Проблема оказания помощи лицам с ограниченными возможностями принадлежит к числу наиболее актуальных, так как рост численности инвалидов выступает в качестве устойчивой тенденции нашего социального развития. Сейчас возрастает с каждым годом количество детей с различными отклонениями в развитии. Ежегодно в России рождается около 30 тысяч детей с врожденными заболеваниями.
Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушением в развитии, затруднением в самообслуживании, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.
Раскроем основные понятия:
1. Ребенок-инвалид – лицо в возрасте до 18 лет, имеющее нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями последствиями травм или дефектами приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты.
2. Социальная реабилитация инвалидов - представляет собой комплекс мер (реабилитационных услуг), направленных на устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалида, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций его организма, обеспечение ему оптимального режима общественной и семейно-бытовой деятельности в конкретных социально-средовых условиях.
Социальная реабилитация получила в последние годы большое распространение. Этому способствуют два фактора:
1-во-первых, развитие теоретико-методологической базы
2- во-вторых, растет число специалистов по социальной работе
Целью социальной реабилитации является адаптация человека в окружающем мире, в социуме, участие в системе общественных отношений без ярко-выраженных трудностей.
Виды социальной реабилитации детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата:
-иппотерапия – лечебная верховая езда, является методом коррекции личностного развития детей с ограниченными двигательными возможностями. Помимо физической пользы «общения» с лошадьми (улучшения кровообращения, исправление осанки и т.д.), дети получают позитивные эмоции, что способствует улучшению психического здоровья.
-социальная реабилитация средой – т.е. помещение ребенка-инвалида в нетипичную для него обстановку, где он взаимодействует в большей мере со сверстниками, без участия родителей. При такой социальной реабилитации ребенок-инвалид учится брать на себя ответственность, сам отвечать за себя. Происходит концентрация на умении общаться, на вхождении ребенка в новый коллектив, что дает ему возможность ощутить себя частью социума.
-библиотерапия –реабилитация детей с ограниченными возможностями посредством книг. Чтение литературы, которое нормализует психическое состояние ребенка, отвлекает от мыслей о болезни, помогает переносить физические страдания. Художественные образы уводят ребенка в мир фантазий, тем самым давая забыть о его недуге.
- музыкотерапия – для реабилитации используются различные музыкальные средства. Ребенок-инвалид может быть в качестве слушателя, что положительно будет влиять не только на его психологическое состояние, но и расширит кругозор. Активный метод музыкотерапии – работа с музыкальными инструментами, вокалом. Также практикуется рисование под музыку, написание стихотворений и т.д.
-игровая терапия – метод психотерапевтического воздействие на детей с помощью игровой деятельности. В игре дети воплощают свои желания и потребности, которые не всегда могут выразить в словестной форме. Так же в игре ребенок берет на себя активную роль, хотя в жизни бывает пассивен. Игровую терапию рекомендовано проводить психотерапевту или детскому психологу.
-трудотерапия – одно из самых эффективных средств реабилитации детей- инвалидов, когда ребенок, вовлеченный в трудовую деятельность, осознает свою значимость, возрастает уверенность ребенка в своих силах.
Благотворную социальную реабилитацию проводят: социальные работники, социальные педагоги, психологи, медицинские работники. Все виды социальных реабилитаций имеют свои преимущества и подбираются исходя из физического и умственного здоровья ребенка, а также из личных предпочтений детей и родителей.
Список используемой литературы:
Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие - 4е издание - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2006. - 340с.
Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -368 с.