БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ КАК НОВАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ КАК НОВАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность выбранной для данного исследования темы определяется тем, что каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.

Любая предпринимательская деятельность начинается с составления бизнес-плана. Бизнес-план – это документ, где анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, и определяются основные способы решения этих проблем. Именно с помощью бизнес-плана предприниматель может оценить, какие потрясения рынка способен выдержать его бизнес, и достойно встретить многие неизбежные проблемы.

Благодаря бизнес-плану, у руководства появляется возможность взглянуть на собственное предприятие как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес-плана, включающего детальный анализ экономических и организационных вопросов, заставляет мобилизоваться.

Целью бизнес-плана может быть получение кредита, или привлечение инвестиций, определение стратегических и фактических ориентиров фирмы. Овладение техникой бизнес-планирования становится сегодня актуальной задачей предпринимателей. Начиная свою деятельность, они должны ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитывать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы. Бизнес-план является основой предпринимательской деятельности и представляет собой комплексное исследование различных сторон работы фирмы (разработки, производства, реализации, послепродажного обслуживания).

Цель данного исследования – разработать проект бизнес-плана строительной организации на основе анализа теории и практики реализации бизнес-планирования в данной отраслевой сфере.

В работе решаются следующие задачи:

  • показать роль бизнес-планирования для повышения экономической эффективности деятельности фирмы;

  • раскрыть сущность и содержание бизнес-планирования как определенного вида планирования;

  • установить особенности бизнес-планирования в строительной сфере;

  • рассмотреть ООО «Стройкомплект» как объект исследования;

  • разработать бизнес – проект для торговой организации ООО «Стройкомплект» для повышения удовлетворенности клиентов;

  • оценить эффективность внедренных результатов проекта.

Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых, интеллектуальных ресурсах, а так же уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы. В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях. Таким образом, разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности фирмы являются важной задачей для любого предпринимателя.

Цель данного пункта: определить цель, задачи и функции бизнес плана, а так же его назначение в условиях российской действительности.

Цель разработки бизнес-плана – спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

  • определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

  • сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию каждой стратегии;

  • выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителю. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

  • определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.д.;

  • оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей;

  • предусмотреть трудности и «подводные камни», которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

Бизнес-план имеет и свои функции, которые по своему назначению делятся на внешние и внутренние.

Среди внутренних функций выделяют: разработка стратегии (концепции развития фирмы) и конкретизация отдельных направлений; разработка и осуществление проектов создания новой продукции; оценка внутреннего научного, технического, производственного потенциала фирмы и выявления резервов; подготовка и осуществление мероприятий по внедрению новых технологий; подбор новых, переобучение собственных рабочих и специалистов; контроль финансовых ресурсов фирмы; мероприятия по снижению степени риска; формирование благоприятного имиджа фирмы; план мер предупреждения банкротства и выхода из кризисных ситуаций; подготовка и проведение собраний акционеров фирмы.

Среди внешних функций выделяют: привлечение инвестиций для реализации проекта; обоснование для включения проектов в государственные программы и получение соответствующих средств; получение банковских кредитов; обеспечение успешной реализации акций фирмы; организационно-финансовое обоснование необходимости создания совместных производств с использованием иностранного капитала.1

В целом основные задачи бизнес-плана и его участников можно изобразить схематично, как на рисунке 3.1

Рис.3 Основные задачи и участники бизнес-плана.

В планировании хозяйственной деятельности фирмы на основе бизнес-плана большое значение имеют следующие участники: менеджеры, акционеры, кредиторы, партнеры, которые в свою очередь преследуют каждый свою цель.

Итак, бизнес-план - документ перспективный и составлять его рекомендуется на 3-5 лет вперед. Для первого и второго года основные показатели рекомендуется давать в поквартальной разбивке и только, начиная с третьего года, можно ограничиться годовыми показателями.

Таким образом, можно выделить основную цель бизнес-плана: планирование хозяйственной деятельности фирмы. Задачи бизнес-плана разнообразны и колеблются от определения конкретных направлений фирмы до предусмотрения трудностей на пути реализации бизнес-плана. Исходя из данной цели, задач и функции бизнес-планирование имеет большое значение, как для предпринимателя, так и для его деятельности находящейся в условиях нестабильной рыночной ситуации. Именно бизнес-планирование является стабилизирующим фактором в современном предпринимательстве, а особенно в России с ее экономической и политической шаткостью.

Бизнес-план представляет собой комплексное исследование различных сторон работы фирмы: разработки, производства, реализации товара и т.д.

Цель данного параграфа: определение общей структуры бизнес-плана и полное раскрытие содержания его разделов на примере конкретного бизнес-плана «Чайный магазинчик»

Бизнес-план состоит из следующих разделов:

Раздел 1. Возможности фирмы (резюме)

Раздел 2. Виды товаров (услуг)

Раздел 3. Рынки сбыта товаров (услуг)

Раздел 4. Конкуренция на рынках сбыта

Раздел 5. План маркетинга

Раздел 6. План производства

Раздел 7. Организационный план

Раздел 8. Правовое обеспечение деятельности фирмы

Раздел 9. Оценка риска и страхование

Раздел 10. Финансовый план

Раздел 11. Стратегия финансирования

Теперь перейдем к детальному рассмотрению структуры бизнес-плана и содержания его разделов.Разделы соответственно связанные с управлением, маркетингом и финансированием. Другие разделы могут меняться в зависимости от специфики деятельности фирмы и проекта.2

Итак, титульный лист бизнес-плана дает представление о проекте. На его основе потенциальный инвестор может сразу определить, представляет ли для него интерес участие в проекте. Обычно на титульном листе отражаются следующие данные: полное название фирмы, сведения о владельцах и учредителях, краткая характеристика суди проекта, потребность во внешних источниках финансирования и т.д.3

Раздел 1. «Возможности фирмы (резюме)»

Руководство каждой фирмы должно постоянно ставить перед собой следующие вопросы:

  1. Что представляет собой фирма?

  2. Кто является покупателем ее товаров?

  3. Каковы потребности этих покупателей?

  4. Какой станет фирма в перспективе?

Совокупность ответов на эти вопросы по существу является программой деятельности фирмы. Нужно подчеркнуть, что хорошо проработанная программа позволяет работникам фирмы почувствовать себя участниками общего дела в освоении открывающихся возможностей, дает им цель, подчеркивает их значимость, нацеливает на достижение поставленных целей.

Таким образом, резюме – это сжатый обзор делового предложения, предназначенный привлечь внимание инвесторов к разрабатываемому бизнес-проекту и получить необходимые кредиты. В нем должны быть показаны необходимость его финансирования, а так же планируемая эффективность и практическая реализуемость. Структура резюме может состоять из трех частей: введение, в котором обосновывается главная цель проекта, раскрываются сущность и новизна предложения, показываются его созидательность, конкурентоспособность и социально-экономическая значимость; основное содержание, где в сжатой форме излагаются основные преимущества нового проекта и приводятся основные технико-экономические результаты - прогноз спроса, объем предложения, стоимость проекта, доход, издержки; заключение, в котором обобщаются конечные результаты деятельности фирмы, оцениваются методы хозяйствования и профессионализм. Объем резюме должен быть не более двух странниц. Для удобства работы стратегии, цели и мероприятия целесообразно представить в форме таблицы как на рисунке 4.

Стратегии и цели фирмы

Стратегии

Цель

Мероприятия

Ф.И.О. ответственного за мероприятие

сроки реализации

Стратегия 1

Цель 1

Мероприятие 1

Иванов

12 июня 2000г

Стратегия 2

Цель 2

Мероприятие 2

Петров

12 июля 2000г

Рис. 4. Стратегии и цели фирмы.

Раздел 2. Виды товаров (описание продукта)

Данный раздел заключается в том, чтобы наиболее подробно и четко представить в бизнес-плане основные характеристики будущей продукции, предлагаемой рынку. При описании любого товара необходимо ответить на такие вопросы: какие потребности призван удовлетворить товар; в чем особенность и уникальность данного товара; какими патентами защищен товар и доведен ли он до товарного вида.

В этом разделе бизнес-плана центральным является описание вида деятельности фирмы. Любой бизнес предполагает занятие несколькими видами предпринимательской деятельности. Поэтому очень важно выбрать тот вид, от которого зависит содержание планово-управленческой деятельности.

В результате анализа информации о возможностях фирмы и рыночных требованиях фирма может выбрать ассортимент, приспособив его к отдельным сегментам рынка. Тем самым определяется место, которое каждый товар занимает на рынке среди товаров-аналогов или товаров-конкурентов и добивается соответствия его потребительским требованиям.

