ВЫХОД ОАО «ХЛЕБОДАР» Г. ОМСКА С НОВЫМ ВИДОМ КОНДИТЕРСКОЙ ПРОДУКУЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВЫХОД ОАО «ХЛЕБОДАР» Г. ОМСКА С НОВЫМ ВИДОМ КОНДИТЕРСКОЙ ПРОДУКУЦИИ

Ишимова Л.И. 1, Журова О.А. 1
1ФГБОУ ВПО Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, Институт экономики и финансов, Омск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современные рыночные отношения рассматриваются как система, дающая возможность покупателям и продавцам совершать необходимую свободную куплю-продажу товаров и услуг. Потребитель ждет новых товаров, и фирмы-поставщики и производители стремятся удовлетворить спрос на новшества. Предприятия стремятся завоевать определенную долю рынка, чтобы иметь такой товарный ассортимент, который бы в наибольшей мере удовлетворял потребностям покупателей. В связи с этим тема исследования представляется крайне актуальной в современных условиях.

Маркетинг – забота об удовлетворении нужд клиента посредством товара и целого ряда факторов, связанных с созданием, постановкой и потреблением товара. [2, с.23]; Новый товар – это новый продукт, поступивший на рынок и отличающийся от существующих товаров сходного назначения каким-либо изменением потребительских свойств. Данное определение подчеркивает товарную новизну продукта. Здесь важен сам факт появления товара, который не имеет полных аналогов на данном рынке и пользуется спросом. При этом границы рынка также служат критерием новизны [6, с.42].

Разработка нового товара наиболее эффективна в тех случаях, когда с самого ее начала имеет место тесное сотрудничество между отделом исследований и разработок, техническим, производственным, торговым, маркетинговым и финансовым департаментами компании.

Основные направления отдела маркетинга, состоящего из 4 человек на предприятии ОАО «Хлебодар», заключаются в том, чтобы держать курс на потребителя, постоянно следить за тем, что ему нужно, а также следить за деятельностью конкурентов, определять слабые и сильные их стороны и возможные рыночные действия. Доводить маркетинговую информацию до всех других подразделений предприятия. Специалисты по маркетингу должны установить и довести до каждого инженера, конструктора и производственника, каким потребитель хочет видеть данный продукт, какую цену он готов платить и где и когда потребуется этот продукт. В процессе выполнения своих функций сотрудники службы маркетинга взаимодействуют и контролируют все производственные структуры предприятия.

Конкурентоспособность предприятия или фирмы – это способность успешно оперировать на конкретном рынке в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг.

По объемам производства лидером омского рынка хлеба на сегодняшний день является «Хлебодар» – он изготавливает 70 тонн хлебобулочных изделий в сутки. Однако это лидерство оспаривает ТМ «Хлебница» – под этой маркой продукцию выпускают сразу два омских предприятия: «Форнакс» и «Хлебник». Эти заводы в 2005 году вошли в Сибирский аграрный холдинг (САХО), которому принадлежит торговая марка. Так или иначе, названные три предприятия являются крупнейшими производителями хлебобулочных изделий в г. Омске. Остальные игроки отстают от них по объемам производства. Так, «Сибхлеб» производит 27 тонн продукции в сутки, но постепенно сдает свои позиции на рынке сбыта.

На сегодняшний день наблюдается замедление темпов роста продаж тортов. Это объясняется уменьшением доходов населения, и покупатель делает выбор в пользу менее дорогого, но более привлекательного внешне продукта. Емкость рынка тортов осталась на прежнем уровне, существенного изменения емкости рынка не наблюдается, идет внутреннее перераспределение долей между игроками рынка тортов, а также перераспределение покупательского потока: от рынков к супермаркетам.

В современных условиях факторами отбора поставщика хлебобулочной и кондитерской продукции являются: условия возврата продукции, отсрочка платежа за поставленную продукцию, возможность уценки товара за счет поставщика.

Для того чтобы определить популярные среди потребителей кондитерские изделия, было проведено очередное исследование потребительских предпочтений на рынке мучных кондитерских изделий г. Омска. В ходе телефонного опроса 300 жителей Омска в возрасте от 16 до 60лет, нами были выявлены покупательские предпочтения в некоторых сегментах рынка мучных кондитерских изделий: печенья, рулетов, тортов и другой продукции.

Как показали результаты опроса, по-прежнему наиболее популярно у горожан печенье - его покупают 87% опрошенных. На втором месте – торты и пирожные, которые пользуются спросом почти у 72% респондентов, на третьем - пряники - их предпочитают 58% опрошенных, а на четвертом - рулеты и кексы, которые покупают 42,7% и 40,7% участников опроса соответственно.

Исследование выявило достаточно низкую приверженность покупателей к определенному типу тортов. Потребительские предпочтения распределяются следующим образом:

  • Бисквитный торт (33,3%);

  • Творожный торт (19,4%);

  • Йогуртовый торт (15,3%);

  • Медовый торт (13,4%).

