Имеется автоколебательный мультивибратор на ОУ, внутренние параметры R1, R2, R3, R4, R5, R6 и C1, C2 неизвестны. Переключателями Si типа «тумблер» можно изменять параметры, как показано на рис.1.
Требуется определить влияние положения переключателей S1, S2, S3 и S4 на частоту прямоугольных импульсов в контрольной точке КТ2. Для решения этой задачи воспользуемся методом планирования активного эксперимента. |
Рис.1 Автоколебательный мультивибратор на операционном усилителе |
Метод активного эксперимента в общем случае предполагает: кодирование факторов; составление плана эксперимента; рандомизацию опытов; реализацию плана эксперимента; проверку воспроизводимости опытов; оценку значимости коэффициентов регрессии; проверку адекватности модели; интерпретацию результатов. |
Таблица 1
Кодирование факторов
Уровень фактора Si (положение тумблера) |
S1 |
S2 |
S3 |
S4 |
Нижний уровень (верхнее положение тумблера) |
1 |
3 |
5 |
7 |
Верхний уровень (нижнее положение тумблера) |
2 |
4 |
6 |
8 |
Кодовое обозначение плана |
х1 |
х2 |
х3 |
х4 |
Составление плана эксперимента
Ввиду того, что каждый тумблер может занимать только два положения, используем линейный план первого порядка 24 (табл.2), позволяющий построить полином вида
Y = b0 + b1x1 + b2x2 + b3x3 + b4x4 + b12x1x2 + b13x1x3 + b14x1x4 (1)
+ b23x2x3 + b24x2x4 + b34x3x4,
где хi– кодированная переменная, b0– нулевой коэффициент аппроксимирующего полинома, b1…b4 – линейные эффекты, bij – эффекты взаимодействия.
Таблица 2
Полный факторный эксперимент 24
Номер опыта |
План эксперимента |
Измерение |
|||
х1 |
х2 |
х3 |
х4 |
f |
|
1 |
– |
– |
– |
– |
f1 |
2 |
– |
– |
+ |
– |
f2 |
3 |
– |
+ |
– |
– |
f3 |
4 |
– |
+ |
+ |
– |
f4 |
5 |
+ |
– |
– |
– |
f5 |
6 |
+ |
– |
+ |
– |
f6 |
7 |
+ |
+ |
– |
– |
f7 |
8 |
+ |
+ |
+ |
– |
f8 |
9 |
– |
– |
– |
+ |
f9 |
10 |
– |
– |
+ |
+ |
f10 |
11 |
– |
+ |
– |
+ |
f11 |
12 |
– |
+ |
+ |
+ |
f12 |
13 |
+ |
– |
– |
+ |
f13 |
14 |
+ |
– |
+ |
+ |
f14 |
15 |
+ |
+ |
– |
+ |
f15 |
16 |
+ |
+ |
+ |
+ |
f16 |
Особенности лабораторного эксперимента
Особенностями построения математических моделей по экспериментальным данным, полученным в лабораторных условиях, являются:
Выходная величина Y определяется практически без ошибок, и результаты каждого опыта точно воспроизводятся при его повторении, так как отсутствуют случайные воздействия. В связи с этим нет необходимости в проверке однородности выборочных дисперсий воспроизводимости, проведении рандомизации и дублировании опытов.
В то же время возникает сложность при проведении оценки значимости коэффициентов и проверки адекватности математической модели.
Аналогичная проблема проверки адекватности и значимости коэффициентов возникает и при исследовании математической модели объекта на ЭВМ.
В этом случае наиболее приемлемы следующие пути [1]:
а) считать все коэффициенты значимыми;
б) оценку адекватности проводить на основе принятого уровня точности аппроксимации ε, что связано с искусственным введением дисперсии воспроизводимости
s2{y}= ε ·b0, ( 2 )
где b0– нулевой коэффициент аппроксимирующего полинома.
Приняв в выражении (2) значение ε для выходного параметра, проверку адекватности модели можно произвести по F–критерию (критерию Фишера).
