ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблемы перехода России к устойчивому развитию и в связи с этим принятие мер по обеспечению государственного регулирования устойчивого развития не только в России, но и в каждом регионе отдельно стали привлекать все больше и больше внимания.

В отечественной экономической литературе последние годы активно дискутируется сущность понятия устойчивого развития, что обусловлено эволюцией научной мысли. Приведем ряд определений, характеризующих сущность данной категории.

Авторы краткой философской энциклопедии трактуют понятие устойчивого развития как «закономерное изменение материи и осознания, их универсальное свойство».

В словаре русского языка Ожегова С.И. «устойчивое развитие – это процесс закономерного изменения, перехода исходного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему».

Согласно энциклопедическому словарю устойчивое развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и осознания, их универсальное свойство; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры.

Определение, сформулированное Всемирным Банком немного другое: «управление совокупным капиталом общества в интересах сохранения и приумножения человеческих возможностей».

По мнению Пчелинцева О.С. – это переход от «экономики использования ресурсов» к экономике их системного воспроизводства.

Согласно определению, данному академиком, председателем СО РАН, вице-президентом РАН Коптюг В.А. – это такая модель развития общества, при которой удовлетворяются основные жизненные потребности как нынешнего, так и всех последующих поколений.

В Докладе Комиссии Брундтланд – это развитие, при котором нынешние поколения удовлетворяют свои потребности, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять собственные нужды, собственные потребности.

Таким образом, существующие подходы к определению и оценке устойчивого уровня социально-экономического развития региона нуждаются в корректировке и адаптации к реалиям конкретных территорий. При этом следует соблюдать экономические, социальные и экологические императивыс целью выявления и решения основных приоритетных проблем устойчивости.

Государственное регулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на её реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.

Использование различных методов предполагает применение характерных для них приемов и средств.

Государство, как правило, использует методы прямого (структурные, директивно-адресные или административные) и косвенного (бесструктурные или как их называют — экономические методы) воздействия на экономику [1].

Особенностью административных средств регулирования экономики является, то, что они:

- не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации;

- базируются на силе и авторитете государственной власти;

- включают меры запрещения, разрешения и принуждения.

Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг, либо его технологий.

Разрешение- это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

Принуждениеосновано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование следующих регулирующих инструментов:

- государственного экономического прогнозирования;

- государственного экономического программирования;

- бюджетно-налоговой системы;

- денежно-кредитной политики;

- валютной политики;

- таможенной политики.

К основным инструментам в регулировании экономики государством относят:

-государственное экономическое программирование на данный момент представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено тем, что социально-экономические программы, базируясь на экономических прогнозах, используют весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют цели развития, но и определяют материальные, финансовые средства реализации этих целей. Задача государственного программирования — комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики;

-бюджетно-налоговая система — один из существенных рычагов реального экономического воздействия государства на хозяйственные процессы. Масштабы государственного бюджета, определяемые уровнем доходов, их долей в ВВП, создают реальные возможности влияния на социально — экономические процессы. Основным источником доходов бюджета являются налоговые поступления. Государственное влияние на экономику реализуется посредством формирования структуры расходов бюджета. Учитывая, что налоги являются важнейшим источником доходной части бюджета, а также механизмом перераспределения первичных доходов предприятий, фирм, граждан, необходимо постоянное совершенствование налоговой системы в соответствие с задачами социально — экономического развития страны;

-денежно-кредитная политика - является важнейшим средством воздействия государства на хозяйственные процессы, осуществляемой Центральным банком;

Денежно-кредитная политика государства должна быть направлена, прежде всего, на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства, на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен. В странах с переходной экономикой эти цели дополняются задачами формирования рациональной банковской системы, борьбы с инфляцией, ликвидации дефицита государственного бюджета, создания финансовых условий выхода из кризиса;

-в настоящее время в мировой экономической практике основным инструментом регулирования денежной массы являются операции на открытом рынке. Путём покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг центральный банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда;

- изменение нормы обязательных резервов банков.

Механизм этого инструмента кредитно-денежной политики таков:

- если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к уменьшению денежного предложения;

- при уменьшении нормы обязательных резервов происходит расширение предложения денег;

- регулирования валютного курса

Устойчивость и сила национальной валюты - ключевой фактор снижения инфляции, достижения макроэкономической стабилизации и экономического роста. Положение национальной валюты имеет ключевое значение для развития и процветания экономики и общества. Наиболее высокий уровень инфляции наблюдается в странах, где определение курса национальной валюты предоставлено «рыночным силам».

Для того чтобы решать проблемы социально-экономического развития, государственному аппарату необходимо принять ряд мер по улучшению как социальной, так и экономической системы в целом, а так же обеспечить высокий уровень качества жизни населения, путем предоставления хорошего и качественного образования, улучшением здравоохранения, увеличения доходов населения, увеличение потребительской корзины населения и т.д.

В условиях современного государственного устройства России система управления устойчивым комплексным социально-экономическим развитием России представляет собой комплекс муниципальных, региональных и субфедеральных (межрегиональных) систем управления развития соответствующих территорий (муниципальных образований, регионов и федеральных округов).

Отметим, что устойчивое социально-экономическое развитие государства должно быть основано на взаимосвязи и взаимообусловленности развития страны в целом, отдельных регионов и муниципальных образований. Особенно важна взаимосвязь задач регионального и муниципального развития. Это связано, прежде всего, с тем, что все объекты социально-экономической деятельности региона расположены на территории конкретных муниципальных образований [2]. Именно здесь протекают основные процессы социально-экономического развития. Происходящие в Российской Федерации изменения в общественно-политической и социально-экономической сферах тесным образом связаны со становлением и развитием муниципальных образований. Экономические преобразования, осуществляемые в России, объективно требуют внесения изменений в методологию и практику муниципального управления, поиск новых инструментов и методов управления в целях реализации устойчивого и комплексного социально-экономического развития муниципальных образований [3].

Литература:

  1. Боткин О.И., Маликова Д.М. Государственное участие в сфере устойчивого экономического и социального развития общества // Вестник Удмуртского университета. - 2011. – Выпуск 3. – С. 8-12.

  2. Королюк Е.В. Институционально-хозяйственные факторы развития России // Экономические науки. 2011. – №78. – С. 35-38.

Вильчинская О.В., Храбров Е.А., Гусев Е.А. Устойчивое и комплексное социально-экономическое развитие: государство, регион, муниципальное образование // TERRA ECONOMICUS. – 2011. - Том 9. - №01. - Часть 3. – С.114.

5

Просмотров работы: 3386