При выборе ассортимента товаров необходимо учитывать виды продукции (высокого качества, конкурентоспособная, с пониженным уровнем качества и низким уровнем качества), а так же жизненный цикл товаров; с эстетической точки зрения немалую роль играет упаковка товара, которая призвана всецело поддерживать и укреплять рыночную позицию фирмы. Вопросы поставки товаров, их ассортимента, расчетов с покупателями, тары и упаковки, договоров поставки закреплены юридически.4

При ответе на такого рода вопросы целесообразно составить таблицу изображенную на рисунке 5.52

Преимущества и недостатки товаров

Товар №

Преимущества по сравнению с другими товарами

Недостатки

Меры по преодолению недостатков

       

Рис.5. Преимущества и недостатки товаров

В данном разделе анализируется положение дел в отрасли, основные причины снижения объемов производства (рост цен на ресурсы, топливо и т.д.), значению проекта для региона. Далее идет полное описание предприятия: структура ткацких и отделочных фабрик. Рассматривая виды готовой продукции, прилагается и динамика выпуска товаров, что показывает работу предприятия в прошлом. Краткое изложение этого раздела не затрагивает предпочтение потребителей, их запросы, место товаров на рынке, отсутствует яркость описания, преимущества товара и подробность.

Раздел 3. Рынки сыта товаров

Этот раздел направлен на изучение рынков и позволяет предпринимателю четко представить, кто будет покупать его товар и где его ниша на рынке.

Одна из основных задач фирмы – определение емкости каждого конкретного рынка для каждого товара. Эти показатели будут характеризовать возможные объемы сбыта товаров. Указанная величина зависит от личных факторов: социальных, национально-культурных, а главное - экономических, в том числе от уровня доходов потенциальных покупателей, темпов инфляции и др.

В итоге предприниматель сможет определить количество клиентов, на которое ему можно рассчитывать.

Но рассчитывать - не значит их получить, поэтому нужна еще и реальная оценка рынка. Цель любого рыночного исследования состоит в оценке существующей ситуации и разработке прогноза развития рынка.

Отсюда очевидно, что важным объектом изучения при исследовании рынка является покупатель. Одним из полезных способов анализа развития рынков фирмы является «Сетка развития товара и рынка» на рисунке 6.

Рис. 6 Сетка развития товара и рынка.

При распределении всех товаров фирмы по рынкам можно использовать стратегии приводимые на рис.6.

  1. Деятельность фирмы с существующими товарами на существующих рынках направлена на более глубокое проникновение на рынок за счет переориентирования рекламы, использования более эффективных способов стимулирования более эффективных способов стимулирования продаж, снижения цены и т.п.

  2. Деятельность фирмы с существующими товарами на новых рынках направлена на отыскание новых демографических рынков, рынков организаций, географических рынков путем эффективной рекламы существующих товаров.

  3. Деятельность фирмы на существующих рынках с новыми товарами направлена на разработку новинок и модификацию товаров и продвижения их на существующие рынки

  4. Диверсификация заключается в предложении новых товаров на новых рынках, например, путем проникновения фирмы в привлекательные сферы деятельности.

Раздел 4. Конкуренция на рынках сбыта.

Производя данный анализ, предприниматель должен всеми силами удерживаться от самой страшной ошибки при составлении бизнес-плана – лакировки действительности. Многие считают, что лучше о чем-то умолчать, что-то сказать как бы мельком, но зато выразить реальные или мнимые слабости конкурентов. Нельзя поддаваться этому соблазну. Если предприниматель хочет утвердиться в этой отрасли надежно, то дороже всего должна быть собственная репутация дело не в этических нормах (хотя в современном бизнесе они тоже вещь не последняя), дело в самом значении слов.6В данном разделе бизнес-плана предпринимателю необходимо ответить на такие вопросы: каковы главные факторы конкурентоспособности чужих товаров; какова практика конкурентов в рекламе и сбыте товара, относительно наименований товарных марок; в чем привлекательные стороны упаковки товаров конкурентов; какова практика товародвижения у фирм-конкурентов; какой уровень сервиса предлагают конкуренты в гарантийный и послегарантийный периоды?

Здесь задача состоит в том, чтобы получить информацию, которая позволит выбрать заключение о значении конкурентов, на том сегменте рынка, на котором предприниматель желает представить себя и свой товар.

Схематично предпринимателю можно изобразить собранную информацию следующим образом, как на рисунке 7.7

Конкуренты фирмы

Название конкурирующей фирмы

Место ее расположения

Доля рынка, которым она владеет

Предлагаемый объем продаж

Предполагаемые потери, вызванные деятельностью конкурентов

         

Рис. 7. Конкуренты фирмы.

Раздел 5. План маркетинга.

После того как определены основные характеристики конкурентов необходимо приступить к планированию деталей плана маркетинга. При написании данного раздела надо учитывать, что данный план включает в себя множество вопросов, на которые стоит дать исчерпывающий ответ.В данном разделе целесообразно изложить на нескольких страницах основное и сформировать материал по следующим пунктам: 1. цели и стратегии маркетинга; 2. Ценообразование; 3. схема распространения товаров; 4. методы стимулирования продаж; 5. организация послепродажного обслуживания; 6. Реклама; 7. формирование общественного мнения о фирме и товарах.

Итак, при рассмотрении вопросов связанных с целями и стратегиями маркетинга, нужно на основе результатов стратегического планирования деятельности фирмы (см. раздел 1 бизнес-плана), детализировать цели маркетинга по продаже конкретных товаров в отдельности или ассортименте; по проникновению на конкретные рынки; по перспективам роста рынков благодаря новым покупателям; по диверсификации; по конкурентной борьбе и т.д.

После этого необходимо определить конкретные стратегии по маркетингу для достижения каждой из сформулированных целей.

Одним из важных вопросов плана маркетинга является ценообразование.

Цена на товар должна иметь непосредственную связь с его качеством. Важно, чтобы цены должным образом отражали уровень качества и имидж фирмы. При анализе используемых на фирме способов ценообразования целесообразно исходить из следующих положений: себестоимости продукции; цены конкурентов на аналогичный товар или товары-заменители; уникальных достоинств товара; цены, определяемой спросом на данный товар.

Следующим элементом плана маркетинга является схема распространения товаров, то есть организация каналов сбыта – это путь, по которому товары движутся от производителя к потребителям. Здесь предпринимателю следует ответить на такие вопросы: какова схема поступления каждого товара; имеет ли фирма свой транспорт или пользуется услугами других фирм; является ли оптимальной схема транспортировки товаров и т.д.; оптимально ли расположены склады по отношению к рынкам; какова их емкость; эффективно ли работают служащие сбытовых служб и др.?

Далее рассматривается вопрос о методах стимулирования продаж, которая может проходить с применением различных средств, способствующих совершению покупки. К ним относят: стимулирование потребителей (распространение бесплатных образцов, купоны для продажи со скидкой, лотереи, вкладыши, гарантии возврата денег за покупку при определенных условиях и т.д.); стимулирование сферы торговли (премии продавцам, организация выставок, витрин, проведение торговых конкурсов дилеров и т.д.); стимулирование собственного торгового персонала фирмы (различные конференции продавцов, подарки и т.д.).

Предпринимателю необходимо помнить, что в стимулировании должны быть свои ограничения.

Важным элементом маркетинга является реклама, предназначенная для информирования покупателей, привлечения их внимания к данному товару; его индивидуализация путем подчеркивания какой-либо свойственной только ему отличительной черты.8

Раздел 6. План производства.

Данный план необходим в тех бизнес-проектах, которые предусматривают организацию производства новых конкурентоспособных товаров. Для российских предпринимателей составление плана производства является самым сложным видом не только планово-экономической, но и организационно-управленческой деятельности. Низкая платежеспособность многих предприятий, нестабильность рыночных связей, ненадежность заказчиков и поставщиком говорят о необходимости тщательной разработки такого плана.

Главная задача раздела – показать своим потенциальным партнерам, что фирма будет в состоянии реально производить потребное количество товаров в нужные сроки и с требуемым качеством. Иными словами, предпринимателю здесь необходимо доказать, что он действительно может организовать эффективное производство.

Для вновь создаваемых фирм в бизнес-плане целесообразно дать информацию об их местоположении. Это особенно важно для фирм, создающих большую нагрузку на окружающую среду, и для мелких фирм торговли, сервиса и общественного питания.

В итоге данный раздел бизнес-плана должен отвечать на следующие вопросы: где будет изготавливаться продукция и какие для этого потребуются производственные мощности; где, у кого, на каких условиях будет закупаться сырье и материалы; предполагается ли какая-нибудь кооперация производства; какое предполагается лимитирование объемов производства; какое оборудование потребуется; где и как его приобрести?

Раздел 7. Организационный план.

Одним из важнейших моментов, который надо достаточно подробно осветить, является организационная схема фирмы, из которой должно быть четко видно: кто и чем будет заниматься, как все службы будут взаимодействовать между собой и как намечается координировать и контролировать их деятельность.

Поскольку из-за организационной неразберихи нередко терпят крах даже самые многообещающие проекты, такого рода информация так же будет интересовать инвесторов и банкиров.

Не менее важным для работы фирмы является разработка системы подбора, расстановки и использования кадров.

С момента приема на работу первого сотрудника фирмы начинают складываться негласные «правила» найма. Отправной точкой при этом должны быть квалифицированные требования, т.е. предприниматель должен определить, какие именно специалисты (какого профиля, с каким образованием и каким опытом) и с какой заработной платой ему понадобятся для успешного ведения дела.9 Поэтому предпринимателю уже на начальном этапе создания фирмы необходимо разработать квалификационные требования к кадрам, а так же всю документацию, регламентирующую процессы найма, использования и увольнения. В некоторых случаях требуется разработать систему дополнительной подготовки и переподготовки сотрудников.

