МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Муниципальное образование как сложная социально-эко­номическая система должно одновременно обладать и устойчивостью к неблаго­приятным внешним воздействиям, и нацеленностью на благоприятные изменения, т. е. на развитие, причем устойчивое. Управление состоянием муниципального образования позволяет поддерживать на достигнутом уровне все системы его жизнеобеспечения, объемы и качество муниципальных услуг. Управление разви­тием нацелено на повышение этого уровня при заданной генеральной цели муни­ципальной деятельности: повышение качества жизни населения.

Механизмом реализации задач социально-экономического развития всей страны и отдельных территорий служат федеральные, региональные и муниципальные целевые программы.

Необходимость стратегического планирования на муниципальном уровне объясняется в первую очередь идеями реформы местного самоуправления, главная из которых – приближение власти к населению. В соответствии с ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6 октября 2003 г. муниципальной единицей стали сельские поселения, которые впервые получили статус муниципальных образований. В соответствии со ст. 17, ч.1, п.6 к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится «принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования». Все это подтверждает необходимость освоения технологии планирования на муниципальном уровне.

Недоучет стратегических факторов может привести к серьезным последствиям для муниципального образования, особенно если требуется структурная пере­стройка экономики территории. Одной из важнейших задач стратегического планирования - предвидение грядущих перемен и своевременное принятие необходимых упреждающих решений.

Стратегическое планирование ориентируется на активные действия, является долгосрочным, касается множества проблем и акцентирует внимание на оптимальном удовлетворении потребностей местного сообщества, содействуя достижению общественного согласия. С другой стороны, стратегическое планирование повышает конкурентоспособность муниципального образования, когда даже наличие стратегического плана само по себе уже является фактором привлечения инвесторов.

Стратегия муниципального образования Новопокровский район была утверждена на Совете муниципального образования Новопокровский район от 15 января 2008 года № 468 «Об утверждении основных направлений социально-экономического развития муниципального образования Новопокровский район на период до 2020 года».

Мониторинг реализации стратегии – это разработка ключевых показателей результативности и внедрение системы их мониторинга.

Стратегия предусматривает создание системы муниципального мониторинга социально-экономических показателей в целях контроля за реализацией Стратегии и программ социально-экономического развития, а также постоянного поддержания актуальности стратегического плана. [1]

Задачи мониторинга:

  •  
    • оценка степени достижения стратегической цели и целевых показателей по стратегическим направлениям;

    • информационное обеспечение принятия уполномоченными органами власти решений на основании результатов мониторинга;

    • стимулирование реализации Стратегии в целом, а также отдельных программ и проектов;

    • оценка уровня социально-экономического развития муниципальных образований и района в целом, в том числе оценка состояния трудового, демографического и миграционного балансов территорий;

    • оценка деятельности муниципальных органов власти по проведению социально-экономических реформ [2].

В рамках решения указанных задач будет осуществляться:

  • определение необходимых значений целевых показателей и индикаторов социально-экономического развития района;

  • сбор и обработка информации по проектам и программам;

  • анализ достижения целевых показателей, установленных программами социально-экономического развития;

  • анализ основных тенденций и проблем социально-экономического развития района;

  • сравнительный анализ состояния и тенденций развития социально-экономической системы района и сопоставимых регионов, сравнение со среднекраевыми показателями.

Механизм мониторинга реализации Стратегии предусматривает создание единой информационной базы показателей социально-экономического развития на уровне муниципального района и сельских поселений. Новая система показателей должна позволять проводить оценку инфраструктурных возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов в районе и в сельских поселениях, выявление формальных и неформальных барьеров для ведения бизнеса и осуществления инвестиционных проектов [3].

Система муниципального мониторинга социально-экономических показателей позволит оперативно получать достоверную информацию, характеризующую выполнение плана мероприятий по реализации Стратегии и оценивающую ее эффективность.

Основными критериями оценки эффективности деятельности муниципального образования по реализации Стратегии за анализируемый период являются:

  • достижение целевых показателей реализации отдельных мероприятий, установленных соответствующими программами социально-экономического развития;

  • улучшение динамики основных показателей социально-экономического развития муниципального образования по сравнению с регионом в целом, за анализируемый и предыдущий год (годы);

  • эффективность использования финансовых и иных ресурсов, привлекаемых в муниципальное образование и аккумулируемых в них в ходе реализации Стратегии [4].

Оценка результатов реализации стратегии развития района, а также их эффективности должны стать основой для выявления имеющихся слабых звеньев, неучтенных факторов, появившихся возможностей, положительного опыта с целью выработки в дальнейшем предложений по корректировке Стратегии.

Контроль за реализацией Стратегии муниципального образования Новопокровский район осуществляется отделом экономики, прогнозирования и инвестиций администрации муниципального образования Новопокровский район на основании утвержденного Плана мероприятий.

Итоги мониторинга Стратегии подводятся ежегодно в сводных аналитических отчетах отдела экономики, прогнозирования и инвестиций администрации муниципального образования о ходе реализации Плана мероприятий, с выводами о степени достижения целей и необходимости корректировки стратегического плана [5].

