В широком смысле социальная реклама является способом распространения социально значимых ценностей, а также стимулирования гражданской социальной ответственности. При этом ее основной задачей является не только привлечение внимания общественности к социальным проблемам, но также призыв к их решению и предложение возможных действий для этого [2;с. 42].
Cоциальная реклама использует тот же набор средств, что и коммерческая: телевизионные ролики, печатная, уличная, транспортная реклама и т.д. Но цель социальной рекламы, в отличии от коммерческой, заключается в привлечении внимания к общественному явлению, а не к товару [3; c. 151]. Например, целью ролика социальной рекламы, по борьбе с одинокой старостью, является привлечение внимания к проблеме, а в стратегической перспективе - изменение поведенческой модели общества. Кроме этого, целевой аудиторией социальной рекламы является все общество, или значительная его часть. К тому же эмоциональная насыщенность социальной рекламы позволяет быстро и корректно включать пожилого человека в систему социальных отношений и связей, так что нет ничего удивительного в том, что роль социальной рекламы в вопросе повышения качества жизни пожилых людей за последнее время значительно возрастает.
На сегодняшний день в России социальная реклама, затрагивающая интересы пожилых людей, недостаточно развита. Психика пожилых людей весьма своеобразна, с набором различных характерологических, аффективно-эмоциональных и интеллектуальных особенностей, которые не укладываются в существующие профессиональные шаблоны [1; c. 56]. Характер пожилого человека деформируется в силу старения. Эта деформация представляет собой достаточно сложный процесс.
Поэтому здесь, как нигде, требуется индивидуальный подход для создания эффективной социальной рекламы. Стоит отметить, что забота о пожилых людях не должна быть формальностью, она должна быть в зоне постоянного внимания. Эффективное действие социальной рекламы может быть достигнуто только с учетом знания создателями рекламы психологии мотивов пожилого человека. Характер и форма взаимодействия внутренних и внешних факторов определяют в конечном итоге поведение потребителя по отношению к объекту рекламы.
Реклама должна создаваться для достижения определенной стабильности внутренних факторов личности пожилого человека. В качестве основных факторов выступают ее потребности. Потребности условно разделим на следующие группы:
1. материально-бытовые потребности (питание, домашний инвентарь, транспорт и т.д.);
2. культурно-бытовые потребности (образование, здравоохранение, физическая культура, условия интеллектуальной жизни);
3. общественные потребности (общественная, творческая деятельность, семейно-бытовые и прочие социальные условия).
Исходя из этого, реклама, создаваемая для пожилых людей должна содействовать разнообразной творческой деятельности (культура, искусство), поддерживать усилия и оказывать помощь в защите окружающей среды, систематически представлять широкую, масштабную информацию по вопросам жизнедеятельности властных структур, демонстрировать близость к различным организациям, в которые можно обратиться за помощью, демонстрировать уважение к этим организациям и пожилым гражданам стремлением информировать их о существе принимаемых решений; противодействовать распространению неблагоприятных слухов и сведений. Особое место, безусловно, занимает проблема одинокой старости [4;c. 74]. Изменение в психике одиноких людей не укладывается ни в какие синдромы, по причине уникальности в каждом конкретном случае. Поэтому требуется разработать рекламу, по преодолению чувства одиночества среди пожилых людей.
Конечно, социальная реклама - это проявление доброй воли общества, ее принципиальной позиции в отношении социально значимых ценностей. В развитых странах существует множество государственных и негосударственных программ, задействовавших социальную рекламу для повышения качества жизни пожилых людей. Однако в России этот процесс идет по своему, индивидуальному пути [1;c. 262]. Игнорирование социальной рекламы как одного из способов повышения качества жизни пожилых людей сказывается на эффективности работы социальных служб. Социальная реклама может и должна рассматриваться как один из методов социальных служб для преодоления этой проблемы. В связи с этим уже сейчас многие учреждения социальной службы обращаются к социальной рекламе, понимая ее актуальность.
Список использованной литературы:
1. Нестерова, Г.Ф. Социальная работа с пожилыми и инвалидами / Г.Ф. Нестерова, С.С. Лебедева, С.В. Васильев. – М. : Академия, 2011. - 286 с.
2. Плесси, Э.Д. Психология рекламного влияния : как эффективно воздействовать на потребителей / Э. Д. Плесси ; ред. Л. Богомолова. - СПб. : Питер, 2012. - 272 с
3. Райгородский, Д.Я. Реклама: внушение и манипуляция : медиа-ориентированный подход / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. - Самара : БАХРАХ-М, 2007. - 752 с.
4. Холостова, Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2014. - 339 с.