Необходимо так же определить структуру фирмы, которая способствовала бы сотрудничеству работников и достижению цели при минимальных издержках, а так же создание условий для производства высококачественной продукции, разработке, освоению и поставке на рынок выпускаемой продукции.

Таким образом, данный раздел бизнес-плана должен осветить такие моменты как система управления фирмой и ее кадровая политика. Далее можно перейти к следующему разделу бизнес-плана «Правовое обеспечение деятельности фирмы».

Раздел 8. Правовое обеспечение деятельности фирмы

Этот раздел особенно важен для новых фирм. Особое внимание предприниматель должен обратить на правовое обоснование той фирмы, в которой он предполагает вести дела.

Практически речь идет о форме собственности и правовом статусе фирмы: частное владение, кооператив, государственное владение, открытая или закрытая акционерная компания, совместное предприятии и т.д., а так же их регистрация, ответственность, порядок ликвидации, реорганизации, права и обязанности их участников и т.п. 10

Каждая из этих форм собственности имеет свои плюсы и минусы, которые тоже могут повлиять на успех реализации данного бизнес-проекта и потому небезынтересны для инвесторов и партнеров.

Конкретное наполнение этого раздела, конечно, зависит от выбранной формы организации фирмы. Одно дело, если речь идет о государственном предприятии и надо разъяснить систему его подчиненности и границы вмешательства государства в хозяйственную деятельность предпринимателя, и другое – если предприниматель собирается создавать акционерное общество и надо определить будущее распределение акционерного капитала между возможными акционерами.

Но главное – предприниматель должен обосновать причины выбора той или иной формы собственности и организации дела, наметить возможные перспективы изменения этих форм и объяснить, почему он считает такую стратегию наилучшей.

Помимо обоснования формы собственности в разделе должны быть представлены все законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность фирмы.

Раздел 9. Оценка риска и страхование.

Задача данного раздела – рассказать будущим инвесторам или кредиторам фирмы о возможных рисках на пути реализации проекта и основных методах защиты от их влияния.

В целом вопросы, связанные с рисками, их оценками, прогнозированием и управлением ими являются весьма важными, так как инвесторы (кредиторы) фирмы хотят знать с какими проблемами может столкнуться фирма и как предприниматель предполагает выйти из сложившейся ситуации.

Глубина анализа рискованности дела зависит от конкретного вида деятельности предпринимателя и величины проекта.

Для крупных проектов необходим тщательный просчет рисков с использованием специального математического аппарата теории вероятностей. Для более простых проектов достаточен анализ риска с помощью экспертных оценок.

По договору страхования предполагаемого риска может быть застрахован предполагаемый риск только самого страхования и только в его пользу.11

Ассортимент рисков весьма широк, а вероятность каждого типа риска различна, так же как и сумма убытков, которые они могут вызвать. Поэтому от предпринимателя требуется хотя бы ориентировочно оценить то, какие риски для него наиболее вероятны и во что они могут обойтись фирме.

Для этого необходимо сделать следующее:

  1. Выявить полный перечень возможных рисков.

  2. Определить вероятность возникновения каждого.

  3. Оценить ожидаемый размер убытков и их возникновения.

  4. Проранжировать их по вероятности возникновения.

  5. Установить приемлемый уровень риска и отбросить все риски, вероятность возникновения которых ниже данного уровня. Однако, если ущерб, возникающий при появлении риска, велик, то его целесообразно оставить в перечне, даже если вероятность его и мала.

После анализа возможных рисков и выявления среди них наиболее существенных предпринимателю необходимо определить для каждого из них организационные меры по его профилактике и нейтрализации.

Что касается страхования, то здесь следует отметить, что в нашей стране система страхования развита крайне слабо. Если в ближайшие годы у нас сумеют создать современную систему коммерческого страхования, то тогда в бизнес-планах можно просто будет указывать, какие типы страховых полисов, на какие суммы и в каких страховых компаниях планируется приобрести.

Рассмотрев вышеперечисленные вопросы раздела, можно перейти к следующему, наиболее важному разделу бизнес-плана «Финансовый план».

Раздел 10. Финансовый план.

Настоящий раздел рассматривает вопросы финансового обеспечения деятельности фирмы и наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств на основе оценки текущей финансовой информации и прогноза объектов реализации товаров на рынках в последующие периоды.

В целом финансовый план является заключительным разделом бизнес-плана. Как и любой финансовый план, он включает три плановых документа: план доходов и расходов, прогноз движения наличности и баланс предприятия. Финансовый план представляет особую ценность для потенциальных инвесторов, так как в нем обосновывается потребность нового предприятия в необходимых инвестициях, и на этом основании можно судить о том, насколько предлагаемый бизнес проект вообще приемлем как с экономической, так и с инвестиционной позиции.

Итак, рассмотрим основные моменты, которые предусматривает финансовый план.

Во-первых, это прогноз объемов продаж, который должен дать представление о той доле рынка, которую фирма предполагает завоевать своей продукцией. Обычно этот прогноз составляется на три года вперед. Причем для первого года данные предлагаются помесячно, для второго года – поквартально, а для третьего года – приводятся общие суммы продаж за год.

Во-вторых, это баланс денежных доходов и расходов, который позволяет оценить, сколько денег надо вложить в проект, причем в разбивке по времени. Главная задача этого баланса – проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а, следовательно, проверить будущую ликвидность фирмы при реализации проект.

В-третьих, баланс доходов и затрат призван показать как будет формироваться и изменяться прибыль фирмы по тем же временным интервалам.

В-четвертых, это сводный баланс активов и пассивов. В его активной части на определенную дату показывается состав и размещение средств предприятия. В пассиве отражаются источники образования тех средств, состав и величина которых показана в активе. Основой для составления баланса являются бухгалтерские записи финансовых операций. Данные баланса используются для оценки финансового положения фирмы, выявления собственных оборотных средств, поверки состояния банковских ссуд, объектов кредитования.

Показатели платежеспособности фирмы дают представление о платежеспособности покрыть свои обязательства. Они являются полезным инструментом в принятии решений и по ним можно судить о возможности выполнения плана. Анализ такого баланса фирмы позволяет определить банку и инвесторам ее обеспеченность кредитом, а акционерам надежность их вкладов.

В-пятых, заключительным разделом является разработка графика достижения безубыточности, изображенной на рисунке 8.12

1 – график объема продаж в тыс. шт.

2 – график постоянных издержек

3 – переменные издержки

4 – точка безубыточности (находится на пересечении графика объема продаж и переменных издержек)

5 – зона прибыльности

Этот график представляет собой схему, которая показывает влияние на прибыль объема производства, продажной цены и издержек. С помощью такого графика можно найти точку безубыточности, то есть объем производства, при котором кривая, показывающая изменение выручки от реализации, при заданном уровне цен, пересекается с кривой, показывающей изменение издержек.

При необходимости к десятому разделу бизнес плана можно присоединить приложения, например, по оценки эффективности инвестиций.

Главным образом здесь содержаться лишь источники собственных и заемных средств и финансовые результаты от производственно-сбытовой деятельности, а так же движение денежных средств, бюджетный эффект от реализации проекта и расчет окупаемости.

Раздел 11. Стратегия финансирования.

В этом разделе необходимо изложить план создания новой фирмы или расширение уже функционирующей.

При изложении данного раздела предпринимателю необходимо дать обоснованные ответы на следующие вопросы: сколько нужно средств для реализации предлагаемого проекта; где можно получить необходимые средства и в какой форме; куда можно ожидать возврата вложенных средств и получения инвесторами дохода; какова величина этого дохода?

В условиях рынка значительно усложняется методика и технология внутрифирменного планирования, обусловленные зависимостью объемов выпуска товара от рыночного спроса, ростом требований к качеству продукции, расширением номенклатуры производимых товаров, обновлением и улучшением выпускаемой продукции, развитием новых рыночных отношений между предприятиями и потребителями и иными внешними и внутренними факторами.13

Перед составлением официального бизнес-плана необходимо убедиться в перспективности бизнес идеи.

Схема компьютерной проверки эффективности бизнес-плана изображена на рис.9.14

Рис.9. Схема компьютерной проверки эффективности бизнес-плана

Применение компьютерных программ облегчает работу менеджерам и экономистам, так как позволяет практически мгновенно получить расчеты: прибылей и убытков, финансовых результатов сроков окупаемости и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что структура бизнес-плана достаточно сложная и включает в себя 11 разделов: резюме, виды товаров, рынки сбыта, конкуренция на них, план маркетинга, организационный план, производственный план, правовое обеспечение фирмы, риски и страхование, финансовый план, стратегия финансирования. Каждый из них имеет свои задачи и особенности, что дает предпринимателю четкие ориентиры на период действия проекта.

Разделы бизнес-плана в совокупности рассматривают все необходимые вопросы и проблемы деятельности предпринимателя: от описания своей фирмы и продукции до сложных финансовых расчетов эффективности его дела.

