ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И МУНИЦИПАЛИТЕТОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И МУНИЦИПАЛИТЕТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день местные налоги являются важнейшим источником бюджетных доходов всех муниципальных образований. Данные налоги взимаются с граждан и юридических лиц с целью удовлетворения социально-экономических потребностей населения, а также на развитие подведомственных территорий. Президентом РФ в бюджетном послании Федеральному Собранию РФ, был сделан акцент на том, что руководители регионов и местных органов власти обязаны владеть информацией о зачислении доходов в региональные и местные бюджеты, с целью оценки эффективности разрабатываемых мер по расширению доходной базы. Однако, в настоящее время взаимодействие местных органов власти и налоговых органов недостаточно ориентировано на создание необходимой системы отношений, которая бы соответствовала сложившейся ситуации и разнообразию задач в условиях реформирования налоговой системы. Поэтому тема взаимодействия между налоговыми органами и службами и органами местного самоуправления является весьма актуальной.

В постановлении Правительством РФ от 12 августа 2004 г. № 410 (в ред. от 10 октября 2007 г. № 663) были обозначены основные правила взаимодействия, в соответствии с которыми с 2005 года территориальные налоговые органы должны представлять информацию в финансовые органы субъектов РФ, а с 1 января 2006 года — в муниципальные образования. Так, согласно данному постановлению с лицевых счетов всех налогоплательщиков, которые осуществляют деятельность, а также платят налоги и сборы на территории субъекта РФ, включая крупнейших, состоящих на учете в межрегиональных инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам, передаются данные в виде информационного массива о начисленных и уплаченных суммах налогов и сборов, задолженности (недоимка, пени, штрафы), предоставленных отсрочках, рассрочках, реструктуризации. Особенности и условия предоставления данной информации закреплены в приказе Министерства финансов РФ от 30 июня 2008 года №65н «Об утверждении периодичности, сроков и формы представления информации в соответствии с Правилами взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного управления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, утвержденными постановлениям Правительства РФ от 12 августа 2004 года № 410» [2].

Информация по налогоплательщикам передается в электронном виде каждый месяц по состоянию на первое число в срок до пятнадцатого числа следующего месяца. В предоставляемом отчете должны содержатся сведения о всех налогоплательщиках как в целом по региону, так и по муниципальным районам: сельских и городских поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских территорий городов федерального значения. В документацию включаются данные о статусе налогоплательщика (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо, др.), его принадлежность к территории в соответствии с Общероссийским классификатором административно-территориального деления (ОКАТО), вид дохода по коду бюджетной классификации (КБК), согласно которому налогоплательщик несет обязанность по уплате налогов, а также вид осуществляемой им деятельности по коду Классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) [3].

В настоящее время в Федеральной налоговой службе РФ насчитывается 1186 территориальных инспекций, которые в свое время осуществляют обслуживание около 23 тыс. муниципальных образований. Они формируют более 50% доходов бюджетной системы Российской Федерации. Однако, как показывает сложившаяся ситуация, территориальные налоговые инспекции не слишком заинтересованы в местных налогах и осуществляют их сбор не в полном объеме. Если говорить о решение данной проблемы через государственные налоговые инспекции, то оно в достаточной степени затруднено, так как на сегодня государственные налоговые инспекции не имеют четких механизмов эффективного сбора местных налогов и сборов (ни кадастра, ни реестра). Для мотивации наиболее полного взимания налогов необходимо максимально приблизить систему сбора налогов непосредственно к самим объектам недвижимости, а именно к собственникам этих объектов на основе разработки муниципальных районных налоговых инспекций. Данные органы должны в первую очередь осуществлять обеспечение полного сбора местных налогов (земельного налога и налога на имущество физических лиц, а также единого налога на вмененный доход) [2].

Рассмотрим данный аспект на примере Краснодарского края. Так, в деятельности органов исполнительной власти Краснодарского края немаловажное значение отдается выполнению доходной части консолидированного бюджета Краснодарского края, прежде всего в разрезе видов деятельности, отраслей экономики и муниципальных образований. С этой целью систематично ведется анализ динамики и объемов поступления доходов. В ходе мониторинга губернатор края каждый год издает постановление «О мерах по наполнению консолидированного бюджета Краснодарского края». В качестве приложения к постановлению обязательно разрабатывается и издается специальный План по росту доходной части консолидированного бюджета региона. Данный план содержит следующий комплекс экономических и фискальных мероприятий:

- обеспечение оптимального функционирования межведомственных, балансовых и иных комиссий по вопросам мобилизации доходов в консолидированный бюджет края;

- повышение уровня эффективности от использования экономического потенциала различных отраслей экономики при помощи инвестиционной деятельности;

- создание соглашения о взаимодействии налоговых органов и органов местного самоуправления по вопросам актуализации сведений и данных о земельных участках, а также правообладателях этих земельных участках, поступающих из регистрирующих органов;

- осуществление контроля за финансовыми и количественными показателями работ, которые направлены на взыскание существующей задолженности по неналоговым платежам;

- разработка комплекса мер по погашению задолженности по налоговым платежам в консолидированный бюджет края, а также препятствие ее увеличения ее уровня;

- осуществление мониторинга деятельности организаций, в отношении которых осуществляется процедура банкротства, с целью недопущения преднамеренного банкротства, а также увеличение задолженности бюджета [2].

