ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСТЕВОГО ДОМА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА МАЛЫХ ПОСЕЛЕНИЙ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСТЕВОГО ДОМА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА МАЛЫХ ПОСЕЛЕНИЙ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Раздымахо А.Е. 1
1Омский государственный институт сервиса
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время становится популярным отдых вне городской суеты. В связи с развитием такого вида отдыха говорят о развитии туризма малых поселений.

Туризм малых поселений – это сектор туристской индустрии, который ориентирован на использование природных, культурно-исторических и других ресурсов аграрной местности и её особенностей для создания комплексного туристского продукта. Обязательное условие – места размещения туристов, как правило, индивидуальные, специализированные, должны находиться в сельской местности или малых городах без промышленной и многоэтажной застройки.

Одним из мотивов выбора отдыха в малом поселении является возможность приобщения к культуре и традициям, участие в праздниках и развлечениях, общение с людьми – носителями определенной этнокультуры.

Как правило, в малых поселениях услуги размещения туристов оказывают в гостевых домах. Понятие «гостевой дом» стало широко применяться в конце ХХ века. Сейчас оно успело хорошо войти в предпринимательскую среду, и стало популярной формой размещения туристов [9].

В Российской Федерации услуги гостевых домов могут предоставлять граждане, имеющие в своем владении жилые площади, пригодные для кратковременного размещения и питания гостей. Можно осуществлять этот вид деятельности по совместительству с основной работой из-за сезонного спроса на услуги размещения. Участие граждан в системе услуг гостевых домов им приносит дополнительный доход [1]. Если же жилая площадь – единственный источник дохода, необходимо уделять значительное внимание профессиональному продвижению своих услуг на рынок, активно заниматься поиском клиентов. В любом случае необходима регистрация этого вида деятельности в налоговой инспекции по месту нахождения жилого помещения, предназначенного под гостевой дом.

Для занятия хозяйством гостевого дома следует получить статус индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, так как нет необходимости иметь обособленный баланс, расчетный счет, главного бухгалтера, кассира. Создание общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества и т.п., для занятия предпринимательской деятельностью по гостевым домам может оказаться не эффективным из-за малых объемов дохода, сезонности прибытия клиентов, необходимости вести налоговую отчетность. Зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя может совершеннолетний член семьи, желательно один из совладельцев жилья. Он будет юридически отвечать перед налоговой инспекцией за финансовые результаты своей деятельности и регулярно предоставлять отчетность по доходам и уплате налогов, а также нести ответственность за санитарные и противопожарные условия проживания и питания гостей.

В ГОСТ Р 51185-2008 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» упомянуты индивидуальные средства размещения, но нет такого понятия как гостевой дом (п.3.3). К индивидуальным средствам размещения в документе относят: гостевые комнаты, шале, бунгало, стационарные фургоны[5].

Гостевые комнаты — комнаты в частных домах, в которых предоставляются услуги размещения, в большинстве случаев с завтраком (п.3.3.1.). К ним применяются те же требования, что и к гостиницам в традиционном их понимании.

Возможность использования своего имущества для занятия предпринимательской деятельностью гарантирована каждому гражданину частью 1 статьи 34 Конституции РФ[8]. Это право конкретизировано в Гражданском кодексе РФ. Так, статья 685 Гражданского кодекса РФ предоставляет владельцу жилой площади право сдавать ее внаем по договору поднайма. Это возмездный договор, то есть приносящий доход владельцу жилья. В соответствии с частью 1 статьи 23 Гражданского кодекса РФ право на предпринимательскую деятельность без образования юридического лица появляется у гражданина с момента государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя[6].

Субъекты туризма малых поселений вправе оказывать следующие виды услуг в сфере туризма:

- предоставление жилых помещений для размещения туристов;

- обеспечение туристов питанием (как правило, с использованием продукции собственного производства);

- организация познавательных, спортивных и культурно-развлекательных программ и экскурсий;

- иные услуги, связанные с приемом, размещением, транспортным и иным обслуживанием туристов.

Качество оказываемых услуг должно соответствовать условиям договора на оказание таких услуг.

Как правило, туристы бронируют гостевой дом заранее. Это дает возможность подготовить помещение для приема гостей, спланировать свое время. Прием и оформление в гостевом доме предусматривает упрощенную регистрацию въезда-выезда проживающего, необходимую для отчетности и расчета часов пребывания. С этой целью рекомендуется заполнять карту гостя, где необходимо указать фамилию, имя, отчество, паспортные данные, дата приезда, дата отъезда, набор заказанных услуг.

Работник гостевого дома обязан информировать гостей о правилах проживания и пожарной безопасности.

Законодательные нормы и правила необходимые для предпринимателей, желающих работать в сфере туристских услуг, прописаны в следующих документах:

1.Федеральный закон от 04.10.1996 № 132 (ред. от 01.06.2007) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»[15].

3.Федеральный закон от 08.08.2001 № 129 (ред. от 23.12.2010) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[16].

4.ГОСТ Р 51185-2008 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования»[5].

