимент продукции в 2013 году по сравнению с 2011 годом снизился на 16,4% и составил 83,6% (89222 / 106662 х 100). В целом увеличение объема производства и реализации продукции мясным цехом составил 21%.

Увеличение объема реализации по одним видам и сокращение по другим видам продукции привело к изменению ее структуры, то есть соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. В 2013 году снизилось производство более дорогой продукции (крабовых палочек) и увеличилось более дешевой (сосисок). В 2013 году структура производства колбасных изделий изменился на 16,4%, значит не сохранены в фактическом выпуске продукции, учтенные в 2012 году отдельных ее видов.

Таким образом, изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и при уменьшении доли низко-рентабельной продукции.

Одним из важных показателей конкурентоспособности продукции предприятий пищевой отрасли является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции – понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции. Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

  • удельный вес новой продукции в общем ее выпуске,

  • удельный вес продукции высшей категории ее качества,

  • средневзвешенный балл продукции,

  • средний коэффициент сортности,

  • удельный вес сертифицированной продукции,

  • удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам,

  • удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризует одно из ее свойств:

  • полезность (жирность колбасы, содержание белка в продуктах),

  • технологичность, то есть эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость).

Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

Первая задача анализа – изучить динамику перечисленных показателей, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

Проведение маркетинговых исследований конкурентоспособности продукции осуществляется силами собственного персонала фирмы, оно основано на оценке качества производимой продукции ОАО «КВЭН».

В комиссию входят технолог, мастер колбасного цеха. Это обусловлено недостатком у них специалистов в области маркетинговых исследований, что, в свою очередь. связано с неравномерностью распределения в течении года исследовательских работ, а также стремлением фирм выполнить исследования в сжатые сроки.

Анализ органолептических показателей качества проводился в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52196-2003 по семи показателям качества, а именно: консистенция, внешний вид, цвет, запах, вкус, форма, вид фарша.

Как видно из таблицы 5, в 2012 году потери от брака ниже показателя 2011 года на 13,9 тыс. рублей или на 22,8%, а в 2013 году выше уровня 2012 года на 25,7 тыс. рублей или на 54,6%. Потери от брака снизились за счет использования более качественной упаковки и сырья, использования новых морозильных камер для хранения продукции.

В таблице 3 отображен анализ обобщающих показателей качества продуекции компании.

Таблица 3 - Анализ обобщающих показателей качества продукции ОАО «КВЭН» за 2011-2013 годы

Показатель

Значения

Абсолютное

изменение, +-

2011 год

2012 год

2013 год

2012г. от

2011г.

2013г. от

2012г.

Средневзвешенный балл качества продукции, коэффициент

0,84

0,91

0,83

0,07

-0,08

Удельный вес, % :

-продукции высшей категории качества

-забракованной продукции

-зарекламированной продукции

75

0,55

0,37

79

0,39

0,31

76

0,52

0,24

4

-0,16

-0,06

-3

0,13

-0,07

Потери от брака, тыс. руб.

61,0

47,1

72,8

-13,9

25,7

Отрицательной тенденцией является снижение продукции высшего сорта на последнюю отчетную дату, положительной тенденцией является снижение зарекламированной продукции. Предприятию необходимо проделать определенную работу по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспособности, о чем свидетельствует снижение удельного веса продукции высшей категории качества, значит о производстве более качественной продукции.

Разработку (актуализацию) руководства по качеству в ОАО «КВЭН» осуществляет контрольно-производственная лаборатория (КПЛ). Согласно программе производственного контроля качества и безопасности продуктов питания на предприятии осуществляется внешний и внутренний контроль.

Внешний контроль осуществляют независимая аккредитованная лаборатория и филиал Федерального государственного учреждения здравоохранения. В программу внутреннего контроля входят сырье для производства, блюда общественного питания, колбасные и кондитерские изделия. Колбасные изделия проверяются ежедневно не менее 1 вида. Качество продукции оценивается по пяти бальной системе оценки качества (соотношение несоответствующей к осмотренному количеству продукции, осмотренной считается 2/3 от произведенного количества). В таблице 4 представлены показатели качества сырья и готовой продукции.

Таблица 4 - Показатели качества сырья и готовой продукции

Показатели

Значение

Изменения, +-

2011 год

2012

год

2013 год

2012 г. от 2011 г.

2013 г. от 2012 г.

1

2

3

4

5

6

Качество входящего сырья,

- осмотрено партий, кол.партий

- соответствие по 5 баллам, %

- соответствие по 3 и 4 баллам, %

- соответствие по 2 и 1 баллу, %

372

31,2

49,2

19,6

321

55,8

31,5

12,7

364

34,1

39,6

26,3

-51

24,6

-17,7

-6,9

44

-21,7

8,1

13,6

Качество готовой продукции, осмотрено видов колбасных изделий

- соответствие по 5 баллам, %

- соответствие по 3 и 4 баллам, %

- соответствие по 2 и 1 баллу, %

815

42,2

35,0

22,8

887

46,3

29,8

23,9

826

47,6

28,4

24,0

72

4,1

-5,2

1,1

-61

1,3

-1,4

0,1

Из таблицы следует, что в 2012 году по сравнению с 2011 годом отмечалось улучшение качества входящего сырья, а в 2011 году по сравнению с 2012 годом его снижение. Только в 2012 году 55,8% входящего сырья оценили по 5 баллов, а в 2011 и 2013 годах немного выше 30%, четвертая часть, поступившего сырья оценивается по 2 -1 баллу.

Меньше 50% осмотренных видов колбасных изделий оцениваются по 5 баллов. Также четвертая часть готовой продукции оценивается по 2-1 баллу.

Следовательно, несоответствие качества поступившего сырья (мяса) оказало отрицательное влияние на качество произведенной готовой продукции (колбасных изделий).

На рисунках 2 и 3 представлена структура изменения входящего сырья и колбасной продукции.

Рисунок 2 - Структура качества входящего сырья

Описание заказанного сырья, включая наименование и обозначение, сорт или другой отличительный признак, указывается в ежедневной книге осмотренных партий и исследованных проб готовой продукции.

Рисунок 3 - Структура качества продукции

Таким образом, анализ качества продукции, выпускаемой ОАО «КВЭН» показал, что на последнюю отчетную дату увеличились потери от брака, что свидетельствует о снижении реализации продукции высшей категории качества, значит о производстве менее качественной продукции. В 2012 году наблюдался рост удельного веса высшего сорта и снижение I и II сортов колбасных изделий, что способствовало увеличению выручки и получению дополнительного дохода в результате опережения темпов роста выручки над темпами роста себестоимости и, соответственно росту рентабельности данной продукции, что свидетельствует об улучшении качества в данном периоде. Поступление некачественного сырья в 2013 году способствовало снижению сортности колбасных изделий, сарделек и сосисок, в результате чего были занижены цены на продукцию и в связи с этим значительно меньше получена прибыль и выручка от продаж и соответственно снизилась рентабельность всех видов продукции за этот период.

Просмотров работы: 2046