Подводя итог второй главы можно сделать следующие выводы.

Сегодня бизнес-планирование является одним из перспективных видов планирования среднесрочного характера. Оно включает в себя выбор и обоснование вида деятельности, выявление наиболее реально осуществимых проектов, экономическую оценку затрат и результатов, разработку бизнес-плана и т.д.

Реализуя данный вид планирования в российских специфических условиях, предприниматель сталкивается со множеством проблем – от экономико-политической нестабильности в стране до скупости методологических вопросов в бизнес-планировании. Данные трудности непосредственно отражаются на качестве бизнес-проектов и порождают составление «липовых» бизнес-планов. И предприниматель должен уметь ориентироваться в этих вопросах.

Выделяя бизнес-планирование как особый вид внутрифирменного планирования, можно говорить о его цели и задачах. Главная его цель – спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов и прибыли. Через различные функции бизнес-плана определяется его основное назначение. Правильно составленный бизнес-план показывает перспективу развития фирмы и в итоге отвечает на главный вопрос предпринимателя: стоит ли вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы. Более конкретно задачи бизнес-план реализуются через его содержание.

Бизнес-план состоит из 11 разделов, каждый из которых несет свои особенности и назначение. Именно бизнес-план в итоге показывает выгодность и перспективность идеи предпринимателя, что в сою очередь подкрепляется множеством экономических расчетов. Главным из разделов бизнес-плана является финансовый план, который содержит информацию об эффективном распределении денежных средств и планируемой прибыли, что является главным для инвесторов и кредиторов.

Большую роль в получении результатов расчетов играют компьютерные технологии, которые облегчают работу экономистов-менеджеров. С помощью компьютера практически мгновенно можно получить показатели прибыльности, сроки окупаемости, чистый доход от проекта.

Идеальный, цивилизованный бизнес должен быть интеллектуальным по содержанию, базирующимся на приоритетных разработках и новых прогрессивных технологиях, и меть высокие гуманные устремления и гармонически сочетать интересы общества и предпринимателей.15

В качестве управления предприятием ООО «Стройкомплект» была выбрана такая организационно-правовая структура как Общество с Ограниченной Ответственностью, уставной капитал данного предприятия разделен на доли, определенные учредительными документами. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Организационная структура ООО «Стройкомплект» построена по линейно-функциональному типу.Предприятие возглавляет директор, который организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояния и деятельность перед государством и трудовым коллективом. Директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством, принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия.Основными учредителями являются: директор, финансовый директор, управляющий службой маркетинга и управляющий производством и управляющий по вопросам сбыта. Доля в уставном капитале между учредителями распределяется следующим образом (см. табл.2).

Таблица 2

Распределение доли в уставном капитале ООО«Стройкомплект»

Учредитель

Доля в уставном капитале

Сумма в уставном капитале

Лемешенко О.А.

40%

440000

Салопонова А.Н.

15%

165000

Инживаткина Д.П.

15%

165000

Ерошенко Е.В.

15%

165000

Жданов Ю.В.

15%

165000

Итого:

100%

1100000

Источник: составлено автором

Подбор сотрудников для работы в ООО «Стройкомплект» будет осуществляться путем их отбора из некоторого числа претендентов. Сотрудники должны обладать качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией. Отбор будет осуществляться самыми распространенными методами – собеседованием и тестами.

Строительное предприятие ООО «Стройкомплект» планирует строительство коттеджей и отделка квартир. Предполагается, что для начала строительства необходимо заключить договор с заказчиком и ряд других документов. Заказчику предоставляется иллюстрированный каталог с планировками уже имеющихся построенных предприятием коттеджей, либо каждый заказчик предлагает свой вариант планировки и обсуждает его с архитектором.

В связи с высокой конкуренцией на рынке строительных услуг и целями организации, производимые работы будут характеризоваться высоким качеством и своевременностью, что обеспечит завоевание рынка в долгосрочном периоде.

Перечень услуг представляемых заказчикам:

-строительство коттеджей;

-фасадные работы;

-кровельные работы;

-отделочные работы;

-строительство ограждений и др.

Строительные работы и сдача объекта заказчику производится в соответствии с условиями договора.

Приобретение загородной недвижимости в г. Иваново и области становится все более популярным. В последние два года (2012-2013гг.) Иваново испытывает значительный рост индивидуального домостроения. Так, если в 2009–2010 годах регистрировалось до 30 тысяч кв. метров индивидуального жилья в год, то в 2012-м эта цифра составила 207 тысяч, а в 2013-м — 215 тысяч. Также в 2013 году банки стали практиковать кредитование покупки загородной недвижимости.

Возросший спрос на коттеджи обусловлен более низкой стоимостью за 1 кв. м по сравнению с жильем в многоквартирных домах. По данным Аналитического центра компании «Аналитик» средняя стоимость квадратного метра составляет 30-42 тыс. рублей в зависимости от расположения. Это ниже средней цены квадратного метра жилья в многоквартирных домах, которая в марте 2010 года составила 48,5 тыс. рублей за квадратный метр. Тем не менее, учитывая большую площадь коттеджей и их высокую полную стоимость, они относятся к элитному жилью.

Основные районы строительства загородного жилья в г. Иваново и области: Окраина г. Иваново (21 % от общего количества коттеджей), Центр г. Иваново (36 % от общего количества коттеджей), г.Кохма (9 %), Ивановская область (33 %). Тем не менее, на рынке также существует целый ряд сдерживающих его развития барьеров, из которых можно выделить следующие:

1.Земельный рынок. Необходимо отметить, что только часть участков, находящихся в собственности у крупных землевладельцев, в настоящее время активно осваивается. Основной же объем земель ждет, когда его стоимость будет максимальной. Тем не менее, если налог на землю будет рассчитываться исходя из ее рыночной стоимости, то это стимулирует землевладельцев к освоению либо продаже участков.

2.В качестве еще одного сдерживающего барьера развития земельного рынка можно выделить несовершенство существующего законодательства, а именно высокую степень вмешательства государства (налоги, резервирование земель).

Спрос на жилье в Ивановской области растет, соответственно, растет спрос и на отделочные работы.

На рынке города Иваново работают три крупных застройщика высотных зданий. Предоставляющие объекты под отделку и нанимающие фирмы, занимающиеся отделочными работами в качестве субподрядчиков. В качестве такой фирмы-субподрядчика и будет выступать ООО «Стройкомплект. Строительство элитных квартир и коттеджей ведут следующие организации:

-«Домостроительная компания»;

- «Фудмастер-консалтинг»;

-«Строймастер»;

-«Байт».

Из них Наибольшую долю в строительстве занимают проекты последних трех компаний, с которыми и будет первоначально конкурировать новая организация ООО «Стройкомплект».

Интерес заказчиков к услугам ООО «Стройкомплект»,фирма рассчитывает привлечь за счет:

-активной рекламы в местных средствах массовой информации, установкой рекламных щитов, выпуск календарей, создания своего индивидуального логотипа и сайта;

-высокого качества строительства, за счет приобретения качественных материалов, постоянного контроля;

-предоставлением ряда скидок населению;

Например, при заказе отделочных работ помещений площадью более 100 кв. м. будет предоставляться скидка – 3%, более 200 кв. м. - 5%, более 500 кв. м. – 10%.

В комплекс мероприятий ООО «Стройкомплект» по маркетингу также входят изучение покупателей элитных квартир и коттеджей и их поведение на рынке. Для этого будут регулярно проводиться опросы (анкетирование) потенциальных клиентов в различных салонах, VIP- клубах и других заведениях. Опрос будет также размещаться и на Web-сайте.

Оценка производимых отделочных работ и строительства будет осуществляться с помощью постоянного контроля качества работ.

Основной задачей ценовой политики является установление цен на продукцию.

Примерные цены на строительство коттеджей и отделку помещений конкурентов представлены в таблице 3. Цены даны без учета стоимости земли и материалов.

Таблица 3

Средние цены на строительства коттеджей и отделку за 1м2

Услуги

Наименование организаций фирм конкурентов

ООО «Строй комплект»

«Фудмастер-консалтинг»

«Строймастер»

«Байт»

Цена на строительство коттеджей м2

38000

41000

44000

23500

Ремонт и отделка помещений м2

3500

3500

4000

3500

Источник: составлено автором

Проанализировав цены конкурентов, ООО «Стройкомплект» установило цены ниже конкурирующих фирм для привлечения клиентов. В дальнейшем планируется этот уровень цен сохранить. Низкие цены будут обеспечиваться за счет закупки материалов непосредственно у производителей или у очень крупных оптовых компаний.

Помещение проектируемой фирмы будетнаходится в собственности фирмы на правах аренды, а непосредственное осуществление застройки производится на предоставленном заказчиком земельном участке. Закупка материалов будет производиться за счет средств заказчика. Вся строительная техника и инструменты, необходимые для организации производственного процесса будут приобретены за наличный расчет в специализированных магазинах. Перечень основных средств, необходимых для реализации бизнес-проекта представлен в таблице 4.