5.ГОСТР 50690-2000. Туристские услуги. Общие требования[2].

6.ГОСТ Р 50644-2009 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов».

7. ФЗ от 16.09.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Услуги по проживанию в гостевом доме – это, прежде всего, предпринимательская деятельность, которая в той или иной мере регулируется государством и отраслевыми факторами индустрии туризма. Ведение хозяйства гостевого дома должно отличаться также оптимальным механизмом ценообразования, грамотно поставленной системой бухгалтерского учета и отчетности, эффективной системой управления качеством и маркетингом.

Продвижение услуг гостевых домов на рынке предусматривает поиск определенной ниши. Исходя из этого, это должно быть не просто предоставление питания и размещение, а комплекс услуг, которые способны привлечь туристов. Владельцы гостевого дома должны найти свои эксклюзивные формы привлечения клиентов, в чем и будет состоять залог их успеха[12].

Важное значение для привлечения и удержания клиентов в гостевом доме имеют так называемые имиджевые факторы. Имеет значение радушие хозяев, интерьер внутренних помещений, порядок во дворе, чистота жилища.

Принципы определения цены на услуги гостевого дома должны заключаться в следующем:

- цена должна возместить владельцу дома затраты на производство, реализацию и обеспечить такой размер прибыли, который позволит ему работать по принципу самофинансирования;

- цена должна соответствовать спросу на данные услуги, который во много определяется сезонностью;

- цена должна быть гибкой.

Проанализировав возможности и целесообразность организации гостевого дома в Омской области можно прийти к выводу, что наиболее приоритетным местом для размещения гостевого дома является не далеко расположенные от города поселки с наиболее девственной окружающей средой. К примеру, село Пушкино. Населенный пункт удален от города Омска на 17 км, что позволяет довольно в короткий срок прибыть в город для проведения культурно развлекательных мероприятий (экскурсии и посещение культурных и развлекательных учреждений). Поселок Пушкино имеет развитую инфраструктуру.

Гостевым домом могут выступать в данном случае:

- частный дом находящийся в собственности;

- отдельная специализированная постройка (мини- гостиница, отель).

Основным конкурентным преимуществом сельского гостевого дома является обеспечение круглогодичных качественных туристических услуг по приемлемой цене.

Потенциальными конкурентами являются туристические базы и загородные дома отдыха области, осуществляющих узкий перечень оказываемых услуг. Их количество в нашей области представляется явно недостаточным для полного удовлетворения потребностей туристов, жителей и гостей города Омска и Омской области в качественных туристических услугах круглогодичного функционирования.

Для обеспечения разнообразного досуга отдыхающих на должном уровне предусматривается создание комплекса услуг, включающего: русскую баню; отдых в беседке на природе; сбор целебных трав, ягод, грибов; участие в сельскохозяйственных работах; знакомство с местными обычаями, фольклором, народными промыслами как приоритетный пункт при рассмотрении данного проекта.

Удачный дизайн создаст особый «дух» гостевого дома, неповторимую ауру, окружающую гостя и дающую ему ощущение внутреннего покоя. Правильная организация пространства в гостевом доме – комфорт пребывания гостей и удобство работы обслуживающего персонала.

Туризм малых поселений следует развивать. В Омской области развитие туризма малых поселений с предоставлением услуг размещения в гостевых домах, на наш взгляд, имеет хорошие перспективы.

Библиографический список

  1. Балабанова А.О. Спрос на сельский туризм и отдельные его составляющие. Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12 (27).

  2. ГОСТ Р 50690-2000. Туристские услуги. Общие требования.

  3. ГОСТ Р 54606-2011. Услуги малых средств размещения. Общие требования

  4. Гостевой дом [Электронный ресурc]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/гостевой_дом.

  5. ГОСТ Р 51185-2008. Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования.

  6. Гражданского кодекса РФ.

  7. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г.

  8. Конституция РФ.

  9. Нуриахметова А.Ф. Гостевые дома как модель малого бизнеса в индустрии туризма // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/01/3510 (дата обращения: 31.07.2014).

  10. Порядок классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, утвержден приказом Минспорттуризма России от 25.01.2011 г. № 35, зарегистрирован в Минюсте РФ 22.02.2011 г. № 19918.

  11. Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утверждены постановлением от 25.04.1997 г. № 490 в редакции постановлений Правительства РФ от 02.10.1999 г. № 1104, от 15.09.2000 г. № 693, от 01.02.2005 г. № 49.

  12. Практическое руководство по организации сельского туризма: Методологическое пособие для хозяйствующих субъектов. - М.: Международная Туристская Академия, 2009. – 112 с.

  13. СанПиН 2.2.4/2.1.8.10-32-2002 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.

  14. Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ.

  15. Федеральный закон от 04.10.1996 № 132 (ред. от 01.06.2007) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

  16. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129 (ред. от 23.12.2010) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

  17. Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

  18. Федеральный закон от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в редакции Федеральных законов с изменениями и дополнениями.

Просмотров работы: 4108