ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается, прежде всего, отношений между социальными группами, обществом и его членами, связанных с изменением в социальной структуре, ростом благосостояния населения, улучшением качества жизни граждан страны, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, улучшением образа жизни. Данные показатели являются одними из важнейших, так как определяют уровень благосостояния и степень процветания каждого государства, ведь, по сути, удовлетворенность граждан напрямую связана с развитием государства в целом. Именно поэтому данная тема является столь актуальной в настоящее время.

Сегодня под социальной политикой государства понимают воздействие органов управления страны на социальную сферу общества, их деятельность в целях удовлетворения социальных потребностей людей и прежде всего повышения уровня жизни, предоставление социальных услуг населению [3].

Приоритетной задачей государственной деятельности в социальной сфере является обеспечение конституционных социальных гарантий для граждан.

Задачи социальной политики заключаются в следующем:

- социальная защита человека и его основных социально – экономических прав;

- предоставление условий для повышения уровня благосостояния отдельного человека и общества в целом;

- сохранение определенного статуса различных социальных групп, а также отношений между этими группами, формулирование подходящей социальной структуры общества;

- развитие системы социальной инфраструктуры (система транспорта и связи, жилищно – коммунальное хозяйство и т. д.);

- создание экономических стимулов участия в общественном производстве;

- предоставление всех условий для развития и процветания личности, а также удовлетворение ее потребностей и возможность для самореализации и самовыражения в трудовых отношениях [4].

Социальная политика государства должна учитывать не только материальные, политические, но и духовные интересы общества, она является одной из приоритетных и стратегически важных направлений развития страны. Согласно статье 7 Конституции РФ: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1].

Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы предоставления социальных услуг. Главенствующее место в социальном регулировании принадлежит государству, которое формирует и создает общую концепцию и основные направления социальной политики, обеспечивает законодательную и правовую основу. Примером этому является начало с 5 сентября 2005 года четырех приоритетных национальных проектов: «Образование», «Здоровье», «Доступное жилье» и «Развитие агропромышленного комплекса». По мнению Президента РФ, Путина В.В., - «Во – первых, именно эти сферы определяют качество жизни населения и социальное самочувствие общества. Во – вторых, в конечном счете, решение именно этих вопросов влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала».

Многие объективные трудности построения в России новой экономики в течение многих лет дополнялись субъективными причинами. В настоящее время в России существует немало острых проблем, касающихся государственной социальной политики, среди которых наиболее значимыми являются: низкий уровень пенсионных выплат и реальных доходов населения, наличие слабо защищенных слоев населения, включая бюджетную сферу, острый дефицит квалифицированных социальных кадров, а также яркая асимметрия в сфере ведения государственной политики [5].

Немаловажное значение в развитие российской модели социальной политики оказали такие факторы, как экономическая специализация субъектов РФ, особенности национальных образований, этническое разнообразие и т.п. Российская Федерация является самой многосубъектной федерацией в мире, в ее статус входят 85 субъектов, имеющих различный административный статус, социально – экономический уровень развития, территориальные, возрастные и другие отличия [6].

Последнее отличие оказывает существенное влияние на социально – экономическое положение региона. Примером этому является то, что Краснодарский край был и остается в основном регионом для комфортного проживания граждан пенсионного возраста, тогда как в районах Крайнего Севера преобладают граждане трудоспособного возраста. Такая асимметрия делает достаточно проблематичным ведение единой государственной социальной политики, применения общих социальных стандартов, выполнение государством единого набора социальных функций.

Маленькие пенсии всегда были и остаются главной проблемой для российского населения, прежде всего для женщин, составляющих около 64% всех пенсионеров (по итогам 2013 года). По меркам Международной организации труда (МОТ) и Европейского кодекса социального обеспечения минимальный размер пенсии должен составлять 50% от заработной платы работника. В РФ это соотношение составляет в среднем 35,8%.

