СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Морозова К.В. 1
1Ульяновский Государственный Педагогический Университет им. И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема изучения девиантного поведения в современном обществе имеет особую важность, учитывая массовый характер подростковых девиаций, ведущих к увеличению противоправного и асоциального поведения подростков, детской агрессии, преступности и других отрицательных проявлений.

За последние годы в России и г. Ульяновске были приняты законодательные акты, направленные на профилактику правонарушений подростков. На территории России действует ФЗ РФ от 24 июня 1999г. №120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений". Правонарушения регулируются Уголовным кодексом РФ от 13.06.1996 №63-ФЗ.

Научные представления о человеческом поведении получили особенно бурное развитие с начала XX века – с того времени, когда бихевиористы объявили его предметом психологической науки. Современное понимание поведения выходит далеко за рамки «совокупности реакций на внешний стимул». Змановская Е.В. определяет поведение как процесс взаимодействия личности со средой, проявляющийся в форме внешней активности и опосредованный внутренним содержанием [3, с.23].

Поведение формируется и реализуется в обществе, отражает процессы социализации личности. Поведение тесно связно с соблюдением, предписанных обществом норм. Но часто наблюдается отклонение от норм (девиация). Для выявления сущности девиантного поведения, прежде всего следует определить понятие «норма».

В широком смысле норма - правило или предписание, действующее в определённой сфере и требующее своего выполнения [11].

Социальные нормы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в обществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены [12].

Змановская Е.В. определяет понятие социальная норма как совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений [2, с.17].

Социальные нормы включают в себя моральные, правовые, религиозные, этические.

Проведя анализ литературы, было выявлено, что в настоящее время термин «девиантное поведение» используется в качестве синонима с термином «отклоняющееся поведение».

Тетерский С.В. отмечает, что рассматривая понятие отклоняющееся поведение правильнее говорить об «отклоняющемся от нормы поведении».

Норма и степень отклонения от неё чаще всего определяются тестовыми и экспериментальными методиками. Однако не все параметры отклоняющегося поведения можно теоретически интерпретировать и измерить. Тогда ведётся симптоматическое наблюдение.

Менделевия В.Д. обозначает девиантное поведение (от лат. deviatio — отклонение) человека как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением[6, с.70].

Тетерский С.В. определяет отклоняющееся (асоциальное, девиантное) поведение как поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм:

- корыстной ориентации (правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду)

- агрессивной ориентации (действия, направленные против личности: оскорбление, хулиганство, побои)

- социально-пассивной ориентации (стремление ухода от активной общественной жизни, уклонение от своих обязанностей и долга, нежелание решать личные и социальные проблемы: уклонение от работы и учёбы, бродяжничество, потребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, самоубийства, суицид).

Автор отмечает, что девиантное поведение можно разделить на два уровня: докриминогенный (делинквентный), когда человек не стал субъектом преступления, и криминогенный, выражающийся в преступных уголовно-наказуемых действиях, когда человек становится субъектом преступлений, которые рассматриваются следственными и судебными и органами и представляют серьёзную общественную опасность[8, с.427].

С точки зрения социально-нормативного критерия девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от социальных норм. Это самое распространённое из всех существующих ныне определений. Данная формулировка проводит тесную параллель между девиациями и процессом адаптации к социуму. По сути, девиантное поведение сводится к одной из форм средовой дезадаптации – неполной или неуспешной адаптации.

Исходя из всего сказанного выше, можно дать следующее определение отклоняющегося (девиантного) поведения — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией [3, с.25].

Однозначную дефиницию девиации определить трудно, поскольку социальные ожидания в разных культурах неодинаковы.

В настоящее время существуют следующие подходы к пониманию девиации (по Е.И.Холостовой):

  • отклонение есть выражение или следствие психической или физической болезни

  • отклонение есть следствие неудачной социализации

  • отклонение есть реакция индивида на отсутствие ясных социальных норм или правил в обществе или реакция индивида на отсутствие у него средств для достижения общественных целей

  • отклонение есть поведение, приобретённое в результате идентификации или имитации

  • отклонение есть выражение протеста против общественных норм и/или принадлежности к субкультуре

Е.И.Холостова отмечает, что сущность девиантности личности заключается в расхождении индивидуальных отношений и культурных норм. Вследствие этого девиантность:

1.проявляется в устойчивом отклонении развития личности от доминирующих культурных идеалов и культурно-исторических тенденций общества в целом

2. обозначается обществом как негативное и требующее устранения явление

3. препятствует развитию как самой личности, так и социальной системы, в которую она включена [9, с.107].