Основным видом оперативной отчетности по реализации отдельных мероприятий в рамках стратегических направлений Стратегии являются ежеквартальные отчеты структурных подразделений администрации муниципального образования Новопокровский район о ходе реализации Плана мероприятий, подготовленные по установленным формам. Форма и порядок предоставления отчетности устанавливается отделом экономики, прогнозирования и инвестиций администрации муниципального образования Новопокровский район.

Администрация муниципального образования будет организовывать экспертные проверки хода реализации программ и отдельных мероприятий Стратегии. При этом основное внимание уделяется достижению конечных результатов, выполнению сроков реализации мероприятий, целевому и эффективному использованию выделенных средств. По результатам проверок подготавливаются предложения о целесообразности продолжения работ и финансирования программ или их прекращения, применения санкций к участникам реализации программ [6].

Таким образом, можно ожидать, что при успешной реализации Стратегии муниципального образования Новопокровский район в части динамики инвестиций, обеспечивающей среднегодовой темп роста их объема в 12%, к 2020 году можно добиться увеличение объемов произведенной продукции в 1,6 раза (по отношению к 2010 году).

Ежегодные темпы роста физического объема произведенной продукции начиная с 2013 года будут превышать 3% и обеспечат существенный вклад в решение стратегической задачи.

Объем произведенной продукции района возрастет (по отношению к 2010 году):

  • к 2016 году – в 1,35 раза.

  • к 2020 году – в 1,62 раза.

Объем произведенной продукции на душу населения возрастет (по отношению к 2010 году):

  • к 2016 году – в 1,33 раза;

  • к 2020 году – в 1,59 раза [6].

Такими же темпами будут расти среднемесячная заработная плата и среднедушевые денежные доходы.

Среднемесячная заработная плата возрастет (по отношению к 2004 году и к 2010 соответственно):

  • к 2016 году – в 4,7 и 1,46 раза;

  • к 2020 году – в 4,9 и 1,52 раза.

Среднедушевые денежные доходы в месяц возрастут (по отношению к 2004 году и к 2010 году соответственно):

  • к 2016 году – в 5,3 и 1,7 раза;

  • к 2020 году – в 5,5 и 1,8 раза [6].

Важнейшим фактором, влияющим на макроэкономические результаты, является эффективность вновь осуществляемых инвестиционных проектов. Общий объем таких проектов в свою очередь зависит от объема привлекаемых инвестиций в реальный сектор. Поэтому можно считать объем роста инвестиций важнейшим индикатором результативности Стратегии.

Другим фактором, влияющим на результаты реализации Стратегии, является динамика численности населения и эффективность его вовлечения в экономику района. К 2020 году удастся переломить негативные демографические тенденции сокращения численности населения района: по сравнению с 2010 годом население района в 2020 году увеличится на 1,9%.

Устойчивый экономический рост, создание новых привлекательных рабочих мест, повышение эффективности вовлечения населения (в том числе пенсионеров) в экономическую деятельность позволят увеличить долю населения, занятого в экономике, ко всему населению на 2,8% – с 49,9 % в 2010 году до 52,7 % в 2020 году, а численность занятых в экономике района в 2020 году возрастет по сравнению с 2010 годом на 7,6 % [6].

Рост эффективности вновь осуществляемых инвестиционных проектов и вовлечения трудоспособного населения в экономическую деятельность позволят увеличить объем реализованной продукции, произведенной на всех ОПФ (по отношению к 2010 году):

  • к 2016 году – в 1,3 раза.

  • к 2020 году – в 1,6 раза [6].

Таким образом, ожидаемые результаты реализации Стратегии позволяют сделать вывод о высокой эффективности предлагаемых стратегических мероприятий по всем четырем критериям: коммерческая эффективность (рост объема инвестиций, рост доли добавленной стоимости в объеме реализованной продукции), бюджетная эффективность (рост объемов налоговых поступлений в бюджеты всех уровней), социальная эффективность (рост среднемесячной заработной платы и среднедушевых доходов) и общая экономическая эффективность (рост произведенной продукции) [6]. В результате реализации Стратегии муниципальное образование Новопокровский район к 2020 году станет динамично развивающимся районом с высоким промышленным, сельскохозяйственным и инновационным потенциалом, в полной мере реализующим свои конкурентные преимущества.

Литература:

  1. Актуальные проблемы развития социально-экономических систем в современных условиях / М. Н. Кондратьева, Е. В. Баландина, С. А. Глухова, И. В. Нилова, Т. Н. Шубина, В. А. Романченко. - Ульяновск : УлГТУ, 2012. – 131 с.

  2. Зотов, В.Б. Система муниципального управления: учебник для студентов вузов. – СПб.: Питер, 2008. - 611 с.

  3. Мухачев, И.В. Местное самоуправление и муниципальное управление: учебник. – М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2009. – 399 с.

  4. Парахина, В.Н. Муниципальное управление: учебное пособие. – М.: Кнорус, 2010. – 493 с.

  5. Митин, А.Н.Системные основы государственного и муниципального управления: учебное пособие. - Екатеринбург: УрГЮА, 2010. – 274 с.

  6. Официальный сайт администрации муниципального образования Павловский район // Электронный ресурс/ режим доступа: http:// www.novopokrovskaya.com

Просмотров работы: 5756