К местным налогам относятся, прежде всего:

- НДФЛ;

- налог на прибыль организации;

- транспортный налог;

- земельный налог [1], [4].

Губернатор Краснодарского края утверждает План-прогноз консолидированного бюджета края в отраслевом разрезе. Результаты от его исполнения каждый месяц анализируются при участии руководителей налоговых и правоохранительных органов, а также других федеральных структур. При всем этом необходимо отметить, что к основными налоговыми источниками доходов консолидированного бюджета Краснодарского края выступают НДФЛ и налог на прибыль организаций. Результаты анализа данных является своеобразной основой в процессе поиска дополнительных решений для увеличения налоговых поступлений. Ярким примером этому служит то, что во всех муниципальных образованиях образованы межведомственные комиссии. В их состав помимо представителей финансовых и налоговых органов входят сотрудники оперативно-розыскной службы ГУВД края, которые занимаются налоговыми правонарушениями. Также комиссии рассматривают вопросы, которые связаны с процессами легализации объектов налогообложения, взысканием задолженностей, а также фактами невыплаты зарплаты, выплатами зарплаты ниже прожиточного минимума, необоснованным снижением фонда оплаты труда и т. д. Все эти мероприятия препятствуют снижению налоговой базы по НДФЛ. Необходимо также отметить, что на отдельном учете у межведомственных комиссий находятся предприятия и индивидуальные предприниматели, которые имеют задолженность свыше 100 тыс. руб., а также хозяйствующие субъекты, допустившие по результатам финансово-хозяйственной деятельности убытки, и предприятия-банкроты [2].

В настоящее время большое внимание уделяется администрированию транспортного налога и, прежде всего, практике его собираемости, погашению недоимки и повышению актуализации базы налогообложения. При этом значительно усложняет работу отсутствие четкого сформированного механизма по снятию с учета в органах ГИБДД транспортных средств, в результате этого владельцев транспортных средств практически невозможно привлечь к уплате налога по различным причинам. К таким причинам могут относиться, например, смена места жительства, продажа автомобиля по доверенности т. д. Поэтому в данной ситуации необходимо вносить изменения в действующие федеральные нормативно-правовые акты, регламентирующие различные процедуры регистрации и технического осмотра транспорта [2].

Что касается земельного налога, то по данному доходному источнику в крае имеются значительные резервы. Для этого с целью их максимального использования, департамент по финансам, бюджету и контролю совместно с УФНС РФ по Краснодарскому краю было подписано соглашение о взаимодействии муниципалитетов и территориальных налоговых органов. В ходе данного соглашения предусмотрено предоставление органами местного самоуправления в налоговые органы сведений по форме, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 23 марта 2006 г. № 47н. Такие соглашения с территориальными налоговыми органами заключили все муниципальные образования Краснодарского края. По инициативе департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в муниципальных образованиях края должны быть составлены развернутые балансы земли (в разрезе категорий земель и видов разрешенного использования). Создание таких балансов совместно с данными муниципального земельного контроля дает возможность выявлять земли, которые не предназначены для целей налогообложения и не вовлеченные в арендные отношения, а также дает возможность правильного подсчета реального потенциал, который сложился по земельному налогу и арендной плате за землю. Комплекс данных мероприятий обладает высоким уровнем эффективности и способствует нормальному функционированию взаимосвязей между муниципалитетами и налоговыми органами и службами [5].

Таким образом, для эффективного взаимодействия и сотрудничества между налоговыми органами и органами местного самоуправления необходимо осуществление на основе взаимного обмена информацией таких мероприятий, как введение местных налогов; постановлений по земельным участкам, которые предоставлены юридическим и физическим лицам для осуществления экономической деятельности, а также строительства индивидуальных жилых домов, заключение договоров аренды с целью использования земель государственной и муниципальной собственности; решении вопросов, связанных с разработкой и созданием коэффициентов, дифференцирующих базовую ставку земельного налога на основе использования земель населенных пунктов, которые установлены на базе особенностей экономико-планировочных зон и принятия решений об освобождении от земельного налога и налога на имущество и так далее. Также необходимо отметить, что для наиболее полного и эффективного сбора налогов администрац0ии муниципальных образований должны осуществлять правовое содействие гражданам, которые обращаются в регистрационные службы за оформлением прав на недвижимость.

Литература:

  1. «Налоговый кодекс Российской Федерации» от 05.08.2000 г. ФЗ-№ 117 // СПС «Гарант» / Электронный ресурс / Режим доступа: http:// www.garant.ru

  2. Электронный ресурс – http:// www.bujet.ru

  3. Гринкевич, Л.С., Дорошенков, А.С. Налоговая компетенция регионов и муниципальных образований: дилемма треугольника // Вестник томского государственного университета. Экономика. – 2010. – № 3. –С. 93 - 101.

  4. Килясханов, И.Ш. Налоговое право: Учебник. – М.: Юнити – Дана, 2010. – 288 с.

  5. Электронный ресурс – http: // www.municipalitet.info

Просмотров работы: 3803