ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА И ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАТРАТ В ОРГАНИЗАЦИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА И ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАТРАТ В ОРГАНИЗАЦИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность темы исследования. В рыночной экономике стабильное развитие предприятий во многом зависит от их финансовой устойчивости. Устойчивость позволяет субъектам хозяйствования выживать в условиях меняющейся внешней и внутренней среды, дает возможность осуществлять маневрирование денежными средствами, а также способствует бесперебойному процессу производства и реализации продукции. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос анализа показателей финансовой устойчивости, основная цель которого-выявить причины ее утраты и найти пути восстановления.

Одним из критериев оценки финансовой устойчивости организации является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов. Собственные источники формирования наиболее важны, так как от их удельного веса в общем финансировании оборотных активов зависит финансовая устойчивость организации. Собственный оборотный капитал обеспечивает имущественную и оперативную самостоятельность и формируется из средств уставного капитала, добавочного капитала, резервного капитала, целевых поступлений и финансирования, а также нераспределенной прибыли.

Актуальность и недостаточная научная разработанность проблемы управления затратами как инструментом обеспечения финансовой устойчивости коммерческих предприятий определили выбор темы, целей и задачи данной работы.

Целью работы является разработка направлений по совершенствованию политики управления затратами как инструмента обеспечения финансовой устойчивости.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1.изучить теоретические аспекты управления затратами с позиции обеспечения финансовой устойчивости;

2.провести оценку финансовой устойчивости и эффективность управления затратами на исследуемом предприятии;

3.разработать мероприятия совершенствования управления затратами;

4. оценить экономическую эффективность предложенных мероприятий с позиции их влияния на финансовую устойчивость.

Понятие и классификация затрат предприятия: основные подходы

Изучение и анализ затрат для их оптимизации является основным фактором роста прибыли. И для начала необходимо разобраться, что такое, собственно, затраты, в чем состоит их отличие от таких понятий как«издержки» и«расходы», как они трактуются в экономической литературе и нормативных документах.

Понятие«затраты» больше относится к финансовой сфере, планированию и оценке эффективности деятельности предприятия, т. е. более применимо к управленческому учету. Понятие«издержки» используется в экономической теории и в экономическом анализе. Однако фактически, понятия«затраты», «расходы» и«издержки» не имеют четко выраженных различий и перекликаются друг с другом. Кратко рассмотрим их особенности1.

Значимость исследований состоит в том, что этим обусловлена эффективность управления предприятием. Поскольку разница между рассматриваемыми понятиями существует, а неправильное оперирование ими можетпривести к существенным ошибкам, в анализе экономической деятельности предприятия, в планировании и управлении производственными процессами. Важно знать и понимать экономические принципы формирования затрат, расходов и издержек организации, чтобы исключить субъективную трактовку отдельных категорий.

Понятия«затраты», «расходы», «издержки», «себестоимость» всегда находились под пристальным вниманием отечественной теории и практики.

Перечисленные категории изложены в работах зарубежных экономистов(Друри К., Коуза Р., Уильямсона О., Хана Д., Энтони Р. и др.), а также в тойили иной степени рассмотрены в трудах российских ученых(Бланка Н.А.,Врублевского Н.Д., Николаевой СА., Кривенцова А., Черникова И., и др.

В своей основе все эти понятия имеют одинаковый смысл– это затратыпредприятия, связанные с выполнением определенных операций. В связи с реформированием законодательства по бухгалтерскому и налоговому учету существенно меняется содержание этих терминов.

Затраты– выраженные в денежной форме расходы предприятий, предпринимателей, частных производителей на производство, обращение, сбытпродукции. Экономическое содержание понятия«затраты» аналогично«издержкам», однако на практике в бухгалтерском учете чаще употребляются словосочетания с«затратами», в экономическом анализе– с«издержками»2.

Согласно Международным стандартам финансовой отчетности, затраты– потребленные в хозяйственной деятельности ресурсы, еще не признанные расходами и отражаемые в балансе на конец года в виде остатков незавершенного производства, готовой продукции, товаров отгруженных ит. д.

