КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Лесова Т.Я. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной статье рассмотрена актуальная социальная проблема.Сложная социально-экономическая обстановка, сложившаяся в настоящее времени в нашем обществе, снижение моральных и воспитательных ценностей обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчуждённость, повышенная тревожность, духовная опустошённость людей, но и их враждебность, агрессивность, жестокость. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребёнка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте. Подростки, в силу психологических, физиологических особенностей своего развития, больше других возрастных групп, страдают от нестабильной социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв необходимую ориентацию в ценностях и идеалах.

Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих действий, поступков, видов деятельности, распространенным в обществе или группах, нормам, правилам поведения, идеям, установкам, ценностям. Нормы являются тем механизмом, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен. В естественных и общественных науках норма понимается, как предел, мера допустимого для сохранения и изменения систем [1, с.26] .

Рост девиаций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущей за собой тяжкие телесные повреждения. Тревожащим симптомом является рост числа несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, проявляющимся в уголовно наказуемых асоциальных действиях.

На фоне сложившейся ситуации проблемы детей и подростков стали еще более актуальными. Подростки и дети растут и воспитываются в агрессивном обществе, имея при этом отклонения в психическом развитии.

Проблема отклоняющегося поведения у подростков и ее коррекция в одинаковой мере волнует как психологов, педагогов, социальных педагогов, социальных работников, а также родителей.

По статистике МВД России за 2013 год ежемесячно несовершеннолетние совершают 80-90 тысяч преступлений. Около 15% этих преступлений попадают под категорию насильственных (убийство, изнасилование, разбой). 5% преступлений считаются тяжкими и особо тяжкими. Существенно возросло число подростков, которые считают вполне возможным разговаривать с применением ненормативной лексики, свободно распивать спиртные напитки, употреблять наркотики, демонстрировать жестокость по отношению к слабым и нуждающимся в помощи.

Если данная тенденция сохранится, то велика вероятность увеличения количества преступлений среди детей и подростков, роста алкогольной, зависимости, девиантное поведение будет выражаться в крайних своих формах. Сутью подросткового возраста А.В. Ковальчук считает несовпадение трех точек созревания: Половое созревание начинается и завершается раньше, чем наступает окончание общеорганического развития подростка, и раньше, чем подросток достигает окончательной ступени своего социально-культурного формирования [3,с. 123].

Чтобы заметить признаки поведенческих девиаций, не нужно иметь специальной подготовки. К ним относятся нарушения общественных норм поведения, на которые подросток идет осознанно. Типичными примерами девиантного поведения в подростковом возрасте являются:

• Курение, употребление алкоголя или наркотических веществ.• Уход из дома, бродяжничество.• Систематические прогулы в школе.• Противоправное поведение подростков, включая кражи, грабеж, хулиганство и т.п.• Попытки самоубийства.

Внимательные родители и педагоги иногда замечают признаки развивающихся девиаций до появления выраженных поведенческих отклонений. К ним относятся частые гиперэмоциональные реакции (например, истерики, сильные обиды), беспричинная агрессия, нежелание подростка контактировать с родителями и педагогами. Заподозрив у ребенка девиантное поведение, обратитесь к профессиональным психологам для проведения диагностики и коррекции.В большинстве случаев для коррекции девиаций у подростков достаточно целенаправленноговоспитательного воздействия в семье и в учебном заведении. Однако план коррекционных мероприятий составляется во время консультации детского и подросткового психолога [5,с.134].

В некоторых ситуациях ребенку необходима длительная профессиональная коррекция и психотерапия. К таким случаям относятся любое противоправное поведение, угроза формирования алкогольной или наркотической зависимости, суицидальные попытки, неспособность подростка адаптироваться к общественным нормам.

Литература

  1. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы / Е.В. Змановская. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.

  2. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. – Москва: Изд-во ТЦ Сфера, 2001. – 160 с.

  3. Ковальчук, А.В. Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков / А.В. Ковальчук // Девиантология: хрестоматия. – СПб., 2007. – С. 247 – 253.

  4. Павленок, П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 185

  5. Хомич, А.В. Коррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие / А.В. Хомич. – Ростов на Дону: Изд-во Феникс, 2006. – 140 с.

Просмотров работы: 2272