Таблица 4

Основные средства ООО «Стройкомплект»

Перечень техники и инструментов, приобретенных за наличные

Оборудование

Количество

Цена

Стоимость

Сварочный аппарат

4

10000

40000

Бетономешалка

2

150000

300000

Дрель

4

600

2500

Перфоратор

3

2000

6000

Болгарка

4

800

3000

Компрессор

2

15000

30000

Хозяйственный инвентарь (для внутренних работ)

300

500

15000

Итого

   

396500

Источник: составлено автором

Для осуществления строительной деятельности наше предприятие выбрало в качестве поставщиков заводы-изготовители, откуда поставки сырья будут производиться крупным оптом, с возможной доставкой (таблица 5). Также необходимые строительные материалы будут приобретаться в сетях розничной торговли за наличный расчет.

Таблица 5

Перечень необходимых материалов и предприятий-производителей

Материалы

Поставщики

Цены

Бетон, B 7.5 П2 (М100 ок5-9)м3

ЖБИ-4

2985 руб/куб.м

Перекрытия, ПК30.10-8 т т

ЖБИ-4

5070 руб/т

Плиты ПК30.6-8,т

ЖБИ-4

4280 руб/т

Пенобетон, куб. м

ОАО «Главновосибирскстрой»

3100 руб/м3

Оконные рамы: Пластиковые

Деревянные

«Новолит»

«Бердские окна»

5500 кв.м

3500 кв.м

Радиаторы (6 секций)

«СантехПлюс»

2263 руб

Трубы из ПВХ

«СантехПлюс»

5,7 руб/ п.м ;

Кровельные материалы: шифер, толь, черепица

«Искитимкий шиферный завод»

140 руб/лист

Гвозди, болты, саморезы

ООО «АрСибТрубопровод»

50руб/кг

Двери

«Сибирские двери»

3500 кв.м

Шпаклевка, краски, лаки

«Диола»

70 руб/кг

Битум,тн

ООО «СибирьКомплектСнаб»

7300 руб/тн

Изовер, сайдинг ФП-01,м3

ООО «ЕвроСфера»

320 руб/м3

Источник: составлено автором

Для выполнения работ по строительству наружных самотечных сетей канализации, земляных и свайных работ, установки фундамента и основных конструкций фирма будет привлекать дополнительную технику и рабочих других организаций. Расчет стоимости таких работ будет приведен ниже.

Расчеты затрат представлены в таблице 6.

Таблица 6

Расчет затрат на оборудование офисного помещения

Затраты

Кол-во

Цена

Сумма

1

2

3

4

Автомобиль «ГАЗель»

1

250000

250000

Офисная мебель

Стол СП-4Э

5

1600

8000

Стул Персона-3

10

400

4000

Шкаф для бумаг

2

2300

4600

Итого

16600

Оргтехника

Компьютер Samsung R20

3

20400

61200

Принтер монохромный XeroxPhaser 2312

2

3020

6040

Телефон Panasonic

4

520

2080

Телефон-факс

1

1000

1000

Итого

70320

Спецодежда

Спецодежда

120

800

96000

Противопожарные мероприятия

Огнетушитель ОП-2

2

280

560

Пожарный напорный рукав ГР-50

1

750

750

Ствол РФ-50

1

130

130

Итого

1440

Прочие расходы

Канцелярские товары

   

847

Хоз нужды

   

1000

Горючее топливо

   

3990

Затраты на телефонную связь

   

2460

Почтовая связь

   

540

Источник: составлено автором

Найдем сначала годовую и месячную норму амортизации. Амортизация начисляется на имущество, срок полезного использования которого превышает 1 год, стоимость которого более 10 000 рублей. Годовая норма амортизации рассчитывается как 100%/Т, где Т – срок полезного использования объекта.

Согласно постановлению Правительства РФ от 1 января 2002 года №1 «О классификации основных средств, включаемых в основные группы» срок полезного использования:

-мебели: от 5 лет до 7 лет включительно (примем 7 лет);

-оргтехника: от 3 до 5 лет включительно (примем 5 лет);

-легковой автомобиль: от 3 до 5 лет включительно (примем 5 лет);

-сертификат: 5 лет.

-оборудование для строительства: от 7 до 10 лет включительно (примем 10 лет).

Годовая норма амортизации равна:

-мебели: 100%/7 = 14,29%;

-оргтехника:100%/5 = 20%;

-спецодежда: 100%/1 = 100%;

-оборудование: 100%/10 = 10%;

Месячная норма амортизации рассчитывается как отношение годовой нормы амортизации к 12 [21], например, месячная норма амортизации для мебели:

14,29/12 = 1,19%.

Аналогично рассчитывается месячная норма амортизации для остального имущества.

Расчет амортизационных отчислений представлен в таблице 7.

Таблица 7

Расчет амортизационных отчислений ООО «Стройкомплект»

Основные средства

Срок полезного использования, лет

Норма амортизации в месяц, %

Первоначальная стоимость основных средств и МБП

Годовая амортизация 2009 г

2010 г

2011 г

Произв. Оборудование

10

0,84

396500

36637

39967

39967

Оргтехника

5

1,67

70320

11743

14092

14092

Мебель

7

1,19

16600

1975

2371

2371

Спецодежда

1

8,34

96000

96000

-

-

Противопожарное оборудование

1

8,34

1440

1440

-

-

ИТОГО:

-

 

580860

147075

56430

56430

Источник: составлено автором

Амортизация начисляется со следующего месяца с момента приобретения средств. Так если производственное оборудование закуплено в январе, то амортизация будет начисляться с февраля месяца; если офисная мебель приобретена в феврале, то амортизация начисляется с марта месяца.

Все помещения, необходимые для деятельности ООО «Стройкомплект планирует взять в аренду.

В договор аренды войдут все коммунальные услуги (отопление, водоснабжение, канализация, вывоз производственных отходов), кроме электроэнергии и телефонной связи. Арендная плата представлена в таблице 8.

Таблица 8

Арендная плата за здания в среднем в месяц

Наименование объекта

Количество, кв.м

Цена, руб/кв.м

Сумма, руб за 1 месяц

Аренда офиса

30

500

15000

Аренда гаража

20

150

3000

Аренда склада

20

350

7000

Итого

70

 

25000

Источник: составлено автором

В соответствии с производственно-коммерческой стратегией, предприятием предусмотрено разделение всего инвестиционного периода на 12 месяцев.

Календарный график проекта представлен в таблице 9.

Примерный план строительства коттеджей и отделки помещений на 3 года, предоставлен в таблице 9.

Таблица 9

Примерный план строительства коттеджей и отделки помещений

Показатели

Единица

1 год

2 год

3 год

Всего

по кварталам

Всего

по кварталам

Всего

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

 

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

 

Отделка и строительство

кв.м

3975

375

750

1350

1500

6000

1500

1500

1500

1500

10500

Источник: составлено автором

Первый квартал - предпроизводственный - планируется ремонт помещения, закупка и установка оборудования, заключение договоров с проверяющими инстанциями, сертификация производства, заключение договоров с поставщиками сырья, закупка первоначального сырья, выход на 25% мощности.

Второй квартал – производственный – загрузка производственных мощностей на 50%, расширение рынка.

Третий квартал - производственный – загрузка производственных мощностей на 75%, освоение новых рынков, закрепление позиций на рынке, поставка сырья, расчеты с поставщиками.

Четвертый квартал – производственный – при 100% загрузке мощностей и освоенных сегментах рынка предусмотрено накопление денежных средств и выходу на уровень самоокупаемости собственных инвестиций в данный проект.

Объем реализации продукции предприятия по данному инвестиционному проекту прогнозируется исходя из производительности технологического оборудования, емкости выбранных сегментов рынка, а также установившихся средних рыночных цен на аналогичную продукцию.

Главная задача - показать своим потенциальным партнёрам, что предприятие будет в состоянии реально производить потребное количество строящихся объектов в нужные сроки и с необходимым качеством. Иными словами Нам необходимо доказать, что наше предприятие способно организовать эффективное производство.

В первый год планируется сдать в эксплуатацию 3975 кв. м жилья

Во второй и третий год планируется увеличить количество площадей до 6000 кв. м и 10500 кв. м соответственно.

Для работы на предприятии понадобятся квалифицированные кадры, которые будут создавать необходимую репутацию фирмы на рынке, способствуя привлечению клиентов благодаря безупречному обслуживанию и послепродажному сервису качественной продукции. Все специалисты будут отбираться тщательным образом. Им будет предоставлена работа на выгодных условиях..

Штатное расписание предприятия представлено в таблице 1 приложения.

Для управленческого персонала и служащих за основную оплату труда принят оклад.

Расчет заработной платы рабочих производят исходя из норм времени и часовой ставки. Нормы времени и часовые ставки установлены в сметных нормах (ГЭСН).

Стоимость строительных работ определяется по себестоимости за 1кв.м. застройки и включает в себя переменные и постоянные расходы. Переменные расходы включают в себя затраты непосредственно на строительство и отделку, а так же заработную плату рабочих. Расчет прямых (переменных расходов) производится согласно наименованию работ согласно Федеральным Единичным расценкам.Сведем данный расчет в таблице 2 Приложения, объединим в группы: земляные работы, установка фундамента, основная работа (установка основной конструкции) и отделочные работы.