Анализ движения общественного продукта как процесса«экономические ресурсы» - «затраты» - «себестоимость» - «цена» отражает сложившееся в отечественной экономической литературе мнение, согласно которому затраты предприятия на производство и реализацию продукции принято называть себестоимостью, а расчет ее величины – калькулированием себестоимости. То есть, себестоимость продукции представляет собой «…персонифицированные затраты, связанные с результатом деятельности»3.

Также необходимо отметить, что понятие«себестоимость» связано не только с суммой затрат, но и с объектом учета. Так, в управленческом учете выделяют технологическую, производственную и полную себестоимость готовой продукции, полную себестоимость реализованной продукции. По мнению Б.С. Юровского себестоимость продукции не имеет одного объективного значения, а ее величина зависит от метода ее расчета: простого, нормативного, позаказного, попередельного.

Таким образом, мы видим, что когда предприятие приобретает средство производства, цена покупки составляет расход предприятия. Момент расхода, сумма которого регистрируется в бухгалтерских документах предприятия, как правило, совпадает с поставкой данного средства производства. Если же происходит выплата денег из кассы, с банковского и прочих счетов предприятия, это называется платежом.

Платеж может осуществляться в момент приобретения средства производства, однако о нем же речь идети в момент выплаты заработной платы, снятия денег на личные нужды владельца и т.п. В случае производительного использования того или иного производственного фактора речь идет об издержках предприятия. А поскольку эти издержки включаются в отчеты предприятия и рассчитываются затратными методами, то их называют бухгалтерскими издержками или затратами4.

Следовательно, различия между понятиями«затраты» и«расходы» возникают при рассмотрении хозяйственных операций в тесной связи с периодом времени, к которым они относятся, что является чистобухгалтерским подходом. Различия между понятиями«затраты» и«издержки» производства в отчетном периоде практическиотсутствуют. Они возникают, если мы рассматриваем содержание этих понятий в динамике и не только врамках производственного процесса(например, экономические издержки и бухгалтерские затраты); сравниваем по величине стоимости(например, амортизационные отчисления, начисленные бухгалтерским иналоговым методами).

Классификация затрат осуществляется в зависимости от цели учета для:

— определения себестоимости изготовленной продукции и формирования финансового результатадеятельности предприятия(применяется в финансовом и управленческом учете);

— принятия управленческих решений(применяется в управленческом учете);

— осуществления процесса контроля и регулирования(применяется в управленческом учете)5.

Следовательно, прежде чем составлять планы на будущее, необходимо четко понимать классификациюзатрат. От применяемых группировок затрат во многом зависит решение вопросов, связанных сэффективностью управленческих решений, влиянием на величину затрат и прибыли. Классификация затрат, удовлетворяющая целям управления, является основным принципом организации управленческого учетапроизводственной деятельности, методом обработки и анализа информации о производственных издержках иоказывает воздействие на формирование себестоимости продукции.

В экономической теории рассматриваются три варианта построения калькуляции: по элементам затрат, постатьям калькуляции и комбинированный. На практике в основном используются первые два вариантагруппировки затрат.

В основе группировки по экономическим элементам лежит экономическая однородность затрат, обусловленная технологией и организацией производства. Она включает следующие элементы: материальныерасходы(за вычетом стоимости возвратных отходов); расходы на оплату труда; суммы начисленнойамортизации; прочие расходы. Данная группировка закреплена ст. 253 главы25 НК РФ и является единой иобязательной для всех отраслей народного хозяйства. Поэлементный учет затрат показывает, что именноизрасходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов затрат в общей суммерасходов6.

На предприятиях издержки в процессе формирования себестоимости продукциидолжны быть подразделены по их целевому, технико-экономическому назначению, а также установленывеличина затрат, неразрывно связанная с осуществлением технологического процесса, и величина затрат, требуемых для обслуживания процессов производства и управления ими.

Группировка затрат по экономическим элементам не показывает цели и назначения производственныхзатрат, не полностью проявляет их роль в технологическом процессе производства, взаимосвязь с его объемоми другими факторами, влияющими на себестоимость продукции.

