СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НАСЕЛЕНИЮ ГОРОДА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НАСЕЛЕНИЮ ГОРОДА

Земскова Н.В. 1, Подкопаева О.В. 1
1Дальневосточный федеральный университет (филиал г. Находка)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В системе здравоохранения города Находки функционируют 21 муниципальное учреждение здравоохранения.

Работы (услуги), выполняемые в городе Находке при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, порядок организации, которых определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, включают работы (услуги) в соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности [6, с.3].

Для упрощения анализа, все платные медицинские услуги, предоставляемые медицинскими учреждениями города Находка, представлены в виде групп:

- профилактической;

- лечебно-диагностической;

- реабилитационной;

- протезно-ортопедической;

- зубопротезной помощи;

- проведение медосмотров и экспертиз.

Основной целью оказания платных медицинских услуг является предоставление дополнительных медицинских услуг населению сверх Программы Госгарантий и поддержание развития высоких технологий.

Необходимо отметить, что отсутствие у пациента страхового полиса ни в коей мере не ограничивает его в правах на получение бесплатной медицинской помощи по городской программе, и отказ медицинских работников в оказании больному помощи по этой причине является грубейшим нарушением действующего законодательства. Особенно недопустимы такие действия врача или медсестры в случаях острых заболеваний (травм, отравлений и т. д.), когда неоказание своевременной медицинской помощи может привести к непоправимым последствиям в состоянии здоровья больного.

В течение последних десяти лет в системе муниципального здравоохранения города Находка сохраняется основная проблема отрасли - несбалансированность объемов медицинской помощи с выделяемыми финансовыми средствами.

Дополнительным источником поступления средств на содержание учреждений здравоохранения является деятельность по оказанию платных услуг населению, поступления от которой составили в 2013 г. около 62,5 млн. рублей (7,8 % от общего объема финансирования), в 2012 г. около 9 процентов от общего объема финансирования [7, с.99].

Необходимо отметить, что недофинансирование отрасли, по сравнению со средними показателями в России, составило около 25 процентов. Отмечался отток квалифицированных кадров по отдельным специальностям до 20-30 процентов.

Использование средств, полученных от платной медицинской деятельности, позволило сохранить стабильность экономического положения учреждений, укрепить материально-техническую базу, частично восполнить недофинансирование, улучшить финансовое положение сотрудников за счет вторичной занятости.

В соответствии с утвержденными планами в лечебно-профилактических учреждениях города в 2011-2012 гг. выполнено ремонтно- строительных работ на сумму 16,4 млн. рублей, в том числе из средств городского бюджета 13,2 млн. рублей, от платных услуг - 2,5 млн. рублей. За счет средств, поступающих от оказания платных медицинских услуг, лечебно-профилактическими учреждениями приобретено оборудования и инструментария на сумму 4,8 млн. рублей, спонсорская помощь составила 0,7 млн. рублей.

Вместе с тем, результаты проверок организации оказания платных медицинских услуг в городских лечебных учреждениях свидетельствуют о недостаточной информированности населения о правилах и порядке их предоставления.

Недостаточное знание руководителями и специалистами лечебно-профилактических учреждений законов, нормативных актов и инструкций, в ряде случаев приводит к ошибкам в организации оказания платных медицинских услуг и требует совершенствования системы платных медицинских услуг. В целях упорядочения предоставления платных медицинских услуг населению и более полного удовлетворения потребности граждан в медицинской помощи утверждены правила предоставления платных медицинских услуг населению муниципальными учреждениями здравоохранения города Находка.

Данные правила разработаны в соответствии с Законами Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», «О защите прав потребителей», Гражданским Кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 г. № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями».

Правила обязательны для исполнения всеми муниципальными учреждениями здравоохранения города Находка. Данные правила распространяются на оказание платных медицинских услуг гражданам, включая оказание медицинских услуг за плату в рамках договоров с организациями. Правила не регулируют порядок оказания медицинских услуг в системе добровольного медицинского страхования и оказания платных немедицинских услуг в части получения специального разрешения вышестоящего органа управления здравоохранения на осуществление указанных видов деятельности.

Порядок оказания медицинских услуг в системе добровольного медицинского страхования определяется договором между муниципальными учреждением здравоохранения и страховой медицинской организацией и действующим законодательством.

Муниципальные учреждения здравоохранения вправе предоставлять за плату немедицинские услуги:

  • дополнительные бытовые и сервисные услуги, включая пребывание в палатах повышенной комфортности;

  • дополнительный уход, не обусловленный медицинскими показаниями;

  • дополнительное питание;

  • оснащение палат и кабинетов дополнительными видами немедицинского оборудования: телефон, телевизор, оргтехника, холодильник и т.д.;

  • транспортные и другие услуги в соответствии с действующим законодательством в случае, если это не противоречит Уставу муниципального учреждения здравоохранения.

Основанием для оказания платных медицинских услуг, в городе Находка, является право заниматься предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью, закрепленное в Уставе учреждения, а также наличие лицензии на соответствующие виды медицинской помощи.

