ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВОМ. СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВОМ. СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ

Качановская А.В. 1, Асташова Е.А. 1
1ФГБОУ ВПО «ОмГАУ им. П.А. Столыпина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
     В настоящее время, в условиях рыночной экономики, большинству организаций очень сложно выдерживать высокую конкуренцию. Для того чтобы быть успешной организацией, занимать лидирующие позиции на рынке и постоянно развиваться, необходимо учитывать множество аспектов.

     И так, основной составляющей любой организации являются человеческие ресурсы, то есть люди. На успешность организации влияет не только профессионализм сотрудников, но и взаимоотношения в коллективе: «человеческий фактор» часто недооценивают, а зря. Психологический климат в организации очень важен для ее успешной и продуктивной деятельности, потому необходимо уделять должное внимание формированию благоприятного психологического климата в организации.

     Психологический климат коллектива - это эмоционально-психологический настрой, в котором на эмоциональном уровне отражаются как личные, так и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами. Говоря на более простом языке, это неофициальные отношения, формирующиеся между сотрудниками. Психологический климат появляется и существует при общении, в процессе которого выявляются потребности, интересы коллектива.

     Работая над созданием благоприятного психологического климата в группе необходимо понять, какой климат существует в коллективе в данный момент времени.

     Исследовать психологический климат можно различными методами, например:

  • При помощи опроса, это может быть анкетирование, интервью или беседа;
  • Цветовой тест отношений;
  • Тест Люшера (создание группового портрета);
  • Социометрия;
  • Групповая оценка личности (ГОЛ) для руководства.

     Исследовав психологический климат в организации, выявив какие-либо отрицательные моменты в отношениях среди сотрудников или между руководством и сотрудниками, как можно скорее необходимо приступить к формированию благоприятной атмосферы.

     И так, в первую очередь необходимо разрешить конфликты и конфликтные ситуации, если же такие существуют. Конфликт - это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон. Из определения «конфликта» вытекает, что существует какая-то определенная ситуация, где две стороны или более не имеют одного общего мнения. Конфликты могут быть внутренние и внешние. Внутренние - это личностные конфликты, а внешние - это межличностные, между личностью и группой или групповые. Существует еще множество классификаций конфликтов по разным признакам. Чтобы успешно разрешить конфликт, необходимо определить к какому виду конфликта относится «наш» конфликт, выяснить его причину, его особенности. Разрешить конфликт или хотя бы сгладить его можно различными способами. Например, при помощи тренингов, беседы, приведения сильных аргументов и т. д. В конечном итоге это должно привести либо к нахождению компромисса, либо к признанию ошибок одной из сторон.

     Также проблемой в формировании благоприятного психологического климата может быть отсутствие авторитета руководителя. Авторитет, в данном контексте, - это положительная оценка достоинств руководителя и убежденность подчиненных в правильности и точности принимаемых им решений. То есть подчиненные должны в первую очередь уважать своего руководителя, считать его умным, образованным, успешным и компетентным в области управления организацией. Заработать авторитет возможно только в случае если руководитель качественно выполняет свои функциональные обязанности, обладает яркими лидерскими качествами и справедлив в отношении всех работников. То есть руководителю предъявляется ряд требований, которые он должен удовлетворять. Ну и, конечно же, руководителю необходимо стать образцом.

     Еще одной из причин отсутствия взаимопонимания в коллективе может быть такой фактор как слишком большое количество лидеров или наоборот отсутствие лидера в коллективе.

     В первом случае возникновение напряженности связано будет с тем, что каждый из лидера будет, так сказать, «тянуть на себя одеяло». То есть каждый будет существовать сам по себе, что не приведет к достижению поставленных задач и целей. Ведь, как известно, организация - это система, а система состоит из элементов, которые непосредственно должны взаимодействовать для развития и процветания любой организации. Конечно, этот фактор можно использовать так, чтобы извлекать из этого пользу. Например, если в организации слишком большое количество «ведущих за собой», необходимо устраивать различные конкурсы, поселить соревновательный дух в коллективе, это будет стимулировать людей на выполнении большого количества работы и увеличение качества, выполняемой работы, и приведет к повышению показателей. Но при этом, ни в коем случае нельзя забывать, что должна быть командная работа.

     Во втором случае, то есть когда ярко выраженный лидер в коллективе отсутствует, также существует проблема, но другая. Когда нет человека, который координирует работу остальных, не направляет людей в правильное русло, возникает ряд проблем, «тянущих организацию вниз». Работа не будет выполняться качественно и правильно. Поэтому лидер необходим коллективу, это должен быть руководитель, об этом мы уже упоминали ранее.

     Существует еще множество причин, создающих неблагоприятный климат в организации, их все не перечесть, так как в каждой определенной организации, существуют свои проблемы.

     Можно сформулировать несколько общих принципов, которые должны соблюдаться в организации.

     И так, условия создания психологического климата в коллективе это, прежде всего:

  • доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
  • доброжелательная и деловая критика;
  • свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;
  • отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;
  • достаточная информированность членов коллектива о его задачах и о состоянии дел;
  • удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
  • высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из членов коллектива;
  • принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов;
  • прочие факторы.

     Подводя итог, отметим, что нельзя пренебрегать «человеческим фактором».  Необходимо уделять должное внимание созданию хороших отношений между коллегами, формированию уважительного отношения к руководству. Процветание и развитие организации напрямую зависит от психологического климата внутри нее.

Просмотров работы: 2917