В основных положениях по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции напредприятиях установлена типовая группировка затрат по статьям калькуляции, котораяпредставлена в следующем виде: 1) сырье и материалы; 2) возвратные отходы(вычитаются); 3) покупныеизделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера; 4) топливо и энергия на технологические цели; 5) заработная плата производственных рабочих; 6) отчисления на социальные нужды; 7) расходы на подготовкуи освоение производства; 8) общепроизводственные расходы; 9) общехозяйственные расходы; 10) потери отбрака; 11) прочие производственные расходы; 12) коммерческие расходы7.

Сумма первых11 статей образует производственную себестоимость продукции, а сумма производственнойсебестоимости и коммерческих расходов— полную себестоимость продукции. Действующая классификация по калькуляционным статьям в современных условиях не имеет возможностиуправления формированием себестоимости и анализа ее влияния на прибыль. Применяемые на практикекомплексные статьи на обслуживание производства, управление и расходы, связанные с реализациейпродукции, часто требуют разукрупнения, так как постатейный состав последних далеко не одинаков по ихэкономическим параметрам и на отчетную себестоимость они относятся по малообоснованным показателям, практикуемым еще с50–60-х годовXX в. Поэтому комплексные статьи затрат на обслуживание производствацелесообразно разукрупнить по экономически однородным статьям, выбрав для каждой из них индивидуальныепоказатели распределения.

Подуправлением затратами понимается комплексный процесс, охватывающий операции нормирования, планирования, учета и анализа производственных расходов, контроль за процессом их формирования. Даннаясистема обеспечивает полноту и правильность действий, которые направлены на сокращение, а порой ипредупреждение, необоснованных затрат.

Важное место занимает классификация затрат по степени контролируемости. Прежде всего необходимовыделить в отдельную группу постоянные затраты, так как их оперативный анализ не дает никакой ценнойинформации, тем более, что некоторые из них напрямую зависят от решений руководства8.

Затраты становятся контролируемыми не автоматически, а при соблюдении определенных принципиальныхусловий: стандартные, хорошо изученные операции; полная информация о процессе; возможность точногоизмерения нормативной и фактической величины; возможность проверки качества.

Если все перечисленные принципиальные условия соблюдаются по отношению к определенным видамзатрат, то эти затраты можно охарактеризовать как полностью контролируемые. Большинство переменныхзатрат по своей экономической природе являются полностью контролируемыми. Однако некоторые затратыневозможно точно нормировать(затраты на текущий ремонт оборудования). Контроль таких затратосуществляется на основе сметных ставок, и их можно охарактеризовать как частично контролируемые.

В связи с этим остро встает проблема локализации затрат, так как необоснованное укрупнение статей затратзатрудняет их точное нормирование. А это, в свою очередь, ослабляет степень их контролируемости. Решениеданной проблемы тесно связано со спецификой конкретного предприятия.

Прямые затраты по материалам предполагают их непосредственное отнесение на производственныеизделия, прямые затраты по заработной плате связаны с производством определенного изделия. Накладныерасходы могут быть разделены на прямые и косвенные накладные расходы. Такое деление производится длятого, чтобы не ослабить контроль за издержками, исполнением смет затрат по отдельным цехам и участкам.

По способу включения затрат при калькулировании себестоимости продукции различаются прямые икосвенные затраты. В отличие от прямых косвенные расходы нельзя непосредственно включить в себестоимостьконкретного вида продукции, поскольку они одновременно относятся к нескольким видам продукции(например, заработная плата управленческого персонала). По окончании отчетного периода эти затратыраспределяются между конкретными видами выпускаемой продукции пропорционально базам распределения спомощью специальных методов.

Затраты производства лучше всего контролировать при производственном потреблении ресурсов, т. е. там, где происходит производственный процесс или его обслуживание. В связи с этим возникает необходимостьгруппировать затраты по местам возникновения, центрам ответственности.

