Семья издавна относиться к числу тех социокультурных явлений, интерес к которым носит устойчивый характер в обществе. Она является одной из важнейших ценностей любого общества , так как ее социальное положение формирует человека, систему его взглядов , его нравственную ориентацию, раскрывает перспективы развития человека в обществе. Именно в семье возникают определенные ценности и антиценности, которые непосредственно и постоянно влияют на состояние и уровень культурного комфорта, а, следовательно, и на устойчивость человека в мире.
Во все времена семья всегда считалась важнейшей ценностью человека. Семья " воспитывает"т и закладывает основы в развитии каждого ее члена, является важнейшим институтом общества. Так что же подразумевает под собой это понятие?
По А.Н. Атонову, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства -родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей м поддержание существования членов семьи[5, c .28].
зарубежные социологи, такие как Д. Хэбдинг, Л. Клик (США) определяют семью таким образом . "Семья"- эта группа людей, социально санкционированная, относительно постоянная, объединенная по крови, браку, усыновлению детей , живущих вместе и экономически связанных между собой"[12, c.67].
А вот определение семьи одного из отечественных социологов- А.Г. Харчева: " Семья- это исторически- конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми , как членами малой группы, которые связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью общества и физическом и духовном воспроизводстве населения[19, c.128].
Существует множество различных вариантов структуры семьи:
-"нуклеарная семья" состоит из мужа, жены и их детей;
-"пополненная семья"-увеличенный по своему составу союз:
супружеская пара и их детей, плюс родители других поколений, например бабушки, дяди, тети , живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи ;
-"смешанная семья" является "перестроенной " семьей, образовавшейся вследствие повторного брака разведенной людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети о предыдущего брака вливаются в новую семью;
-"семья родителей-одиночки" является хозяйством , которое ведется одним родителем (матерью или отцом ) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен[14, c.93].
Следующая классификация семьи по количеству детей:
-инфетильные, бездетные семьи;
-однодетная семья;
-малодетные семьи- количество детей недостаточно для обеспечения естественного прироста , не более 2 детей;
-среднедетные семьи- достаточное количество для прироста и возникновения динамики, 3-4 ребенка;
-многодетные семьи- намного больше, чем требуется для обеспечения
естественной прироста , 5 и более детей.
Виды многодетных семей:
-сознательная многодетность - обычно это семьи с крепкими религиозными или национальными традициями;
- появление общего ребенка при вступлении в повторный брак;
-неблагополучная многодетная семья - виды союзов, в которых родители ведут образ жизни противоречащий социальным нормам [17, c.78].
По качеству отношений и атмосфере в семье:
-благополучная или устойчивая семья
-педагогически слабая семья
-проблемная семья
-социально-неблагополучная или нестабильная семья
-конфликтная семья[17, c.152].
Кроме перечисленных типов, существует комплексная типология семьи, которая предусматривает четыре категории семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому;
Благополучные семьи характеризуется тем , что успешно справляются со своими функциями , практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития.
Семьи группы риска выделяются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющих определить их как благополучные, например, неполная семья , малообеспеченная семья и пр.и снижающего адаптивные способности этих семей. они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами , отслеживать насколько они компенсированы другими положительными характеристиками , и в случае необходимости предложить своевременную помощь.
неблагополучные семьи имеют низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких сразу, не справляются с возложенными на них функциями , их адаптивные способности малы, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями , медленно, чаще мало результативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка социального педагога.
Асоциальные семьи- семьи , с которыми взаимодействие протекает наиболее трудно и проблемно, и состояние которых нуждается в коренных изменениях и преобразованиях. В таких семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и жилищно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными , полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись комплексно: совместно с правоохранительными органами , а также с органами опеки и попечительства, чаще родителей подобных семей лишают родительских прав[21, c.68].
По Федеральному закону № 134-ФЗ от 24.10.1997 "О прожиточном минимуме " семью или просто одинокого человека признают малоимущими, если средний доход ( на каждого члена семьи) ниже регионального прожиточного минимума[3].
Повышают темпы роста числа неблагополучных и малообеспеченных семей, в которых родители уклоняются от воспитания, не уделяют достаточного количества времени детям, заняты мало оплачиваемой работой и имеют материальные трудности.
Малообеспеченные семьи прежде всего нуждаются в материальной помощи . В рамках этого вопроса им помогает государство.