К особенностям использования методов планирования эксперимента, проводимого в лабораторных условиях можно отнести и то, что в этом случае на проведение эксперимента - определение значений выходного параметра не затрачивается много времени и ресурсов, т.е. эксперимент не является дорогостоящим. Поэтому вопрос о минимизации количества необходимых опытов не стоит так остро, как при планировании натурных экспериментов, нет необходимости использования дробного факторного эксперимента (ДФЭ).
Проведение эксперимента
Обозначим тумблеры S1 через х1, S2 –х2, S3 – х3, S4 –х4.
Принимаем верхнее положение тумблера «-», а нижнее «+» в соответствие возрастания их номеров. Например, для S1 положение «1» соответствует «-», а положение 2 – «+», для S2 положение 3 соответствует «-», а положение 4 – «+» и т.д. (см. таблицу 1).
В качестве выходных параметров принимаем частоту импульсов f, измеряемую электронным прибором типа VisualDMM 740 в контрольной точке КТ2.
Полный факторный эксперимент (ПФЭ 24), представленный в табл. 2 после принятых обозначений имеет вид, изображённый в табл. 3.
Рандомизация опытов. После выбора плана эксперимента, основных уровней и интервалов варьирования факторов переходят к эксперименту. Каждая строка матрицы — это условия опыта. Для исключения систематических ошибок рекомендуется опыты, предусмотренные матрицей, проводить в случайной последовательности. Порядок проведения опытов следует выбирать по таблице случайных чисел.
Таблица 3
Порядок реализации опытов полного факторного эксперимента (ПФЭ 24)
Номер опыта |
Положение переключателя |
Частота f(КТ №2) |
|||
S1 |
S2 |
S3 |
S4 |
||
5 |
2 |
3 |
5 |
7 |
190 |
9 |
1 |
3 |
5 |
8 |
236 |
1 |
1 |
3 |
5 |
7 |
369 |
4 |
1 |
4 |
6 |
7 |
118 |
3 |
1 |
4 |
5 |
7 |
234 |
16 |
2 |
4 |
6 |
8 |
41 |
2 |
1 |
3 |
6 |
7 |
188 |
10 |
1 |
3 |
6 |
8 |
120 |
8 |
2 |
4 |
6 |
7 |
60 |
13 |
2 |
3 |
5 |
8 |
121 |
15 |
2 |
4 |
5 |
8 |
82 |
11 |
1 |
4 |
5 |
8 |
160 |
6 |
2 |
3 |
6 |
7 |
96 |
14 |
2 |
3 |
6 |
8 |
61 |
12 |
1 |
4 |
6 |
8 |
80 |
7 |
2 |
4 |
5 |
7 |
120 |
Для определения коэффициенты полинома строим план и расчётную матрицу
(табл.4).
План и расчётная матрица эксперимента Таблица 4
Номер Опыта u |
План |
Расчёт |
Измерение f |
Вычисление f* |
|||||||||
x0 |
х1 |
х2 |
х3 |
х4 |
х1х2 |
х1х3 |
х1х4 |
х2х3 |
х2х4 |
х3х4 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1 |
+ |
– |
– |
– |
– |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
369 |
356,9 |
2 |
+ |
– |
– |
+ |
– |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
188 |
194,7 |
3 |
+ |
– |
+ |
– |
– |
– |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
234 |
241,1 |
4 |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
– |
- |
+ |
+ |
- |
- |
118 |
117,4 |
5 |
+ |
+ |
– |
– |
– |
– |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
190 |
196,5 |
6 |
+ |
+ |
– |
+ |
– |
– |
+ |
- |
- |
+ |
- |
96 |
94,0 |
7 |
+ |
+ |
+ |
– |
– |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