Среди множества направлений в классификации затрат можно предложить деление издержек производствана прямые и косвенные с подразделением косвенных издержек на постоянные и переменные. В этом случаеиспользование двух группировок позволит, с одной стороны, уточнить метод отнесения затрат на конкретныйвид продукции, а с другой— обеспечить целенаправленное управление себестоимостью. Потому что данныйприем осуществляет выделение конкретных причин составляющих себестоимости при пересчете косвенныхзатрат на фактический объем производства.

В свою очередь косвенные затраты могутв большей или меньшей степени изменяться в зависимости от объема производства, несмотря на то, что они несвязаны с конкретными видами продукции. Кроме того, некоторые постоянные затраты прямо относятся наопределенную продукцию. Следовательно, в данном случае можно выделить четыре возможные комбинациизатрат:

1) прямые и постоянные затраты(амортизация оборудования, предназначенного для выпуска одного видапродукции);

2) прямые и переменные затраты(затраты на сырье и материалы, заработная плата рабочих-сдельщиков);

3) косвенные и постоянные затраты(амортизация зданий и сооружений, арендная плата за арендуемыеобъекты);

4) косвенные и переменные затраты(топливо и энергия на технологические нужды)9.

Проанализировав действующие методики классификации затрат, я могу можно сделать вывод о том, что всовременных условиях рынка первоочередными задачами классификации затрат с управленческих позицийстановятся: достоверность и полнота исчисления себестоимости; упорядочивание и выбор методовклассификации затрат в соответствии с индивидуальными особенностями предприятий; использование учетнойинформации для принятия оперативных управленческих решений; организация текущего контроля заиздержками по местам их возникновения и центрам ответственности; прогнозирование и регулирование затрат.

Предлагаемый подход к группировке затрат дает возможность управлять затратами не после ихвозникновения, а в момент их осуществления, и контролировать издержки на всех стадиях производства.

Финансовая устойчивость предоставляет предприятию возможность развития и привлечения капитала со стороны в случае недостатка собственных средств. Вместе с тем возможность привлечения заемного капитала ограничивается определенными рамками, например, требованиями к уровню финансового рычага. Увеличение прибыли, являющейся самой мобильной составляющей собственного капитала, создает условия как для самофинансирования деятельности, так и для расширения привлекаемых заемных источников. При этом прямое влияние на величину прибыли оказывает уровень затрат.

Поэтому в качестве критериев состояния финансовой устойчивости предприятия при проведении ее оценки в рамках первого подхода используются как абсолютные(прибыль, размер собственного капитала и др.), так и относительные(рентабельность, деятельности, активов, капитала и др.) показатели. Приэтом важно принимать во внимание, что увеличение таких показателей как ликвидность, платежеспособность и рентабельность невсегда говорит о повышении финансовой устойчивости предприятия, по причине того, что:

- высокие темпы роста прибыли могут сопровождаться высокими рисками, что обуславливающими возникновение неблагоприятных последствий для финансовой устойчивости;

- все приведенные показатели имеют краткосрочный исреднесрочнойхарактеру, т.е. они не отражают стратегическое развитие предприятия.

Поэтому относительно анализируемого подхода для оценки финансовой устойчивости в долгосрочном аспекте целесообразно более широкое использование показателей, позволяющих учесть связь предприятия свнешней средой, так как на финансовую устойчивость влияют и производство, и сбыт продукции.

Второй подход к раскрытию сущности финансовойустойчивости предприятия основывается на анализе нетолько величины, но и структурных элементов его капитала, который представляет собой как авансированный и инвестированный, т.е. вложенный в реальные и нематериальные активы.

Важной проблемой в рамках данного подхода при рассмотрении финансовой устойчивости является определение величины и структуры собственного капитала.

Таким образом, на основании системного подхода можно представить общую систему взаимосвязи показателей безубыточности, определяемых с позиции соотношения выручки и затрат, и финансовой устойчивости предприятий (рис. 1.2).