Малообеспеченными семьям предоставляются разного рода выплаты , если их доход ниже прожиточного минимума. Согласно ФЗ " О прожиточном минимуме Российской Федерации"(1997), он рассчитывается исходя из стоимости потребительской корзины с учетом суммы, затрачиваемой на обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности [3].
Существует 5 групп населения с разным уровнем обеспеченности , который выделяет Всероссийский центр уровня жизни:
I группа – бедные семьи, душевой доход в которых ниже или соответствует стоимостной оценке бюджета прожиточного минимума;
II группа – малообеспеченные семьи, душевой доход в которых находится в интервале между стоимостной оценкой бюджета прожиточного минимума и стоимостной оценкой минимального потребительского бюджета;
III группа – обеспеченные семьи, душевой доход в которых выше стоимостной оценки МПБ и колеблется вокруг уровня среднедушевого дохода и соответственно среднего бюджета.
IV группа – состоятельные семьи, душевой доход в которых находится в интервале между уровнями среднего душевого дохода, среднего бюджета и рационального потребительского бюджета;
V группа – богатые семьи, уровень дохода в которых выше рационального бюджета[21, c.105].
Малоимущими являются частично или полностью нетрудоспособные граждане, не имеющие трудоспособных близких родственников; пенсионеры; одинокие пожилые люди; многодетные семьи; неблагополучные семьи; семьи безработных. Сейчас в группу малообеспеченных пополняют семьи с малолетними детьми, молодые семьи 9 особенно студенческие),семьи беженцев и вынужденных переселенцев, семьи бюджетников. Все эти категории граждан, в частности малообеспеченные семьи, имеют право на социальную помощь.
Право на социальную помощь органически связано с правом на жизнь и правом на социальное обеспечение, но занимает вполне самостоятельное место среди социально-экономических прав человека. Данный вывод основан на содержании между народно - правовых актов. Так, в ст.11 Пакта провозглашается право каждого на достаточный уровень жизни для него и его семьи, включающий достаточное питание , одежду и жилище , и на непрерывное улучшение условии жизни[12, c.75].
Существует Федеральный закон "О государственной социальной помощи с изменениями от 22 августа социальной помощи" с изменениями от 22 августа , 29 декабря 2004г., 25 ноября 2006г., 18 октября 2007 г[2],устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам , так же в законе говориться о том, что государственная социальная помощь - система мер по оказанию действительно нуждающимся лицам ( малоимущим семьям и отдельным малоимущим гражданам ) помощи в виде денежных выплат, натуральной, гуманитарной помощи, а также в виде услуг и льгот , для преодоления или смягчения жизненных трудностей , для поддержания их социального статуса и полной жизнедеятельности , а также адресного и рационального использования бюджетных средств[9,с.87].
В свою очередь , регионы должны определиться с организацией программ адресной социальной помощи , основными элементами которых являются прожиточного минимума конкретных семей, обратившихся за помощью , выявление степени их нуждаемости на основе расчета доходов семьи и определение размеров пособий по нуждаемости.
Социальный работник , исходя из принципа максимизации минимума , должен не только помогать семье пережить трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной помощи , но и научить семью самопомощи взаимопомощи, которые дают большой эффект, чем самые щедрые пособия. Нужно помнить что ,морально всегда лучше собственной заработок, чем социальное иждивение.
Библиографической список.
1.Антонов,А.И.Микросоциология семьи: Учебник/ А.И. Антонов.-М.:ИНФРА-М,2005.-368с.
2.Кадомцева ,С.В. Социальная защита населения /С.В.Кадомцева.-М.:РАГС,2003.-264с.
3.Лепихов,М.И. Право и социальная защита населения ( социальное право )/ М.И.Лепихов.-М.:ИНФРА-М,2006.-128с.
4.Ревенко, Н.В. Семья как объект социальной работы: учебное пособие для студентов / Н.В. Ревенко.- Мурманск : МГТУ,2006.-60с.
5.Тюрина,Э.И. Социальная работа с семьей и детьми /Э.И.Тюрина,Н.Ю.Кучукова.-М.:Аккадемия,2009.-340с.
6.Федеральный Закон РФ " О прожиточном минимуме в Российской Федерации от 24.10.1997г.№134-ФЗ(ред.от 3.12.2012).
7.Шакурова,М.В. Методика и технология работы социального педагога./М.В. Шакурова.-М.:Академия,2004.-278с.