СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социальная политика региона - одно из важнейших направлений его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Она заключается в развитии отношений между социальными группами, создании условий для повышения благосостояния населения и уровня жизни каждого члена общества, обеспечении социальных гарантий и экономических стимулов для участия в общественном производстве. Социальная политика – это составная часть тех мероприятий, которые проводит государство, для того чтобы урегулировать условия общественного производства в целом. В связи с этим социальная политика тесным образом связана с общей экономической ситуацией в стране. Если социальная политика является приоритетной в деятельности региональных властей, то в регионе обеспечивается социальную стабильность общества. Это возможно только при целенаправленной деятельности региона, направленной на реализацию принципа социальной справедливости. Такая работа направлена на выравнивание положения граждан, выработку системы социальных гарантий для всех слоев населения. Основными принципами проведения социальной региональной политики являются:

  • защита уровня жизни населения путем введения различных форм компенсации в случае повышения цен на продукты жизнедеятельности, коммунальные услуги и проведение индексации;

  • обеспечение помощи социально незащищённым категориям граждан, например, малообеспеченным и многодетным семьям, выпускникам детских домов, одиноким матерям;

  • выдача пособия на случай безработицы;

  • обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы;

  • развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет средств государства;

  • проведение активной политики, направленной на обеспечение повышения квалификации [1].

Экономическая база региональной социальной политики основывается на перераспределение индивидуальных доходов населения через региональный бюджет. Из собственных доходов население выплачивает налоги и таким образом частично возвращает себе же денежные выплаты по различным социальным программам. В каждом регионе применяется дифференцированный подход и к налогообложению, и к социальным выплатам лицам, которые находятся в различном материальном положении. В результате таких действий региональные власти перераспределяют личные доходы от более обеспеченных слоев населения к менее обеспеченным и нетрудоспособным, то есть к пенсионерам, больным, инвалидам.

К группе регионов с высоким уровнем социального развития в последние годы относится Краснодарский край. Социальная политика Кубани - одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Суть социальной политики региона заключается в поддержании отношений между всеми социальными группами, обеспечении условий для повышения благосостояния кубанцев, уровня их жизни, создании социальных гарантий населению. При этом надо отметить, что социальная политика региона, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых кубанскими властями в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно связана с общеэкономической ситуацией в крае. Говоря о социальной политике, необходимо иметь в виду действия краевых властей, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества [2].

Одно из главных направлений социальной политики в крае – рост заработной платы у работников бюджетных отраслей. Среднемесячная заработная плата работников в бюджетных организациях за январь - март 2014 года составила 23631 рубль и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 15,4%. Наибольший рост заработной платы наблюдался у работников строительных организаций (47,3%), организаций по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (34,3%), здравоохранения и предоставления социальных услуг (24,9%) [3].

С ростом благосостояния населения заметен рост рождаемости. Краснодарский край находится сегодня в числе регионов России, в которых зафиксирован рекордный рост рождаемости и так уже на протяжении многих лет. В июне 2014 года показатель рождаемости в крае составил 6000 человек. За шесть месяцев этого года родилось более 30000 малышей. Только в Краснодаре этот показатель достиг цифры в 8100 детей, что значительно выше показателя в других городах Кубани [3]. Одновременно с ростом рождаемости наблюдается снижение смертности. Так в 2014 году снизился уровень смертности по следующим показателям: от онкозаболеваний (на 1,5-2,5%), младенческой смертности (на 10,6 % ), гибели в ДТП ( почти на 20%), от туберкулёза (за 7 лет на 58 %). Это хороший показатель в программе прироста населения края [3].

Здоровая нация – залог процветания любого государства. Власти региона понимают значимость решения данной проблемы, поэтому намерены и в дальнейшем вкладывать в эту сферу жизни немалые средства. В результате эффективной реализации Территориальной программы госгарантий и проведения комплекса профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий достигнуты и улучшены 95 % критериев доступности и качества медицинской помощи, которые были утверждены Территориальной программой.

В рамках реализации национального проекта «Здоровье» в больницы Кубани в последние годы поступило новейшее медицинское оборудование, способствующее повышению качества оказания медицинской помощи населению. Губернатору Кубани А. Н. Ткачеву принадлежит инициатива повышения оплаты труда медицинских работников. Как он отмечает во всех своих выступлениях, «поднять до европейского уровня следует не только качество медицинского обслуживания, но и заработные платы медиков. Это один из основных социальных проектов, которые следует реализовать в ближайшее время» [4].

Дальнейшая оптимизация структуры объемов медицинской помощи, расширение профилактики заболеваемости и мотивации ведения здорового образа жизни, развитие приоритетных направлений на основе программно-целевого финансирования и других задач по повышению структурной эффективности отрасли здравоохранения будут способствовать более полному удовлетворению потребности населения края в медицинской помощи.