Далее представим расчет полной себестоимости в таблице 3 Приложения.

Сумма постоянных и переменных издержек составляет полную себестоимость услуг.

Полная себестоимость 1 кв. м без учета материалов составляет: 7710485 руб./375 кв. м=20561 руб./кв. м

Производственная программа и цена реализации представлена в таблице 13

Таблица 13

Производственная программа ООО «Стройкомплект»

Показатели

Единица

1 год

1 год

3 год

Всего

по кварталам

Всего

по кварталам

Всего

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

 

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

 

Объем производства в натуральном выражении

кв.м

3975

375

750

1350

1500

6000

1500

1500

1500

1500

10500

Цена реализации

руб

23500

23500

23500

23500

23500

25000

25000

25000

25000

25000

30000

Выручка от реализации, в том числе

руб

93412500

8812500

17625000

31725000

35250000

150000000

37500000

37500000

37500000

37500000

315000000

НДС

руб

14249364

1344280

2688559

4839406,8

5377119

22881356

5720339

5720339

5720339

5720339

48050847

Источник: составлено автором

Выручка от реализации = Объем производства в натуральном выражении Ч Цена реализации.

Цена реализации находится умножением себестоимости на процент рентабельности.

Установим уровень рентабельности в пределах 14,2%. Тогда цена равна: 20561+14,2%=23500 рублей

НДС составляет 18% от общей суммы выручки.

Общие затраты для начала реализации проекта отражены в таблице 15

Таблица 15

Общие затраты для начала реализации проекта

Наименование затрат

Сумма

Оформление регистрационных и разрешительных документов

143782

Оформление лицензий

75000

Офисное оборудование и мебель

86920

Приобретение противопожарного оборудования

1440

Приобретение спецодежды

96000

Аренда складских помещений

7000

Аренда офисного помещения

15000

Аренда гаража

22000

Покупка автомобиля (б/у)

250000

Приобретение оборудования (из табл.3)

396500

Переменные издержки (из табл.12)

6006358

Итого

7100000

Источник: составлено автором

Объем финансирования проекта составляет 7100000 рублей.

Из них 1100000 руб. – собственные средства (уставный капитал) и 6000000 руб. – заемные средства (кредит «Инвестторгбанк»). Кредит будет выдан на срок 36 месяцев под 12% годовых (1% в месяц)

Расчет возврата кредита представлен в таблице 4 Приложения. Так как данный бизнес-план составляется на три года, то и расчет кредита проведем также на три года.

Ниже представлен расчет финансовых результатов реализации.

Финансовые результаты реализации (план по прибыли) показывают распределение выручки, полученной от продажи продукции и объем чистой прибыли. Расчеты предоставлены в таблице 5 Приложения.

Оценивая отчет о прибылях и убытках, можно выделить, что ООО ««Стройкомплект» получит прибыль только во втором квартале. В 2014 году чистая прибыль составляет 4335513 руб., в 2015 году – 18462010 руб., в 2016 году – 91879869 руб. Итого за 3 года чистая прибыль составляет 114677391 руб.

Для расчета экономической эффективности инвестиций необходим план денежных поступлений и выплат. Такой план представлен в таблице 6

Согласно расчетам ООО «Стройкомплект» достигнет безубыточности уже в 1 квартале первого года.

Проведем оценку эффективности данного инвестиционного проекта.

Рассчитаем чистый дисконтированный доход (ЧДД), индекс доходности (ИД), внутреннюю норму рентабельности (ВНР) и период окупаемости проекта.

ЧДД рассчитывается по следующей формуле:

Делением на (1+r)t-1 – мы приводим разновременные платежи к одному моменту времени в настоящем.

Определим ставку дисконтирования, использую кумулятивный способ: данный метод включает в себя сумму инфляции, коммерческого риска, связанного с проблемами реализации продукции, финансового риска, связанного с проблемами в финансировании проекта, организационного риска, связанного с невозможностью команды реализовать проект, норма прибыли для инвестора.

Уровень инфляции в 2014 году - 8%, норма прибыли для инвестора определим в 3%, коммерческий риск оценим в 3%, финансовый риск в 2% и организационный риск в 1%. Итого ставка дисконтирования равна: 8+3+3+2+1= 17%.

Денежный поток по производственной деятельности Предоставлен в таблице 19.

Таблица 19

Денежный поток по производственной деятельности

Годы

Денежный поток по производственной деятельности

2014

20756053

2015

43827269

2016

140374342

Источник: составлено автором

Общая сумма инвестиций равна: 7100000

Рассчитаем ЧДД:

-7100000+20756053/(1+17/100)1-1+43827269/(1+17/100)2-1+140374342/ (1+17/100)3-1 =-7100000+20756053+51277904+102537868,5=167471825,5 руб.

Так как ЧДД>0 проект можно рекомендовать к принятию для исполнения.

Индекс доходности показывает, сколько денежных средств получит инвестор на 1 вложенный в проект рубль. Формула для расчета ИД имеет вид:

((20756053/(1+17/100)1-1+43827269/(1+17/100)2-1+140374342/(1+17/100)3-1)/7100000=(20756053+51277904+102537868,5)/7100000=24,58

Так как ИД>1, проект эффективен, т.е. прибылен.

Внутренняя норма рентабельности показывает, сколько должен стоить капитал, чтобы ЧДД проекта был равен 0, при условии, что проект финансируется полностью за счет этого капитала.

ЧДД=-7100000+20756053/(1+ВНР/100)1-1+43827269/

(1+ВНР/100)2-1+140374342/(1+ВНР/100)3-1=0 руб.

С помощью подбора удалось найти значение ВНР: 7,4%, т.е. если бы проект финансировался только за счет заемных средств, то при стоимости капитала в 7,4% ЧДД за три года реализации проекта был бы равен 0 руб.

Период окупаемости проекта – это продолжительность реализации проекта, при котором сумма чистой прибыли и амортизации станет больше или равна инвестиционным издержкам.

Период окупаемости – это срок, необходимый для возмещения исходных инвестиций за счет доходов от проекта, под которыми подразумевается сумма чистой прибыли.

Ток = – I + Σ (Пчистi + Аi), (5)

где, I – инвестиции, руб.;

Пчист i – чистая прибыль в i-ом году, руб.;

Аi – амортизационные отчисления основных средств в i-ом году, руб.

В данный проект затрачено 6070700 руб.

Для расчета срока окупаемости подсчитаем сумму Σ (Пчист i + Аi). Расчеты предоставлены в таблице 20.

Таблица 20

Данные для расчета срока окупаемости

Показатели,

2009

2010

2011

Прибыль

5835513

20462010

92079869

Амортизация

147075

56429,6

56429,6

Сумма прибыли и амортизации

5982588

20518438,6

92136298,6

Сумма накопленной чистой прибыли и амортизации Σ(Пчист i + Аi)

5982588

26501026,6

118637325,2

Источник: составлено автором

Срок окупаемости проекта наступит, когда чистый доход Σ(Пчист i + Аi) станет больше затраченных на него инвестиций. Этот момент наступит в 2010 году, когда – I + Σ(Пчист i + Аi) = – 7100000 + 26501026,6 = 19401026,6 руб.

Ток = 1+((7100000-5982588))/ 20518438,6 = 1,05

Период окупаемости 1 год и 2 дня.

Таким образом, приведенные результаты финансово-экономической оценки данного инвестиционного проекта свидетельствуют о высокой степени его привлекательности с точки зрения потенциальных инвесторов и целесообразности развития в данном городе. Однако его эффективность можно и повысить за счет привлечения дополнительных инвесторов, чтобы выдержать жесткую конкуренцию на строительном рынке г. Иваново и области.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: «Проспект»,2010. - 416с.

  2. Российский статистический ежегодник: Стат. сб./Госкомстат России. – М., 2013. – 642с.

  3. Россия в цифрах: крат.стат. сб./Госкомстат России. – М., 2012. – 396с.

  4. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 248с.

  5. Бизнес-план: методические материалы/Р.Г. Маниловский, Л.С. Юлкина, Н.А. Колесникова и др. – 3-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2012.- 256с.

  6. Бизнес-планирование: Учебник для вузов по экон. спец./ В.М. Попов, С.И. Ляпунов, С.Ю. Муртузалива и др.: Под общ. Ред. В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 672с.

  7. Большаков В. Россия – мост между Европой и Азией// Российская газета. – 2013. – 12 мая. – с.3.

  8. Буров В.П., Морошкин О.К., Новиков О.К. Бизнес-план. Методика составления. Реальный пример. – М.: «Технический прогресс», 2013. – 88с.

  9. Бухалков Н.А. Внутрифирменное планирование: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2012. – 392с.

  10. Васильчук Е.С., Н.А. Рухманова. Бизнес-планирование и оценка рисков в предпринимательской деятельности: Учебное пособие. ИГУ, 2011 – 124с.

  11. Васильчук Е.С. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие. ИГУ, 2011. – 251с.