  • Торт «Безе» (3,2%).

То есть можно сказать, что каждый третий покупатель тортов предпочитает бисквитные торты, а каждый пятый – творожные или йогуртовые. Также популярны у омичей медовые и торты- безе.

Подводя итоги исследования рынка кондитерских изделий, можно отметить, что основными местами покупки кондитерских изделий являются супермаркеты и магазины прилавочного типа. На выбор покупателя влияют главным образом внешний вид, вес, прошлый опыт потребления и срок годности, а такие факторы как стоимость и марка - менее важны. Производителю рекомендуется иметь в ассортименте торты бисквитные, слоеные, безе, суфле, песочные, миндальные (весом 0,8-1,2кг), т.к. покупатели демонстрируют отсутствие приверженности к какому-либо из типов. При таких условиях производителю остается только обеспечить максимальную дистрибьюцию, а вкус и внешний вид продукции должны отвечать требованиям потребителей.

По результатам анализа мы видим, что ОАО «Хлебодар» пока занимает небольшую долю на омском рынке по выпуску кондитерских изделий. В связи с приобретением ОАО «Хлебодар» новых производственных цехов по выпуску кондитерских изделий, все усилия отдела маркетинга направлены на расширение их ассортимента и разработке новых видов тортов.

Новый товар нужно не только создать и освоить в производстве, необходимо, чтобы он был воспринят рынком, потенциальными покупателями.

Службой маркетинга было принято решение: внести в текущий план работы на год разработку вкусных ресторанных тортов-десертов, доступных по цене; выйти на дегустационный совет с предложением о выпуске линейки тортов «Рафинель», так как все решения по выпуску нового или модернизированного продукта принимает дегустационный совет; использовать при производстве только натуральные компоненты: свежие ягоды, зерновые мюсли и др.; вес изделий должен быть 0,7-0,9 кг.

На заседании дегустационной комиссии все участники одобрили предложение службы маркетинга, и сделали заказ нового продукта для дегустации. После проведения дегустационного совета через неделю, было принято решение о соответствии тортов новой линейки требованиям потребителей. Вынесли решение: о разработке предварительной рецептуры, предварительного расчета затрат, расчете предварительной цены, ввод позиции модернизированного продукта и цены в справочник готовой продукции предприятия, составили информационное письмо для клиентов фирменной торговли.

В рамках рекламной кампании была проведена дегустация новых тортов-десертов в фирменных магазинах ОАО «Хлебодар». Так же была заказана пробная партия нового продукта в количестве 15 штук (10 шт. весом по 1 кг и 5шт. по 0,5 кг). На изготовление пробной партии было выделено 10 дней. Отделу оптовых продаж было поручено собрать предварительные заявки на торты новой линейки «Рафинель» и разослать информацию о планируемых пробных продажах.

После проведения пробных продаж тортов, зам. директора по маркетингу представила заключение о результатах пробных продаж директору и председателю дегустационного совета, в котором указывалось, что торты «Рафинель» потребители восприняли как «новинку». Вкусовые качества и внешнее оформление тортов удовлетворили потребности потребителей, к тому же уменьшение веса тортов до 0,7 кг существенно снизило цену на них, за счет чего вырос спрос.

Пробная партия была продана в январе 2013 года, были разработаны рекламные буклеты. После выхода ресторанных тортов-десертов «Рафинель» на рынок и проведения комплекса рекламных мероприятий они стали успешно продаваться. В настоящее время торты можно увидеть во многих торговых точках города, с которыми сотрудничает ОАО «Хлебодар».

Всего тортов новой линейки было выпущено в 2013 году 12290 шт. на сумму 3394,25 тыс.руб. Всего затраты на производство тортов составили 1 595, 3 ты. руб. рентабельность составила 112,8%.При анализе помесячных продаж выявлено, что самыми удачными месяцами были апрель и декабрь - продано 1389 и 1729 шт. Самыми продаваемым стали торты «Молочный шоколад» и «Капучино» - их продано за год 2598 и 2369 шт соответственно. Меньше всего было продано тортов «Банановый мусс»- 967 шт. Разработка новых видов продукции и выход с ними на рынок позволит предприятию укрепить свои позиции и нарастить конкурентные преимущества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика/Г.Л.Азоев. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2010.

2. Багиев Г.Л. Маркетинг: Учебник для вузов / Г.Л. Багиев. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2013. – 718 с.

3. Гавриленко Н.И. Основы маркетинга: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.И. Гавриленко – М.: Издательский центр «Академия», 2010.-320 с.

4. Завгородняя А.А. Маркетинговое планирование. / А.А.Завгородняя, Д.О.Ямпольская.-С.-П.: «Питер»,2009.-379 с.

5. Козлова О.А. Обзор омского рынка продуктов // Омское медиасобщество, www.omskmedia.ru 2012

6. Попов Е. В. Разработка нового товара/ Е. В. Попов – М.: ЮНИТИ, 2004.- 356 с.

Просмотров работы: 1563