Следующей актуальной проблемой в российских условиях развития социальной политики является низкий уровень реальных доходов населения, их чрезмерная дифференциация, наличие слабо защищенных слоев населения, в т.ч. в бюджетной сфере. По данным Госкомстата РФ дифференциация по доходам в России в 2013 году достигла такого уровня, что на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 33% общего объема денежных доходов (в 2013 г. – 33,1%), а на долю 10% наименее обеспеченного населения – 1,8%. Последовательный рост реальных доходов населения на протяжении последних десяти лет привел к увеличению спроса населения на социальные блага и услуги, что в дальнейшем вызвало последующий рост оказания платных услуг и, прежде всего, оказания платных медицинских услуг в области здравоохранения, а также платных образовательных услуг в области образования. В настоящее время по – прежнему ощущается острый дефицит качественных социальных услуг и дефицит квалифицированных кадров в образовании, здравоохранении и т.д. [2].

В настоящее время в условиях рыночной экономики наблюдается такое явление, как постоянное и непрерывное усложнение набора социальных показателей, которые приводят к появлению и развитию асимметрии в сфере ведения государственной социальной политики Российской Федерации [7].

На федеральном уровне разработана стратегия и основные направления социальной политики государства, сформирована нормативная база субъектов РФ, которая регулирует вопросы функционирования и развития социальной сферы регионов, а также разработаны и утверждены стандарты финансовой поддержки социальной сферы субъектов РФ для решения главной задачи общегосударственной социальной политики – формирование единого социального пространства, целью которого является недопущение межрегиональных различий [2].

Ярким примером сглаживания социально – экономических различий регионов является государственное регулирование экономики социальной сферы в двух регионах – Крыма и Севастополя, в том числе доведение уровня заработной платы бюджетной сферы, пенсий, пособий, стипендий и т.д. до установленных российских стандартов и утверждение нормативов.

В утвержденной Концепции долгосрочного социально – экономического развития РФ до 2020 года предусмотрено долгосрочное и краткосрочное планирование. Продолжение масштабных экономических реформ в России связано с использованием новых подходов к управлению социально – экономическим развитием. Это обусловлено повышением значимости человеческих ресурсов в рыночной экономике, а также демографической ситуацией, которая в значительной степени выступает сдерживающим фактором социально – экономического роста в России.

Ключевым направлением, которым занимались государственные и муниципальные органы власти, является демографическая политика. В прошлом году удалось переломить негативную тенденцию, которая наблюдалась в РФ на протяжении долгих лет – впервые за российскую историю развития страны естественный прирост населения составил почти 5 тыс. чел. Несмотря на то, что количество женщин в репродуктивном возрасте уменьшилось, однако удалось увеличить коэффициент рождаемости.

По итогам 2013 года в России достигнут коэффициент рождаемости 1,73, а продолжительность жизни населения страны увеличилась до 77 лет, хотя еще остаются регионы с высокой смертностью (Республика Тыва – коэффициент смертности за последние 10 лет составил 1185,03; Чукотский автономный округ – 1087,53; Новгородская область – 1080,57; Псковская область – 1125,12 и т.д.).

Для решения проблем, таких, как дефицит кадров в социальной сфере, финансовая заинтересованность специалистов социальной сферы, необходимы кардинальные меры, прежде всего, повышения заработной платы работникам бюджетной сферы посредством двух приоритетных национальных проектов «Образование» и «Здоровье», а также целевых федеральных и региональных программ в социальной сфере на основе механизма многоканального финансирования социальной сферы.

В 2013 году наблюдалась тенденция роста денежных доходов населения. Денежные доходы за 2013 год выросли на 3,3%, заработная плата на 5,3%. Также в этом году были приняты важнейшие законы, такие как законы по реформированию пенсионной системы, закон о специальной оценке условий труда, закон об основах социального обслуживания населения.