Шнейдер Л.Б. основные нарушения поведения в подростковом возрасте классифицировал следующим образом:

1) прогулы (отдельных уроков, целых учебных дней;)

2) побеги из дома;

3) воровство;

4) ограбления (с применением угрозы или силы);

5) участие в драках;

6) частые конфликты (с классным руководителем, отдельными учителями, администрацией школы, членами семьи, одноклассниками, сверстниками, представителями противоположного пола и т.д.);

7) приобщение к алкоголю, наркотикам, снотворными и транквилизирующим средствам, курение (симуляция, игра с сигаретой, способ расслабления, поддержка имиджа, привычка);

8) девиация сексуального поведения (мастурбация, петтинг, ранняя половая жизнь и др.);

9) суицидное поведение;

10) страхи (темноты, одиночества, разлуки с родными и близкими и др.);

11) навязчивые тики, действия и ритуалы (мигание, наморщивание лба и носа, подергивание плечами, хмыканье, сосание пальцев, кусание ногтей, ритуалы и ритуальные действия, охраняющие от неудач, навязчивые мысли и т.д.);

12) сквернословие;

13) черты девиантного поведения (развязность, увлечение азартными играми, ношение холодного оружия (ножей, кастетов и проч.); татуировки; специфические детали одежды и др. [8, с.428]

Единой классификации поведенческих отклонений не существует. Это обусловлено междисциплинарным характером проблемы, ведь девиантное поведение является предметом изучение таких наук как девиантология, психология, социология, психология девиантного поведения, социальная работа, и в различных науках термин используется в разных значениях. Также это связано с многообразием форм поведения.Шнейдер Л.Б. подразделяет девиантное поведение на две большие категории:1)поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. К этой группе автор относит следующие типы: астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером.2) поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Оно выражается в форме проступков или преступлений. Соответственно выделяют делинквентное (противоправное) поведение и криминальное (преступное) [10, с.10].

Менделевия В.Д. выделяет следующие типы девиантного поведения:

  • Делинквентный

  • Аддиктивный

  • Патохарактерологический

  • Психопатологический.

Также к девиантному она относит агрессивное поведение, аутоагрессивное, сексуальные девиации, безнравственное и аморальное поведение.

На основании ключевых положений работ отечественных и зарубежных учёных девиантное поведение делится на преступное (криминальное) и аморальное, безнравственное (не несущее за собой уголовной ответственности [10, с.11].

Змановская Е.В. помимо агрессивного и делинквентного видов, о которых упоминалось выше, к основным видам отклоняющегося поведения относит зависимое и суицидальное поведение.

Также к основным видам авторы относят наркоманию, алкоголизм, табакокурение и проституцию.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что девиантное поведение

является отклонением моральных (асоциальное поведение) или правовых (антисоциальное) норм. Существует несколько видов девиантного поведения, но единой общепринятой классификации не существует.

Для объяснения отклоняющегося поведения авторы предлагают множество концепций, теорий, подходов. Рассмотрим основные из них.

Исследователи выделяют три основные группы факторов, приводящих к девиантному поведению: биологические, социальные, психологические.

Одним из ярких представителей биологического подхода является Конрад Лоренц, развивающий идеи Дарвина. Автор объясняет различные виды человеческого поведения, например агрессию прежде всего, врождённым инстинктом борьбы за существование. Агрессивность является врождённым, инстинктивно обусловленным свойством высших животных. У людей, в отличие от животных, широко распространено насилие в отношении представителей собственного вида [3, с.50].

Также факторами девиантного поведения людей может являться повреждения головного мозга, свойства нервной системы, влияние гормонов (Даббс и Моррис), наследственность.

В целом современные знания позволяют сделать вывод, что наследуется не конкретная форма отклоняющегося поведения, а определённые индивидуально-типологический свойства, увеличивающие вероятность формирования девиантности [3, с.52]. Например, наследуется не склонность к преступлениям, а импульсивность или стремление к лидерству.

Авторы пришли к выводу, что объяснить поведенческие девиации с точки зрения только биологических факторов нельзя. Несмотря на то, что внутренние биологические процессы играют важную роль в формировании отклоняющегося поведения, они взаимодействуют с социальным окружением, зависят от него. Социальные факторы раскрываются в социологических и психологических подходах.

Для объяснения социальных девиаций Э.Дюркгейм предложил концепцию аномии. Термин «аномия» в переводе с французского означает «отсутствие закона, организации». Это такое состояние социальной дезорганизации, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые ещё не утвердились. Э.Дюркгейм подчёркивал необходимость объяснения различных форм социальной патологии именно как общественных явлений. Например, количество самоубийств зависит не столько от внутренних свойств индивида, сколько от внешних причин, управляющих людьми [4, с.42]. Такие авторы, как Р.К.Мертон, Т.Парсонс, Г.Беккер, Ч.Фрейзер являются представителями теории аномии.