Основанием предоставления платных медицинских услуг является желание гражданина получить конкретную услугу именно на платной основе, оформленное в виде договора и информированного согласия на эту услугу. Медицинские услуги на платной основе оказываются в соответствии с перечнем медицинских услуг утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 10 мая 2007 года № 323 «Об утверждении порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи» [3, с.3].

Медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан доступной информацией, размещенной для всеобщего ознакомления на стендах, информационных табло:

- о месте нахождения учреждения (юридический и фактический адрес);

- о режиме работы учреждения, подразделений, кабинетов по оказанию платной и бесплатной медицинской помощи;

- перечень медицинских услуг, предоставляемых медицинским учреждением за плату с указанием их цены;

- об условиях предоставления платных медицинских услуг;

- о правах, обязанностях, ответственности пациента и медицинского учреждения;

- о наличии лицензии на медицинскую деятельность;

- о вышестоящих организациях, их адресах, телефонах.

При оказании платных медицинских услуг в установленном порядке заполняется медицинская документация. При этом в медицинской карте стационарного больного делается запись о том, что услуга оказана на платной основе (с указанием документа об оплате) с приложением копии договора о предоставлении медицинских услуг за плату.

Медикаменты, расходные материалы в период стационарного лечения, не входящие в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, предоставляются гражданам за плату при наличии зафиксированного в медицинской карте отказа пациента от лечения альтернативными и бесплатными для него препаратами, входящими в Перечень.

Стоимость медицинских услуг определяется на основании калькуляция с учётом всех расходов, связанных с предоставлением этих услуг. Цены на медицинские услуги формируются исходя из себестоимости и необходимой прибыли с учетом конъюнктуры рынка (спроса и предложения), в пределах стоимости заложенной в цене услуг обязательного медицинского страхования [2, с.33].

Муниципальные учреждения здравоохранения вправе по своему усмотрению предоставлять льготы для отдельных категорий граждан в размере, не превышающую заложенную в цену прибыль [4, с.15].

Цены на услуги, оказываемые на платной основе, формируются в соответствии с решением городского Совета народных депутатов г. Находка от 26 сентября 2007 года №785 и утверждены администрацией города Находка постановлением от 4 мая 2008 г. N 447-п «Об утверждении прейскуранта цен на платные медицинские услуги, оказываемые муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями города Находка» [5, с.2].

По требованию лица, оплатившего услуги, медицинское учреждение обязано выдать «Справку об оплате медицинских услуг для предоставления в налоговые органы Российской Федерации» установленной формы [1, с.2].

Медицинские учреждения, предоставляющие медицинскую помощь на возмездной основе, обязаны вести бухгалтерский учет и отчетность раздельно по основной и дополнительной деятельности.

Денежные средства, получаемые медицинскими учреждениями от оказания платных медицинских услуг, зачисляются на лицевые счета, открытые учреждениями в установленном порядке в органах Федерального казначейства.

Расходование учреждением средств от оказания платных медицинских луг из кассы не допускается.

Смета доходов и расходов на текущий год представляется в управление здравоохранения в порядке и по форме, установленной Министерством финансов Российской Федерации [2, с.3].

В настоящее время финансирование системы здравоохранения по программам обязательного медицинского страхования ведется централизовано через федеральное казначейство.

Исходя из выше изложенного, очевидно, что переход к децентрализованной схеме финансирования лечебно-профилактических учреждений в Российской Федерации не удался. Произошел возврат к бюджетной модели финансирования. Эта модель используется на всей территории России.

В условиях недостаточного бюджетного финансирования в городе возникает объективная необходимость изменения направлений практической деятельности общественного здравоохранения, адекватного меняющимся потребностям населения и поиска дополнительных источников средств. Решением данной проблемы является развитие предпринимательской деятельности в сфере здравоохранения, которая становится необходимым элементом системы охраны здоровья и представляет собой различные формы оказания платных услуг.

Литература

1. О защите прав потребителей : Федеральный закон от 7 февраля 1992. № 2300-1 (действующая редакция от 05.05.2014) //Собрание законодательства РФ. – 1992. – № 31. – ст. 3802.

2. Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг: Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012. №1006 // Собрание законодательства РФ. – 2012. – №34. – ст.3254.

3. Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях: Приказ Минздрава России от 11.03.2013. № 121н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.05.2013 № 28321).

4. О краевых стандартах качества предоставления бюджетных услуг: Закон Приморского края от 09 июня 2007. № 77-3 // Сборник законов Приморского края. – Владивосток, 2007. – 326 с.

5. Об утверждении прейскуранта цен на платные медицинские услуги, оказываемые муниципальными лечебно- профилактическими учреждениями города Находка: Постановление Находкинской городской администрации от 04.05.2013. № 447-п.

6. Об утверждении Порядка зачисления и расходования средств от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности получателей средств бюджета города: Приказ финансового управления Находкинской городской администрации от 09.01.2007 № 1.

7. Гинзбург, А.И. o Экономический анализ: учеб.пособие: 2-е изд. / А.И. Гинзбург. – СПб.: Питер, 2010. – 208 с.

Просмотров работы: 1028