а) сформировать у инвалидов общее "представление о закономерностях изучаемого двигательного действия;
б) научить частям техники изучаемого двигательного действия;
в) сформировать предпосылки общего ритма изучаемого двигательного действия;
г) устранить причины, провоцирующие возникновение ошибок в технике изучаемого двигательного действия[1, 44].
Для решения поставленных задач применяется комплекс методов обучения:
метод наглядной демонстрации;
словесный метод;
практический метод обучения, который реализуется в двух основных направлениях;
метод строго регламентированных упражнений, который предполагает изучение новых двигательных действий расчлененно-конструктивным способом и целостным способом; метод частично регламентированного упражнения - использование разнообразных форм игровой и соревновательной двигательной деятельности инвалидов. При решении ведущих задач указанного этапа применяются методы расчлененно-конструктивного упражнения и наглядной демонстрации при сохранении доминирующего значения словесных методов.
2. Этап углубленного изучения двигательных действий:
а) углубить понимание инвалидами биомеханических закономерностей изучаемых двигательных действий;
б) уточнить технику двигательных действий, изучаемых инвалидами, по пространственным, временным, пространственно-временным и динамическим характеристикам;
в) усовершенствовать общий ритм изучаемого двигательного действия;
г) сформировать предпосылки вариативного выполнения изучаемого двигательного действия.
3. Этап совершенствования (закрепления навыка выполнения
двигательного действия):
а) закрепить навык техники изучаемого двигательного действия;
б) реализовать предпосылки к индивидуализации техники изучаемого двигательного действия;
в) расширить диапазон вариативного проявления техники изучаемого двигательного действия;
г) сформировать предпосылки в случае необходимости перестройки элементов техники изучаемого действия[2, 27].
Для решения поставленных задач применяется комплекс методов обучения при преимущественном значении практических методов обучения. Система обучения новым двигательным действиям инвалидов включает подсистему контроля за качественным уровнем их техники, включающую в себя:
степень автоматизации двигательного действия;
устойчивость двигательного навыка в условиях эмоциональных сдвигов;
диапазон вариативности проявления техники изучаемых двигательных действий;
устойчивость техники изучения двигательных действий в условиях утомления с сохранением высокого результата;
результат, достигнутый в условиях соревновательной деятельности инвалидов[3, 68].
Таким образом, адаптивная физическая культура (АФК) в силу своей огромной роли в развитии, сохранении и поддержании физического, психического и нравственного здоровья становится важнейшим фактором, способным помочь инвалидам выстоять в современных условиях, сложившихся в социальной сфере. АФК позволяет удовлетворять потребности студентов с ограниченными физическими возможностями, в данном случае с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА), в двигательной активности, оптимизировать на этой основе психофизическое состояние и обеспечивать умственную, сенсорную и моторную “дееспособность", необходимую в жизни. Двигательная активность была и остается необходимым условие нормального функционирования и развития человеческого организма.
Список литературы:
1. Данилов Ю.Е. Современные проблемы медицинской и социальной реабилитации. - М., 1979.
2. Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф., Морозова О.В., Солодков А.С. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов. - СПб., 1996.
3. Лисовский В.А., Евсеев С.П., Голофеевский В.Ю., Мироненко А.Н. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов: Учебн. пособие / Под редакцией проф. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2001.