К социологическим теориям можно отнести теорию клеймения. Её суть в том, что конкретное действие можно рассматривать как девиантное только тогда, когда на него видна реакция другого человека. Общественные группы утверждают отклоняющееся поведение установлением правил, нарушение которых рассматривается как девиантное поведение. Действие этих правил распространяют на определённых людей, которых клеймят как аутсайдеров. С точки зрения Р. Лейнга, даже психическое отклонение можно понять, только обратившись к исследованию той социальной системы, в которую включён пациент [10, с.28].

В рамках психологических теорий выделяют экзистенционально-гуманистический подход. Одним из ярких представителей данного подхода является австрийский психолог В.Франкл. Автор объясняет возникновение девиантного поведения тем, что люди подавляют свою духовность. По его мнению, подростки страдают от того, что им недостаёт положительных образцов для подражания.

Таким образом, были рассмотрены основные подходы и теории к объяснению девиантного поведения. Как видим, биологические, социальные и психологические подходы тесно взаимосвязаны. Также существуют и другие причины, приводящие к отклоняющемуся поведению подростков.

Суркова Е.С. отмечает, что истоки учебных неуспехов и девиантного поведения лежат в педагогической и социальной запущенности, различных отклонениях в состоянии физического и психического здоровья. Эта взаимосвязь была подмечена ещё в прошлом веке, но актуальна она в качестве объяснения современных реалий. По большей части отклонения в поведении обусловлены не врождёнными психическими и физиологическими дефектами, а являются последствием неправильного воспитания в семье и в школе [7, с.151].

Многое зависит от окружения подростка, но семья оказывает наибольшее влияние на формирование мировоззрение и поведение ребёнка, поскольку воспитательный процесс охватывает все стороны его личности. Окружение ребёнка, это первичные агенты социализации, которые являются важным примером и основополагающим в оказании большого влияния на то, какие норма усвоит ребёнок и какие ценности будут для него ведущими на протяжении жизни.

Именно в детстве вербально и невербально закладываются и формируются понятия нравственности, моральных ценностей, этических норм, которые определяют поведение, а также мотивы поступков в дальнейшей жизни [1, с.70].

Наиболее сложным периодом становления личности является подростковый возраст, когда отношения с родителями переходят на новый этап. Важность влияния семьи и семейных связей ребёнка, особенно в подростковом возрасте, очевидна и доказана. Семья является источником тепла и поддержки, жизненного опыта. То, какими будут детско-родительские отношения в этот период, зависит от личностных особенностей подростка (характер, темперамент) и, безусловно, психологической атмосферы семьи, стиля воспитания, материального и социального положение семьи.

Не существует, наверное, человека, который не нуждался бы в материнской любви. Те, кто по различным причинам оказались лишены эмоционального общения с матерью, будучи взрослыми, могут иногда испытывать трудности, другие – быть серьёзно дезадаптированными.

И.В. Крот отмечает, что безответная любовь к матери, не сумевшей выразить свою любовь, ощущается и понимается, как самая разрушительная депривация ребёнка в удовлетворении его базовой потребности в любви, защищённости [5, с.52].

Семья – это социальный институт, одной из функций которой является первичная социализация.

Невыполнение семьей своих функций, неблагоприятная эмоциональная атмосфера, асоциальное или делинкветное поведение родителей, аморальный образ жизни являются основными причинами возникновения девиантного поведения подростков, ведь родители являются для подростка примером для подражания.

За внешним благополучием может скрываться асоциальное состояние семейных отношений, уклада жизни и воспитания подростка в семье, которые являются ведущими, непосредственными факторами формирования личности.

Подростки с девиантным поведением, как правило, живут в неблагополучных семьях.

Раздобарова О.А. отмечает, что к семьям, которые создают условия «повышенного риска» для отклоняющегося поведения подростка, относятся:

  • неполная семья, где имеются только матери, реже отцы, или семьи, в которых детей воспитывают прародители (бабушка или дедушка);

  • конфликтная семья, в которой существует напряженность взаимоотношений между родителями, отсутствует взаимопонимание и имеются выраженные расхождения во взглядах, установках, мир и согласие держатся на временных компромиссах и в трудную минуту противоречия вспыхивают с новой остротой;

  • «асоциальная семья» - преобладают антиобщественные тенденции, паразитический образ жизни, члены семьи вступают в противоречие с законом;

  • формальная семья - отсутствуют общность потребностей, жизненных целей, взаимное уважение между членами семьи; семейные обязанности выполняются формально, часто родители находятся на грани расторжения брака, но не расторгают его из материальных и жилищно-бытовых соображений;

  • «алкогольная семья» - основные интересы членов семьи определяются употреблением спиртных напитков;

  • семья, в которой имеются душевнобольные родители и где не создаются условия для полноценного развития личности подростка [14].