  12. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. – М.: Издательство «Финпресс», 2012. – 656с.

  13. Даринский А.В. Экономическая подготовка школьников // педагогика. – 2013. - №3 – с.16-17.

  14. Девид Г. Бенгд. Руководство по составлению бизнес-плана. Серия «Маркетинг и менеджмент в России и зарубежом»/пер. с англ. Под ред. и с предисловием Макаревича Л.М. – М.: Изд-во «Финпресс», 2011. – 256с.

  15. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебник/А.И. Ильин - Мн.: Новое знание, 2013 – 635с.

  16. Коссов В.В. Бизнес-план: обоснование решений: Учеб.пособие/В.В. Коссов: Высшая школа экономики. – М.:ГУВШЭ, 2013. – 272с.

  17. Краткий экономический словарь/ Под ред. А.Н. Азрилияна. –М.: Институт новой экономики. 2011. – 1088с.

  18. Липсиц И.В. Введение в экономику и бизнес: Учебник. - М.: Издательство «Вита-Пресс», 2012. – 149с.

  19. Маркетинг: Учебник/А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др.; Под ред. А.Н. А.Н. Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011.– 580с.

  20. Пивоваров К.В. Бизнес-планирование: Учеб.-метод. Пособие. – М.: Маркетинг, 2010. 164с.

  21. Поляков В.А., Сасова И.А. Экономическая подготовка школьников //Школа и производство. – 2013. - №6.-с.122.

Приложения

Таблица 1

Штатное расписание ООО «Стройкомплект»

Наименование

Количество, чел

Средняя заработная плата в месяц, руб

Сумма, руб

Директор

1

32000

32000

Совет директоров

4

28000

112000

Главный бухгалтер

1

23000

23000

Бухгалтер

2

16000

32000

Кассир

1

13000

13000

Отдел техники безопасности

2

15000

30000

Архитектор

1

13000

13000

Менеджер по маркетингу

1

10000

10000

Снабженец

2

10000

20000

Гл.инженер

1

15000

15000

Гл.энергетик

1

15000

15000

Итого:

17

 

315000

Каменщик

20

12000

240000

Водитель

2

8000

16000

Плотник-бетонщик

14

9000

126000

Прораб

2

10000

20000

Отделочник

14

15000

210000

Электрик

4

8000

32000

Кафельщик

16

8000

128000

Подсобные рабочие

16

8000

128000

Сварщик

4

8000

32000

Кровельщики

14

8000

112000

Фасадчики

10

8000

80000

Слесарь

4

8000

32000

Итого:

120

 

1156000

ИТОГО:

137

 

1471000

Источник: составлено автором

Таблица 2

Расчет переменных и постоянных расходов

Наименование

Сумма на 1 кв.м

Стоимость за 3месяц

Стоимость в 1 год

Стоимость во 2 год

Стоимость в 3 год

Земляные работы

1038,4

389400

4127640

6230400

10903200

Фундамент

7352,7

2757263

29226983

44116200

77203350

Основная работа

4673,4

1752525

18576765

28040400

49070700

Отделочные работы

1152,04

432015

4579359

6912240

12096420

Заработная плата основных и вспомогательных рабочих

1428,9

535837,5

5679877,5

8573400

15003450

ЕСН

371,51

       

Итого

16017

5867040

62190624

93872640

164277120

Постоянные расходы

Наименование

Цена средняя

Количество

сумма

Заработная плата управленческого персонала

13118

17

223006

Затраты на соцотчисления

3410,68

17

57981,56

Затраты на хознужды, канцелярию и топливо

4990

-

4990

Арендная плата

25000

-

30000

Телефонные и почтовые услуги

3000

-

3000

Реклама

3000

-

3000

Амортизация

13665,4

 

13665,4

Прочие расходы (включая з/п юриста и страхового агента)

28000

-

28000

Итого расходов

   

299642,96

Источник: составлено автором

Таблица 3

Расчет полной себестоимости услуг ООО «Стройкомплект», руб.

Показатели

1 год

2 год

3 год

Всего

по кварталам

Всего

по кварталам

Всего

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1. Прямые (переменные) затраты, всего в том числе:

63667392

6006358

12013716

21622888

24025431

96101724

24025431

24025431

24025431

24025431

168178017

затраты на земельные работы

4127640

389400

778800

1401840

1557600

6230400

1557600

1557600

1557600

1557600

10903200

затраты на строительство фундамента

29226983

2757263

5514525

9926145

11029050

44116200

11029050

11029050

11029050

11029050

77203350

Затраты на основную работу

18576765

1752525

3505050

6309090

7010100

28040400

7010100

7010100

7010100

7010100

49070700

Затраты на отделочные работы

4579359

432015

864030

1555254

1728060

6912240

1728060

1728060

1728060

1728060

12096420

затраты на оплату труда производственных рабочих

5679877,5

535837,5

1071675

1929015

2143350

8573400

2143350

2143350

2143350

2143350

15003450

отчисления на социальные нужды

1476768,2

139317,8

278635,5

501543,9

557271

2229084

557271

557271

557271

557271

3900897

2. Постоянные (общие) затраты, всего в том числе

6816507,8

1704127

1704127

1704127

1704127

7021002,5

1755251

1755251

1755251

1755251

2011757,26

общепроизводственные расходы, из них:

3408253,9

852063,5

852063,5

852063,5

852063,48

3510501,2

877625,3

877625,3

877625,3

877625,3

1005378,63

затраты на материалы, инструмент, приспособления и др.

20328

5082

5082

5082

5082

20938

5234,5

5234,5

5234,5

5234,5

23241

затраты на топливо и электроэнергию

16075,2

4018,8

4018,8

4018,8

4018,8

16557,2

4139,3

4139,3

4139,3

4139,3

18378,5

затраты на оплату труда

2676072

669018

669018

669018

669018

2756354

689088,5

689088,5

689088,5

689088,5

764888,2

отчисления на социальные нужды

695778,72

173944,7

173944,7

173944,7

173944,68

716652,04

179163

179163

179163

179163

198870,932

Прочие расходы

396000

99000

99000

99000

99000

186329,53

101970

101970

101970

101970

113186

3. Общие затраты на производство и сбыт продукции

70483900

7710485

13716842

23327015

25729558

103122726

25780682

25780682

25780682

25780682

170188774

4. НДС, акцизы, уплаченные из затрат на материалы, топливо, энергию и др.

2452,15

613,04

613,04

613,04

613,04

2525,67

631,42

631,42

631,42

631,42

2803,50

Источник: составлено автором

Таблица 4

Расчет возврата кредита

Период

Долг на начало периода, д.е.

Сумма возвращаемого долга, д.е.

Сумма уплачиваемых процентов, д.е.

Сумма к уплате по сроку, д.е.

1 месяц

6000000,00

166666,67

60000,00

226666,67

2 месяц

5833333,33

166666,67

58333,33

225000,00

3 месяц

5666666,66

166666,67

56666,67

223333,34

Всего во 2 квартале

 

500000,01

175000,00

675000,01

4 месяц

5499999,99

166666,67

55000,00

221666,67

5 месяц

5333333,32

166666,67

53333,33

220000,00

6 месяц

5166666,65

166666,67

51666,67

218333,34

Всего в 3 квартале

 

500000,01

160000,00

660000,01

7 месяц

4999999,98

166666,67

50000,00

216666,67

8 месяц

4833333,31

166666,67

48333,33

215000,00

9 месяц

4666666,64

166666,67

46666,67

213333,34

Итого в 4 квартале

 

500000,01

145000,00

645000,01

10 месяц

4499999,97

166666,67

45000,00

211666,67

11 месяц

4333333,30

166666,67

43333,33

210000,00

12 месяц

4166666,63

166666,67

41666,67

208333,34

Итого 5 квартале

 

500000,01

130000,00

630000,01

13 месяц

3999999,96

166666,67

40000,00

206666,67

14 месяц

3833333,29

166666,67

38333,33

205000,00

15 месяц

3666666,62

166666,67

36666,67

203333,34

Итого 6 квартале

 

500000,01

115000,00

615000,01

16 месяц

3499999,95

166666,67

35000,00

201666,67

17 месяц

3333333,28

166666,67

33333,33

200000,00

18 месяц

3166666,61

166666,67

31666,67

198333,34

Итого 7 квартале

 

500000,01

100000,00

600000,01

19 месяц

2999999,94

166666,67

30000,00

196666,67

20 месяц

2833333,27

166666,67

28333,33

195000,00

21 месяц

2666666,60

166666,67

26666,67

193333,34

Итого 8 квартале

 

500000,01

85000,00

585000,01

22 месяц

2499999,93

166666,67

25000,00

191666,67

23 месяц

2333333,26

166666,67

23333,33

190000,00

24 месяц

2166666,59

166666,67

21666,67

188333,34

Итого 9 квартале

 

500000,01

70000,00

570000,01

25 месяц

1999999,92

166666,67

20000,00

186666,67

26 месяц

1833333,25

166666,67

18333,33

185000,00

27 месяц

1666666,58

166666,67

16666,67

183333,34

Итого 10 квартале

 