Для того чтобы каждый житель края чувствовал себя защищенным и уверенным в завтрашнем дне, он должен иметь собственное жильё. Это задача также находится в числе приоритетных задач в работе правительства. Сегодня в крае действует целый ряд социальных программ, например, долгосрочная целевая программа «Жилище», которая помогает жителям края приобретать жильё по доступным ценам. Также популярны в крае программы «Накопительная ипотека» и «Молодая семья». В Краснодарском крае за первые три месяца 2014 года было построено 12,8 тыс. квартир общей площадью 1,042 миллиона квадратных метров, и это на 19% больше в сравнении с тем же периодом 2013 года. При этом в последние годы растёт стоимость жилья, что вызывает тревогу и опасение у населения, имеющего средний достаток.

Необходимо отметить, что бюджет Краснодарского края на 2014 год имеет социальную направленность. Расходы на социально-культурную сферу в текущем году составляют 67% от общих расходов бюджета, что равно 124 млрд. рублей [5].

В крае ведётся целенаправленная работа по снижению уровня безработицы. Важную работу в этом направлении проводят Центры занятости населения. При поддержке властей они реализуют программы трудоустройства населения путём переподготовки и обучения трудоспособного населения профессиям, востребованным на рынке труда. Благодаря этой работе на Кубани с начала года уровень безработицы впервые снизился на 0,1%. По данным департамента занятости населения, с начала года в Краснодарском крае при содействии центров занятости было трудоустроено почти 57 тыс. человек [5].

Особое внимание власти уделяют решению вопросов молодёжной политики. Государственная молодёжная политика направлена на формирование кадрового потенциала страны из числа молодых жителей Краснодарского края. В крае работает школа молодёжного актива, проводятся слёты молодых лидеров «Регион-93», разрабатывается и реализуется программа поддержки молодых предпринимателей. Здоровье кубанской молодёжи – также забота Департамента молодёжной политики, которому в 2014 году было выделено 25 млн. рублей на развитие молодёжного туризма [3].

Приоритетным направлением социальной политики края является образование. В 2012 году Кубань стала стажировочной площадкой по теме «Создание современной муниципальной модели дошкольного образования, обеспечивающей его доступность и качество». На реализацию этого проекта из федерального бюджета краем было получено 95000,0 тыс. рублей, в 2012 – 16059 тыс. рублей. В рамках софинансирования Краснодарский край выделил из краевого бюджета в 2011 году 60000,0 тыс. рублей, в 2012 – 15000,0 тыс. рублей. В 2013 году на эти цели из федерального бюджета распоряжением Правительства Российской Федерации было выделено уже 15375,2 тыс. рублей, а из краевого бюджета – 10185,6 тыс. рублей. Расширяется сеть дошкольных образовательных учреждений и оснащаются современным оборудованием школы края, повышается заработная плата воспитателей и педагогов, внедряются новые образовательные схемы и технологии. Таким образом, успешная реализация национального проекта «Образование» в нашем крае даёт мощный стимул в развитии образовательной системы[3].

На социально-культурную сферу направлено в 2014 году 68 процентов расходов от бюджета края (123,1 миллиарда рублей). Самое главное заключается в том, что продолжится работа по повышению уровня заработных плат в социальной сфере [3].

Таким образом, несмотря на успехи в реализации социальной политики в крае, имеется целый ряд проблем, требующих решения на федеральном уровне. Вот основные из них:

  • необходимость стабилизации финансового положения государственных внебюджетных социальных фондов;

  • погашение задолженности работникам по заработной плате;

  • расширение источников финансирования социальных услуг;

  • внедрение адресной системы социальной поддержки населения;

  • введение единого порядка корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения.

Только эффективное и качественное решение данных вопросов всеми заинтересованными сторонами общества позволит обеспечить высокий уровень жизни населения России и производительности труда [1].

Литература:

  1. Терешина, М.В., Ломакина, Г.А. Краснодарский край. Устойчивое развитие: опыт, проблемы, перспективы. — М.: Институт устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации/Центр экологической политики России, 2011. — 56 с.

  2. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю // Электронный ресурс / Режим доступа: http://www. krsdstat/digital/region12/default. aspx

  3. Официальный сайт администрации Краснодарского края // Электронный ресурс / Режим доступа: http://admkrai.krasnodar.ru

  4. Портал исполнительных органов государственной власти Краснодарского края // Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.krasnodar. ru/content/30/show/2423

Департамент семейной политики Краснодарского края // Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.familykuban.ru
Просмотров работы: 7286