Е. Е. Терещенко отмечает, что отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:

  • социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;

  • глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;

  • отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;

  • отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;

  • безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные [8].

Особенно важна проблема злоупотребления некоторыми школьниками спиртных напитков и наркотиков. Тетерский С.В. выделяет причины употребления алкоголя и наркотиков подростками:

  • любопытство (какое влияние окажет на меня алкоголь?) – для недопущения этого явления нужен систематический контроль родителей за поведением ребёнка и разъяснение вреда алкоголя для человеческого организма, особенно детского

  • вхождение в молодёжную группу, целью деятельности которой является добывание и совместное распитие спиртных напитков и употребление наркотиков - в основном это подростки с низким уровнем психического развития, лишённые полезной коллективно деятельности и развлечений, неуверенные в себе, пассивные. Для отвлечения всех этих школьников от пагубного пристрастия к спиртному требуется вовлечение их в деятельность здорового коллектива сверстников, где бы они духовно развивались и самоутверждались.

Тетерский С.В. отмечает, что ещё одно побуждение к пьянству связано с вхождением некоторых школьников в криминальные группы. Инициаторами его являются молодые люди, для которых алкоголь и наркотики – основа всех развлечений и необходимое условие проведения досуга. Им подражают менее решительные и волевые подростки. Делается это из чувства солидарности. Опьянение таким школьникам требуется не само по себе, а для утверждения себя в качестве взрослого и самостоятельного человека. Этим учащимся важно раскрыть подлинно ценные качества современного человека и вызвать желание следовать им, формируя свой характер и развивая свои способности, самоутверждаясь в полезном деле.

Пьянство девушек свидетельствует о значительной деформации личности. В таких случаях следует наладить всесторонний контроль за проведением досуга и вести настойчивую и продолжительную работу по восстановлению у них подлинных нравственных установок и ценностей [8, с.429]. В подростковом возрасте отмечаются случаи хронического алкоголизма.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что причинами девиантного поведения подростков могут являться внутренние или внешние факторы.

Подводя итог, необходимо сказать о существовании серьёзной проблемы, которая является сложной социальной реальностью – девиантное поведение подростков. Данный вопрос требует координации усилий теоретиков и практиков.

Особое внимание следует обратить на работу с неблагополучными семьями, поскольку дети из данных семей относятся к группе риска, и наиболее подвержены правонарушениям.

Список литературы:

  1. Дюльдина, Ж.Н., Морозова, К.В. К вопросу актуальности духовно-нравственного воспитания детей в условиях современного общества/Дюльдина Ж.Н., Морозова, К.В.// Социогуманитарные и медицинские аспекты развития современной семьи: материалы международной научно-практической конференции. – Прага, 2013. – С. 67-72.

  2. Змановская, Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения / Е.В.Змановская. – 2-е изд., испр. – М.:Академия, 2004. – 288с.

  3. Змановская, Е.В.,Рыбников, В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: учеб.пособие / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. – СПб.: Питер-Юг ,2012. – 352с.

  4. Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В.Змановская – М.: Изд-ий центр «Академия», 2003. – 288 с.

  5. Крот, И.В. Жила была сказка / И.В.Крот // Научно популярный журнал «Социальная работа». – 2014. – №9. – С. 51-54.

  6. Менделевия, В. Д. Психология девиантного поведения / В.Д.Менделеева. – СПб.: Речь, 2005. – 445 с.

  7. Суркова, Е.С., Егорова, К.А. / Агрессивное поведение детей и подростков /Е.С.Суркова, К.А.Егорова// Современное образование опыт и тенденции развития материалы V международной научно-практической конференции.– М: Прометей, 2013. – С. 151-153.

  8. Тетерский, С.В. Введение в социальную работу: учеб.пособие / С.В.Тетерский. – 5-е изд. – М.: Академический проект.2006. – 496с.

  9. Холостова, Е.И. Глоссарий социальной работы / Е.И.Холостова. – 4-е изд. – М.: Дашков и К., 2009. – 220с.

  10. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический проект Трикста. 2005. – 336с.

  11. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]// Многозначные термины. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Норма

  12. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]// Нормы. Социальная психология. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_норма

  13. Научно-издательский центр «Социосфера» [Электронный ресурс]// Проблема девиантного поведения и пути её решения решения. – Режим доступа: http://sociosphera.com/publication/conference/2013/168/problema_deviantnogo_povedeniya_i_puti_ee_resheniya/

  14. Портал психологических изданий PsyJournals.ru [Электронный ресурс]// Причины и профилактика девиантного поведения подростков. – Режим доступа: http://psyjournals.ru/addictive_behavior/issue/46099_full.shtml

Просмотров работы: 12053