Также в последе время наблюдается следующая тенденция: если в среднем по стране за 2013 год заработная плата выросла на 5,3%, то в социальной сфере рост реальной заработной платы составил 13,3%. В результате соотношение между заработной платой в экономике в целом увеличилось с 76% в 2012 году до 80% в 2013 году.

Так, наиболее верным перспективным решением дефицита кадров в здравоохранении и в образовании является такой подход к ситуации, при котором будет обеспечиваться реальное повышение заработной платы. В ближайшие три года предполагается дифференцированное повышение заработной платы по следующим категориям персонала - 200% врачам, что предполагает размер выше средней заработной платы по региону (субъекту РФ) более, чем в 2 раза, среднему медицинскому персоналу (медицинским сестрам) – 100%, младшему медицинскому персоналу (санитарам предполагается рост на 80% к 2017 году. Региональными бюджетами будут выделены средства на эти цели, а также за счет мероприятий по финансовой оптимизации (индексации страхового тарифа на неработающее население, сокращение совмещения, отмены льгот в связи с аттестацией рабочих мест и т.д.) [8].

Что касается сферы образования, то здесь выделяется заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, выравниваемая с оплатой в образовательных учреждениях (школах), которая, в свою очередь, должна быть увеличена в 1,8 раза. Часть федеральных субсидий планируется направить в 2014 году на ликвидацию очередей в детские образовательные учреждения. Для школ предполагается передать часть средств по программе «образование» на модернизацию работы школ, на материальную поддержку педагогических работников. Для роста заработной платы педагогических работников в начальном и среднем образовании необходимо привлечь работодателей при освобождении их от выплаты налога на прибыль и т.д. Так, в ВУЗах повысили заработную плату профессорско – преподавательскому составу до средней в экономике. Также должен быть увеличен такой источник дохода, как научная деятельность. Здесь также предполагается оптимизация, включающая сокращение бюджетного приема студентов и т.п. В настоящее время реструктуризация фонда оплаты труда по категориям персонала на преподавательский состав идет только на 36% от общего фонда оплаты труда, в то же время намечено 55%.

За десять последних лет динамика финансирования социальной сферы значительно опережала темпы экономического роста, в результате чего суммарный удельный вес государственных и частных социальных расходов в ВВП возрос с 14,7% до 23,6% [7].

Итак, Россия всегда имела свои особенный путь развития, и социальная сфера не стала исключением. В настоящее время создаются и разрабатываются множество законов и нормативных актов в сфере государственного регулирования экономики в социальной сфере, направленные на максимальное удовлетворение потребностей населения и обеспечения их комфортного проживания. Конечно, еще осталось множество проблем и нерешенных вопросов и есть, куда стремится, однако государство сделало огромный шаг к достижению максимально высокого уровня жизни и благосостояния российских граждан в рамках социальной политики.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 г. № 7 -ФКЗ) // Российская газета. - 21.01. 2009.- № 7(4831)

  2. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях организации государственной социальной политики» // Российская газета. – 2012. – № 5775.

  3. Кушлин, В. Государственное регулирование экономики: Учебник. - М.: Экономика, 2013. – 496 с.

  4. Соловьева, И.А. Особенности механизма государственного регулирования экономики // Евразийский международный научно – аналитический журнал. – 2011. – № 4. – С. 73 – 80.

  5. Самойлов, В.В. Государственно – правовое регулирование социально – экономических и политических процессов: Учебник. – М.: Юнити, 2013. – 272 с.

  6. Ниналалова, Ф.И. Социальные расходы как приоритет бюджетной политики государства // Финансы и кредит. – 2013. – № 48 (576). – С. 16 – 21.

  7. Туищева, М.Р. Социальная сфера как экономическая категория и ее структура // Вопросы инновационной экономики. – 2012. - № 1. – С. 35 – 39.

  8. Мысляева, И.Н., Кононкова Н.П. Государственное регулирование экономики: Учебник. - М.: Издательство Московского Университета, 2010. – 423 с.

Просмотров работы: 13926