И так, основной составляющей любой организации являются человеческие ресурсы, то есть люди. На успешность организации влияет не только профессионализм сотрудников, но и взаимоотношения в коллективе: «человеческий фактор» часто недооценивают, а зря. Психологический климат в организации очень важен для ее успешной и продуктивной деятельности, потому необходимо уделять должное внимание формированию благоприятного психологического климата в организации.
Психологический климат коллектива - это эмоционально-психологический настрой, в котором на эмоциональном уровне отражаются как личные, так и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами. Говоря на более простом языке, это неофициальные отношения, формирующиеся между сотрудниками. Психологический климат появляется и существует при общении, в процессе которого выявляются потребности, интересы коллектива.
Работая над созданием благоприятного психологического климата в группе необходимо понять, какой климат существует в коллективе в данный момент времени.
Исследовать психологический климат можно различными методами, например:
Исследовав психологический климат в организации, выявив какие-либо отрицательные моменты в отношениях среди сотрудников или между руководством и сотрудниками, как можно скорее необходимо приступить к формированию благоприятной атмосферы.
И так, в первую очередь необходимо разрешить конфликты и конфликтные ситуации, если же такие существуют. Конфликт - это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон. Из определения «конфликта» вытекает, что существует какая-то определенная ситуация, где две стороны или более не имеют одного общего мнения. Конфликты могут быть внутренние и внешние. Внутренние - это личностные конфликты, а внешние - это межличностные, между личностью и группой или групповые. Существует еще множество классификаций конфликтов по разным признакам. Чтобы успешно разрешить конфликт, необходимо определить к какому виду конфликта относится «наш» конфликт, выяснить его причину, его особенности. Разрешить конфликт или хотя бы сгладить его можно различными способами. Например, при помощи тренингов, беседы, приведения сильных аргументов и т. д. В конечном итоге это должно привести либо к нахождению компромисса, либо к признанию ошибок одной из сторон.
Также проблемой в формировании благоприятного психологического климата может быть отсутствие авторитета руководителя. Авторитет, в данном контексте, - это положительная оценка достоинств руководителя и убежденность подчиненных в правильности и точности принимаемых им решений. То есть подчиненные должны в первую очередь уважать своего руководителя, считать его умным, образованным, успешным и компетентным в области управления организацией. Заработать авторитет возможно только в случае если руководитель качественно выполняет свои функциональные обязанности, обладает яркими лидерскими качествами и справедлив в отношении всех работников. То есть руководителю предъявляется ряд требований, которые он должен удовлетворять. Ну и, конечно же, руководителю необходимо стать образцом.
Еще одной из причин отсутствия взаимопонимания в коллективе может быть такой фактор как слишком большое количество лидеров или наоборот отсутствие лидера в коллективе.
В первом случае возникновение напряженности связано будет с тем, что каждый из лидера будет, так сказать, «тянуть на себя одеяло». То есть каждый будет существовать сам по себе, что не приведет к достижению поставленных задач и целей. Ведь, как известно, организация - это система, а система состоит из элементов, которые непосредственно должны взаимодействовать для развития и процветания любой организации. Конечно, этот фактор можно использовать так, чтобы извлекать из этого пользу. Например, если в организации слишком большое количество «ведущих за собой», необходимо устраивать различные конкурсы, поселить соревновательный дух в коллективе, это будет стимулировать людей на выполнении большого количества работы и увеличение качества, выполняемой работы, и приведет к повышению показателей. Но при этом, ни в коем случае нельзя забывать, что должна быть командная работа.
Во втором случае, то есть когда ярко выраженный лидер в коллективе отсутствует, также существует проблема, но другая. Когда нет человека, который координирует работу остальных, не направляет людей в правильное русло, возникает ряд проблем, «тянущих организацию вниз». Работа не будет выполняться качественно и правильно. Поэтому лидер необходим коллективу, это должен быть руководитель, об этом мы уже упоминали ранее.
Существует еще множество причин, создающих неблагоприятный климат в организации, их все не перечесть, так как в каждой определенной организации, существуют свои проблемы.
Можно сформулировать несколько общих принципов, которые должны соблюдаться в организации.
И так, условия создания психологического климата в коллективе это, прежде всего:
Подводя итог, отметим, что нельзя пренебрегать «человеческим фактором». Необходимо уделять должное внимание созданию хороших отношений между коллегами, формированию уважительного отношения к руководству. Процветание и развитие организации напрямую зависит от психологического климата внутри нее.