120 |
120 |
8 |
+ |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
60 |
55,7 |
9 |
+ |
– |
– |
– |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
236 |
241,7 |
10 |
+ |
– |
– |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
120 |
117,9 |
11 |
+ |
– |
+ |
– |
+ |
– |
+ |
- |
- |
+ |
- |
160 |
159,9 |
12 |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
80 |
74,5 |
13 |
+ |
+ |
– |
– |
+ |
– |
- |
+ |
+ |
- |
- |
121 |
119,3 |
14 |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
61 |
55,1 |
15 |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
82 |
76,7 |
16 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
41 |
50,9 |
Cумма столб. |
2276 |
– 734 |
– 486 |
–748 |
– 474 |
156 |
238 |
152 |
154 |
136 |
154 |
∑(f–f*)2 = =534 |
|
bi |
b0 142 |
b1 – 46 |
b2 –30 |
b3 – 47 |
b4 – 30 |
b12 9,8 |
b13 14,9 |
b14 9,5 |
b23 9,6 |
b24 8,5 |
b34 9,6 |
f* = 142– 46х1 – 30х2 – 47х3 – 30х4 + 9,8х1 х2 + 14,9х1 х3 + 9,5х1 х4 + 9,6х2 х3 + 8,5х2 х4 + 9,6 х3 х4 , Гц
Оценка значимости коэффициента регрессии производится с помощью t – критерия Стьюдента
Коэффициент считается значимым, если выполняется неравенство
,
где t(0,05;fy) – 5 % -ная точка распределения критерия Стьюдента с степенями свободы. Здесь t(0,05;fy) = 2,228 при
fy= 16.(см. Приложение 1.2 [1] ).
Принимаем ошибку опытов Sy 5% от среднего значения b0 =142. Тогда Sy = 7,1; S2 = 50,4.
В данном случае Δ bi = 2,2282,228∙7,1/4= 3,95.
Следовательно, в полученном полиноме все коэффициенты значимы.
Для оценки адекватности полинома измеренным данным произведём расчёт
частоты в каждой точке опыта (1…16) и сравним отклонения расчётных данных от измеренных значений частоты.
Опыт 1: f*= 142 + 46 +30 + 47 + 30 + 9,8 +14,9 + 9,5 + 9,6 + 8,5 + 9,6 = 356,9
2: f* = 142 + 46 +30 – 47 + 30 + 9,8 – 14,9 + 9,5 – 9,6 + 8,5 – 9,6 = 194,7
3: f* = 142 + 46 –30 + 47 + 30 – 9,8 + 14,9 + 9,5 – 9,6 – 8,5 + 9,6 = 241,1
4: f* = 142 + 46 –30 – 47 + 30 – 9,8 – 14,9 + 9,5 + 9,6 – 8,5 – 9,6 = 117,4
5: f *= 142 – 46 +30 + 47 + 30 – 9,8 – 14,9 – 9,5 + 9,6 + 8,5 + 9,6 = 196,5
6: f* = 142 – 46 +30 – 47 + 30 – 9,8 + 14,9 – 9,5 – 9,6 + 8,5 – 9,6 = 93,9
7:f* = 142 – 46 –30 + 47 + 30 + 9,8 – 14,9 – 9,5 – 9,6 – 8,5 + 9,6 = 119,9
8: f*= 142 – 46 –30 – 47 + 30 + 9,8 + 14,9 – 9,5 + 9,6 – 8,5 – 9,6 = 55,7
9: f* = 142 + 46 +30 + 47 – 30 + 9,8 +14,9 – 9,5 + 9,6 – 8,5 – 9,6 = 241,7
10: f*= 142 + 46 +30 – 47 – 30 + 9,8 – 14,9 – 9,5 – 9,6 – 8,5 + 9,6 =117,9
11: f* =142 + 46 –30 + 47 – 30 – 9,8 + 14,9 – 9,5 – 9,6 + 8,5 – 9,6 =159,9
12: f*= 142 + 46 –30 – 47 – 30 – 9,8 – 14,9 – 9,5 + 9,6 + 8,5 + 9,6 = 74,5
13: f* =142 – 46 +30 + 47 – 30 – 9,8 – 14,9 + 9,5 + 9,6 – 8,5 – 9,6 =119,3
14: f*= 142 – 46 +30 – 47 – 30 – 9,8 + 14,9 + 9,5 – 9,6 – 8,5 + 9,6 = 55,1
15:f* =142 – 46 –30 + 47 – 30 + 9,8 – 14,9 + 9,5 – 9,6 + 8,5 – 9,6 = 76,7
16:f* =142 – 46 –30 – 47 – 30 + 9,8 + 14,9 + 9,5 + 9,6 + 8,5 + 9,6 = 50,9
Результаты вычисления и сравнения с экспериментальными данными сведены в таблице 5.
