СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК ОСНОВА ДОМАШНЕГО ВОСПИТАНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК ОСНОВА ДОМАШНЕГО ВОСПИТАНИЯ

Кузнецова Е.С. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Семья оказывает важное влияние на становление и развитие личности во всех областях жизнедеятельности. Родители, его семья, семейные традиции вкладывают в ребенке самое первое, главное, что потом может помочь ребенку сделать правильный выбор. Они оказывают влияние на ребенка в процессе воспитания. В нашей статье рассмотрим более подробно воспитание как процесс передачи информации таким социальным институтом, как семья, а именно через семейные традиции.

Чтобы рассмотреть роль семейных традиций, сначала разберем такое понятие, как воспитание. По определению, предложенному в Педагогическом словаре, дано следующее определение. Воспитание (как общественное явление) — сложный и противоречивый соц.- исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми соц. институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьею, образовательными учреждениями разного уровня и направленности [2].

В современном обществе воспитание выполняет три основных функции: 1) культурно-созидательную функцию (сохранение, передача новому поколению и воспроизведение культурного наследия человечества); 2) гуманистическую или человекообразующую функцию (развитие потенциала личности ребёнка); 3) функцию социализации и социальной адаптации (подготовка воспитанника к вхождению в систему общественных отношений). Культурно-созидательная функция воспитания является звеном, связывающим две другие на основе усвоения воспитанниками норм индивидуальной (гуманистическая) и социальной (социализации) культурной жизни [6].

На данный момент, в таких условиях развития общества, когда стремительно идет технический прогресс, многие семенные традиции ушли из жизни людей. А, следовательно, и поменялось воспитание в семье. Рассмотрим такое определение, как домашнее воспитание. Домашнее воспитание – это естественный процесс влияния на ребенка и его развитие условий семьи, домашнего окружения, родителей и близких. Домашнее воспитание – это и результат влияния на ребенка всех факторов семьи и дома. Оно осуществляется «натурально» всем укладом семейной жизни, изустной передачей семейного опыта, через взаимоотношения родителей, домашней обстановкой, семейным архивом, отношением к ребенку, духовно-нравственной обстановкой, связью семьи с внешним миром, семейными и национальными традициями, обычаями и культурой[1]. Это воспитание осуществляют, прежде всего, сами родителями, бабушками и дедушками, но иногда в нем принимают участие и няни. Как отметил китайский стратег, и мыслитель Сунь Цзы: «Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это результат воспитания». Мы разделяем точку зрения этого мыслителя, потому что домашнее воспитание играет важную и главную роль в нашей жизни.

Конечно же, все на земле ценят и знают такое слова, как семья. Для кого-то мама и папа, для некоторых все родственники. Дом- это не стены, это семья. Обратимся к социологическому определению семьи - это малая социальная группа людей, объединенная кровнородственными или иными приравненными к ним связями, члены которой связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью [5, с. 369]. Духовно-нравственные основы в ребенка закладываются в семье, религиозное воспитание – тоже. Каждый мечтает о счастливой и полной семье. Но это зависит от нас, от того, насколько мы готовы вкладывать свои усилия в нее. Ведь это личные отношения между людьми разных поколений, взглядов и убеждений, которые вынуждены постоянно решать бытовые вопросы вместе. Конечно, бывают и конфликты, и споры. Но я считаю, самое главное - это уважать друг друга. Главная ошибка людей в родственных отношениях, возможно, это то, что они начинают воспринимать друг друга как должное. Они перестают бояться обидеть, сделать больно.

Для многих людей в семью входят и семейные традиции, которые являются залогом существования крепких семейных отношений, семейным очагом. Разберем понятие семейные традиции. Это главная духовная составляющая каждого дома. Слова «традиция» (от лат. tratitio-передача) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя традиции, следуя определенным образцам деятельности, без которых немыслимо само ее развитие [3, с. 96]. Поэтому каждая семья должна стараться не разрушать эту духовную частичку своего дома. Потому что именно семейные традиции учат взаимодействию с обществом, делаю сплоченней семью, укрепляют и налаживают детско-родительские отношения, родители и дети стараются прислушиваться друг к другу.

Первый социум, где проявляются цементирующий характер традиций, является семья. В любой семья есть события, которые стали традиционными. Их можно назвали семейно-бытовыми праздниками: дни рождения, народные праздники, начало и окончание учебного года у школьников и студентов, дни совершеннолетия, юбилеи и т.д. [4, с. 249]. Забота родителей о детях заложена природой, в то же время заботу детей о родителях следует воспитать. Заложить это можно при помощи семейных традиций, которые при этом становятся основой домашнего воспитания.

Положительно на детско-родительские отношения влияет, если в семье устраивается бабушкин праздник. Бабушка за всю жизнь больше всех в семье трудилась, вырастила маму или папу, а теперь занимается внуками. В такой объединяющей три поколения традиции проявляется и воспитывается любовь к близким. Особый эмоциональный заряд несет в себе и празднование Нового года. Торжество сугубо семейное, но для всех это праздник чудес, веселья, ожидания радости и т.д. [4, с. 250]. Для ребенка этот праздник может состоять из нескольких частей: подготовка- ожидание, украшение елки, ожидание подарков и т.д. Как было сказано великим писателем К. Д. Ушинским: «Пусть каждый припомнит своё детство, и он увидит, что праздник для ребёнка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребёнок считает свои дни от праздника до праздника ....... Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить праздники......».

Собирать и хранить семейные фотографии – это еще одна старинная традиция. Наши предки как реликвию передавали собранные фотографии детям, внукам.

Семейные традиции – это важнейшая основа домашнего воспитания. Огромное значение в этом процессе принадлежит семье. Чем чаще будут проводиться семейные праздники, чем больше будет у семей традиций, тем крепче будет семья. Традиции помогают хранить историю семьи, помнить своих предков и очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение.

Литература:

1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры [Электронный ресурс] / В.С. Безрукова//Энциклопедический словарь педагога.– Режим доступа: http://www.psyoffice.ru/6-1010-domashne-vospitanie.htm

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь [Электронный ресурс] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров// Краткий словарь. – Режим доступа: http://slovo.yaxy.ru/87.html

3. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений.-2-е изд., испр. и доп./ Т.А. Куликова – М.: Издательский центр «Академия», 2000.-232 с.

4. Осипова М.П. Педагогика и психология семейного воспитания / М.П. Осипова [и др.]; под ред. М.П. Осиповой. – Минск: ИВЦ Минфина. 2008.-360с.

5. Прохорова О.Г., Холостова Е.И. Семьеведение. Теория и практика: учебник для академического бакалавриата / О.Г. Прохорова, Е.И. Холостова; под. ред. О.Г. Прохоровой, Е.И. Холостовой.-2-е изд., перепаб. и доп.- М.: Издательство Юрайт, 2014.-379 с.

6. Сидоров С.В. Теоретическая педагогика./ С.В. Сидоров – Режим доступа:

http://si-sv.com/Posobiya/teor-pedag/Tema_5.htm

Просмотров работы: 3363