500000,01

55000,00

555000,01

28 месяц

1499999,91

166666,67

15000,00

181666,67

29 месяц

1333333,24

166666,67

13333,33

180000,00

30 месяц

1166666,57

166666,67

11666,67

178333,34

Итого 11 квартале

 

500000,01

40000,00

540000,01

31 месяц

999999,90

166666,67

10000,00

176666,67

32 месяц

833333,23

166666,67

8333,33

175000,00

33 месяц

666666,56

166666,67

6666,67

173333,34

Итого 12 квартале

 

500000,01

25000,00

525000,01

34 месяц

499999,89

166666,67

7500,00

174166,67

35 месяц

333333,22

166666,67

5000,00

171666,67

36 месяц

166666,55

166666,67

2500,00

169166,67

Итого 13 квартал

 

500000,01

14999,99

515000,00

Источник: составлено автором

Таблица 5

Финансовые результаты реализации (план по прибыли)

Показатели

1 год

2 год

3 год

Всего

по кварталам

Всего

по кварталам

Всего

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

 

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

 

1. Выручка от реализации продукции

93412500

8812500

17625000

31725000

35250000

150000000

37500000

37500000

37500000

37500000

315000000

2. Прямые издержки - всего

63667392

6006358

12013716

21622888

24025431

96101724

24025431

24025431

24025431

24025431

168178017

7. Валовая прибыль (п.1-п.2)

29745108

2806142

5612285

10102112

11224569

53898276

13474569

13474569

13474569

13474569

146821983

11.Общие (постоянные издержки)-всего

6816508

1704127

1704127

1704127

1704127

7021002

1755251

1755251

1755251

1755251

2011757

12. Налоги и выплаты в Фонды соц. обеспечения

2172547

313262

452580,18

675488,58

731215,6

2945736,04

736434,01

736434,01

736434,01

736434,0

4099767,93

13. Амортизация

147075

56753,1

14107,4

14107,4

62107,5

56429,6

14107,4

14107,4

14107,4

14107,4

56429

14. Проценты по кредитам

480000

 

175000,00

160000,00

145000

429999,99

130000,00

115000,00

100000,00

85000,00

189999,99

15. Суммарные калькуляционные издержки (п12+п.13+п.14)

2799622

370016

641688

849596

938323

3432166

880541

865541

850541

835541

4346197

16. Другие поступления

                     

17. Другие выплаты

                     

18. Прибыль до выплаты налога (п.7-п.11-п.15+п.16-п.17)

20138978

732000

3266470

7548389

8582119

43445108

10838777

10853777

10868777

10883777

140465029

19. Налог на прибыль

0

0

7840

18116

20597

104268

26013

26049

26085

26121

337116

20. НДС

14246912

1343667

2687946

4838794

5376506

22878830

5719708

5719708

5719708

5719708

48048044

20. Чистая прибыль (п.18-п.19)

5835513

-611667

570684

2691479

3185016

20462010

5093056

5108020

5122984

5137948

92079869

Уплата основного долга по кредиту

1500000

0

500000

500000

500000

2000000

500000

500000

500000

500000

200000

Остаток прибыли

4335513

-611667

70684

2191479

2685016

18462010

4593056

4608020

4622984

4637948

91879869

Источник: составлено автором

Таблица 6

План денежных поступлений

Показатели

1 год

2 год

3 год

Всего

по кварталам

Всего

по кварталам

Всего

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

 

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

 

Деятельность по производству и сбыту продукции

1.Денежные поступления, всего в том числе

93412500

8812500

17625000

31725000

35250000

150000000

37500000

37500000

37500000

37500000

315000000

а) поступление от продажи продукции

93412500

8812500

17625000

31725000

35250000

150000000

37500000

37500000

37500000

37500000

315000000

б) прочие доходы от производственной деятельности

                     

2. Денежные выплаты, всего

72656447

8023747

14177262

24020620

26481371

106172731

26543129

26543165

26543201

26543237

174625658

в том числе а) затраты по производству и сбыту продукции

70483900

7710485

13716842

23327015

25729558

103122726

25780682

25780682

25780682

25780682

170188774

б) платежи в бюджет

2172547

313262

460420

693605

751813

3050004

762447

762483

762519

762555

4436884

3. Сальдо потока от деятельности по производству и сбыту продукции

20756053

788753

3447738

7704380

8768629

43827269

10956871

10956835

10956799

10956763

140374342

Инвестиционная деятельность

4. Поступление средств, всего в том числе:

1100000

1100000

                 

а) денежные средства претендента на начало реализации проекта

1100000

1100000

                 

б) продажа имущества

                     

в) продажа финансовых активов (паи, ценные бумаги других эмитентов)

                     

5. Выплаты, всего

 

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

6. Сальдо потока от инвестиционной деятельности

 

1100000

0

0

0

0

0

0

0

0

0

7.Сальдо потока по производственной и инвестиционной деятельности

 

1888753

3447738

7704380

8768629

43827269

10956871

10956835

10956799

10956763

140374342

Сальдо потока нарастающим итогом

 

92980

3540717

11245098

20013727

778886

30970598

41927434

52884233

63840996

204215338

8.Поступление средств всего в том числе:

 

6000000

0

0

0

0

0

0

0

0

0

а) поступление от продажи своих акций из них

                     

продажа государству

                     

б) кредиты в том числе

6000000

6000000

0

0

0

0

0

0

0

0

0

государственная поддержка

                     

в) займы

                     

9. Выплата средств. Всего в том числе:

1980000

0

675000

660000

645000

2429999,994

629999,999

614999,9987

599999,9984

584999,9981

389999,9894

а) уплата процентов за предоставленные средства (кроме процентов по краткосрочным кредитам) из них:

479999,999

0

175000

160000

145000

429999,9942

129999,999

114999,9987

99999,9984

84999,9981

189999,9894

по средствам государственной поддержки за счет федерального бюджета

                     

по кредитам коммерческих банков

480000

0

175000

160000

145000

430000

130000

115000

100000

85000

190000

б) погашение основного долга, всего из них

1500000

0

500000

500000

500000

2000000

500000

500000

500000

500000

200000

по средствам государственной поддержки за счет федерального бюджета

                     

по кредитам коммерческих банков

1500000

0

500000

500000

500000

2000000

500000

500000

500000

500000

200000

в) выплата дивидендов

                     

10. Сальдо потока по финансовой деятельности

4020000

6000000

-675000

-660000

-645000

-2429999,99

-630000

-614999,9987

-599999,998

-584999,998

-389999,9894

11. Общее сальдо потока

25876053

7888753

2772738

7044380

8123629

41397269

10326871

10341835

10356799

10371763

139984342

Сальдо потока нарастающим итогом

33667337

7888753

10661491

17705871

25829500

132001693

36156372

46498207

56855006

67226770

207211111

Источник: составлено автором

1Коссов В.В. Бизнес-план: обоснование решений: Учеб.пособие/В.В. Коссов: Высшая школа экономики. – М.:ГУВШЭ. 2000. – 272с. с.43

2 Попов В.М., Кураков Л.П. Бизнес-план инвестиционного проекта. Отечественный и зарубежный опыт/Под общ.ред. В.М. Попова. Изд. 4-е доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 256с. с.28

3 Маркетинг: Учебник/А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др.; Под ред. А.Н. А.Н. Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – 580с. с.242

4 Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: «Проспект»,1999. - 416с. с.183-69

52 Буров В.П., Морошкин О.К., Новиков О.К. Бизнес-план. Методика составления. Реальный пример. – М.: «Технический прогресс», 1995. – 88с. с.18

6Васильчук Е.С., Н.А. Рухманова. Бизнес-планирование и оценка рисков в предпринимательской деятельности: Учебное пособие. ИГУ, 1996. – 124с. с.42

7Буров В.П., Морошкин О.К., Новиков О.К. Бизнес-план. Методика составления. Реальный пример. – М.: «Технический прогресс», 1995. – 88с. с.18

8 Предпринимательство и бизнес: Учебное пособие/Авт.-сост.: А.П. Дашков. – М.: Информ. – Внедр. центр «Маркетинг», 1996. – 304с. с.154

9 Пивоваров К.В. Бизнес-планирование: Учеб.-метод. Пособие. – М.: Маркетинг, 2010. 164с. с.110

10 Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: «Проспект»,1999. - 416с. с.21-58

11 Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: «Проспект»,1999. - 416с. с.315

121 Сухова Л.Ф. черноваи.А. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия: Учеб.пособие для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 160с. с.87

13 Черняк В.В. Бизнес-планирование: Учебно-практическое пособие/В.З. Черняк А.В., И.В. Давиденко. – М.: РДЛ, 2000. – 272с. с.152

14 Сборник бизнес-планов с комментариями и рекомендациями/Под ред. В.М. попова: Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: КНО Рус, Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 360с. с.18

15 Цивилизованный бизнес как фактор устойчивого развития России: Материалы междунар. конф.(18-19 ноября 1998г): Тез.докл./Неправительственный экологический фонд им. Вернадского. – М.: Ноосфера, 2009.-75с. с.68

Просмотров работы: 1392