Таблица 5
Проверка адекватности полиномиальной модели
Номер опыта |
Результат измерения |
Результат вычисления |
Отклонения │f–f*│ |
Квадрат отклонения │ f–f*│2 |
1 |
360,9 |
356,9 |
3,1 |
9,61 |
2 |
188 |
194,7 |
6,7 |
44,9 |
3 |
234 |
241,1 |
7,1 |
50,4 |
4 |
118 |
117,4 |
0,6 |
0,36 |
5 |
190 |
196,5 |
6,5 |
42,25 |
6 |
96 |
93,9 |
2,1 |
4,4 |
7 |
120 |
119,9 |
0,1 |
0,01 |
8 |
60 |
55,7 |
4,3 |
18,5 |
9 |
236 |
241,7 |
5,7 |
32,5 |
10 |
120 |
117,9 |
2,1 |
4,4 |
11 |
160 |
159,9 |
0,1 |
0,01 |
12 |
80 |
74,5 |
5,5 |
30,25 |
13 |
121 |
119,3 |
1,7 |
2,89 |
14 |
61 |
55,1 |
5,9 |
34,8 |
15 |
82 |
76,7 |
5,3 |
28,1 |
16 |
41 |
50,9 |
9,9 |
98 |
Сумм квадратов отклонения |
∑(F–F*)2 = 534 |
Критерий Фишера подтверждается, если F≤ Fтаб.
< FТАБ = 2,54. (см. Приложение 1.3 [1] ).
Следовательно, модель адекватна.
Использование метода планирования активного эксперимента позволило найти качественную и количественную связь между интересующими нас параметрами объекта путём проведения сравнительно небольшого числа опытов.
Интерпретация результатов
Анализ коэффициентов полиноминальной модели показывает, что параметры мультивибратора находятся в следующих соотношениях:
С2 > C1, так как при переключении тумблера с положения 1 в положение 2 ёмкость конденсатора увеличивается и частота уменьшается, аналогично R1< R2, так как при этом пороговое напряжение увеличивается и, как следствие, конденсатор заряжается до большей величины медленнее. R3 < R4 – эти резисторы находятся в цепи отрицательной обратной связи, очевидно конденсатор заряжаются быстрее при меньшем сопротивлении ООС. Резисторы R5 и R6 образуют совместно с R3 и R4 делители напряжения в цепи положительной обратной связи. Они определяют величину переключения мультивибратора. Уменьшение верхней части делителя равносильно увеличению его нижней части относительно земли. Это подтверждается и тем, что положения ключей 3, 5, 8 равносильно 4, 5, 7 и положение ключей 4, 6, 7 равносильно положениям ключей 3, 6, 8 при одинаковых положениях ключа S1. Частота выходных импульсов (КТ2) и амплитуда пилообразного напряжения (КТ1) при этом практически не изменилась.
На рис. 2 изображён график зависимости частоты импульсов от величины конденсатора (ключ S1) и сопротивления цепи ООС (ключ S3) при неизменном делителе в цепи ПОС (пороге переключения) (S2 = S4=const).
Рис.2. Зависимость частоты импульсов от величины ёмкости и сопротивления цепи отрицательной обратной связи (переключатели S1 и S3).
Из графика видно, что при переключении тумблера S1 из положения 1 в положение 2 (–1≤ х1≤+1) частота уменьшается. Аналогично происходит при переключении S3 из положения 5 в положение 6 (см. легенду).
Использованная литература
1. Солодов В.С. Планирование эксперимента в исследовании технологических процессов /В.С.Солодов. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2012. – 204 с. : ил.
10