СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ-СИРОТ В УЧРЕЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ-СИРОТ В УЧРЕЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Муракаева Г.Р. 1
1Ульяновский Государственный Педагогический Университет им.И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной статье рассмотрена актуальная социальная проблема. Статья посвящена важной проблеме процесса социализации детей-сирот в учреждениях среднего профессионального образования. Представлен опыт работы профессионального учреждения с детьми-сиротами.

Условия социализации детей данной социальной категории резко отличаются от условий социализации детей из семей. Они ведут, как это доказано в многочисленных исследованиях, к особенному (деформированному, эмоционально дефецитарному) личностному развитию. Дети-сироты, как правило, почти всегда испытывают эмоциональную депривацию, то есть пребывают в длительном состоянии частичного блокирования, недостаточного удовлетворения потребности в эмоциональном тепле, заботе, сопереживании.

В условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. По официальным данным, количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось в 2013 году на 14% и на 1 января 2014 года составило 106 тысяч человек. Снижение количества детей говорит о том, что проведена серьезная работа в 2013 году. Каждый год эта цифра снижалась, но она снижалась иными темпами – по 7-8%, а за прошлый год – на 14%.

Существенный смысл социализации раскрывается на пересечении таких процессов, как эмоциональный комфорт, общение, досуг, ценностное отношение к окружающему миру, взаимодействие с людьми, мотивация, саморазвитие и самореализация. Ведущая роль в процессе социализации принадлежит институту образования.

Самое сложное для студентов-сирот – оценка самого себя. Они завышают или занижают свои возможности в решении социальных проблем. Недостаточная социальная зрелость, незаинтересованность в получении профессии, низкие познавательные способности, неумение приспосабливаться к новой социальной среде, незнание современных условий жизни обостряют проблему профессионального выбора студентов, затрудняют процесс их профессионального самоопределения.

В условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация». Термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация – процесс, играющий значительную роль в жизнедеятельности как общества, так и личности, обеспечивающий самопроизводство общественной жизни. Существенный смысл социализации раскрывается на пересечении таких процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация.

Ведущая роль в процессе социализации принадлежит институту образования. Основной целью образования можно считать социализацию учащегося, включение его в систему общественных взаимоотношений в качестве законопослушного гражданина, индивидуальность которого позволяет ему жить свободно и открыто в пределах существующего распорядка, удерживая свое поведение в рамках социального идеала личности. Профессиональные учебные заведения являются важнейшими институтами социализации [1, с. 40].

Актуальность проблемы разработки системы социализации детей-сирот в профессиональном колледже связана со следующими обстоятельствами. Условия социализации детей данной социальной категории резко отличаются от условий социализации детей из семей. Они ведут, как это доказано в многочисленных исследованиях, к особенному (деформированному, эмоционально-дефецитарному) личностному развитию. Дети-сироты, как правило, почти всегда испытывают эмоциональную депривацию, то есть пребывают в длительном состоянии частичного блокирования, недостаточного удовлетворения потребности в эмоциональном тепле, заботе, сопереживании. Доказано, что пребывание в состоянии эмоциональной депривации ведет к серьезным нарушениям эмоционального развития, к неразвитости эмоционально сферы личности. Более того, это состояние приводит к целому ряду негативных последствий не только на эмоциональном уровне личности, но и на уровнях ее когнитивного и поведенческого развития.

Эти негативные последствия социализации в условиях детского дома, однако, не ограничиваются. Сама социализация в таком учреждении, в силу объективных обстоятельств, носит неполноценный, усеченный, «куцый» характер. Дети не включены во все многообразие жизненных социальных отношений. Но, как хорошо известно из теории социального научения, именно собственный жизненный опыт и наблюдение за жизненным опытом других является главным механизмом социализации личности [2, с. 5].

Детям-сиротам важно помочь расширить сферу социальных контактов, благодаря которым они овладевают социальным опытом, делают его своим достоянием. Именно такой процесс и определяется как социализация. Ребенок-сирота приобретает свой собственный социальный опыт и все большую самостоятельность, формирующийся его собственный внутренний мир, у него складывается определенный образ жизни. Эти результаты процесса социализации обуславливают его дальнейшее развитие.

Самое сложное для детей-сирот – оценка самого себя. Они завышают или занижают свои возможности в решении социальных проблем. Недостаточная социальная зрелость, незаинтересованность в получении профессии, низкие познавательные способности, неумение приспосабливаться к новой социальной среде, незнание современных условий жизни обостряют проблему профессионального выбора детей, затрудняют процесс их профессионального самоопределения. Важно готовить подростков к серьезному поиску своего места в жизни через профессиональную деятельность. Она поможет так войти в систему социальных отношений, что подростки будут чувствовать свою востребованность. Правильная ориентация в профессии с учетом особенностей характера, способностей – залог успеха в будущей взрослой жизни. Мы считаем, что при эффективном использовании данной программы она будет способствовать повышению уровня процесса социализации студентов-сирот в коллективе.

Библиографический список:

1. Валиева, Ф. М. Место средних специальных учебных заведений в социализации личности [Текст] / Ф. М. Валиева // Среднее профессиональное образо-вание. – 2003. – № 9. – С. 40–44.

2. Реан, А. А. Социальная защищенность детей-сирот [Текст] / А. А. Реан // Профессиональное обра-зование. – 2007. – № 2. – С. 5.

Просмотров работы: 1358