Предложенная совокупность показателей характеризует возможность достижения конечной цели – формирование безубыточности деятельности за счет снижения затрат и сохранение установленной величины собственного капитала, его последовательного увеличения на основе роста прибыли, необходимой для обеспечения самоокупаемости и самофинансирования и устойчивого развития.

Рис. 1.2. Место затрат в системе показателей, последовательно формирующих безубыточность и финансовую устойчивость предприятия10

Оценка финансовой устойчивости, прежде всего, должно формироваться развернутую характеристику его финансового состояния с позиции обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами. Кроме того, она должна оценивать состояние предприятия и с позиции анализа качества результатов его финансовой деятельности, существенную роль в котором занимает политика управления затратами предприятия. Так, например, увеличение затрат не обусловленное ростом объема производства и продаж, негативно скажется на объемах накопления прибыли как источника собственного капитала, что в свою очередь приведет к необходимости привлечения дополнительных источников финансирования в форме внешних заимствований, негативно воздействуя на показатели финансовой устойчивости.

Объектом исследования используется ООО «Северный гурман»

Для ведения бухгалтерского учета в ресторане применяется комбинированная форма учета: сочетание ручной журнально-ордерной формы учета с применением компьютерной программы «Интегратор» фирмы «Инфософт» осуществляющей обработку учетных операций с целью формирования отчетности.

Анализ основных показателей деятельности предприятия представлен в Таблице 1.

Таблица 1.

Анализ финансово-экономических показателей деятельности ООО «Северный гурман» за 2011-2013гг.

Показатели

2011г.

2012г.

2013г.

Изменения

Темп роста, %

2012г. к 2011г.

2013г. к 2012г.

2012г. к 2011г.

2013г. к 2012г.

1. Выручка от реализации, тыс.руб.

53218

56730

59332

3512

2602

106,60

104,59

2. Себестоимость продаж, тыс.руб.

48862

54321

58738

5459

4417

111,17

108,13

3. Прибыль от продаж, тыс.руб.

4356

2409

594

-1947

-1815

55,30

24,66

4. Прибыль до налогообложения, тыс.руб.

4675

2200

55

-2475

-2145

47,06

2,50

5. Чистая прибыль, тыс.руб.

3641

1760

44

-1881

-1716

48,34

2,50

6. Рентабельность продаж, %

8,19

4,25

1,00

-3,94

-3,25

51,88

23,58

7. Затраты на 1 руб. работ, руб. (стр.2/стр.1)

0,92

0,96

0,99

0,04

0,03

104,29

103,39

8.Среднегодовая стоимость имущества, тыс.руб.

19844

21098

22275

1254

1177

106,32

105,58

9.Среднегодовая стоимость основных средств, тыс.руб.

9230

9746

9581

516

-165

105,59

98,31

10.Среднесписочная численность, чел.

42

39

44

-3

5

92,86

112,82

11. Выработка на 1 работающего, тыс.руб./чел.

1267,10

1454,62

1348,45

187,52

-106,16

114,80

92,70

Данные таблицы 1 свидетельствуют об отрицательных изменениях на предприятии за анализируемый период.

Наблюдается увеличение выручки предприятия в 2012г. по сравнению с показателями 2011г. на 3512 тыс. руб. или на 6,6%, 2013г. по сравнению с показателями 2012г. на 2602 тыс. руб. или на 4,59%.

Также отмечается и рост затрат на 5459тыс. руб. или на 11,17% в 2012г., и на 4417 тыс. руб. или на 8,13% в 2013г.

Как видно из результатов приведенного анализа увеличение затрат произошло более высокими темпами по сравнению с темпами увеличения выручки, что свидетельствует о наличии у предприятия резервов по снижению себестоимости продукции.

Отрицательным моментом является снижение показателя чистой прибыли на протяжении всего анализируемого периода.

Снижение прибыли на предприятии по причине увеличения уровня затрат обусловило снижение рентабельности продаж по прибыли от продаж в 2012 и 2013г.

Снижение рентабельности продаж означает рост издержек не обусловленный увеличением объемов продаж и снижение конкурентоспособности предприятия. Это подтверждает и увеличение уровня затрат на 1 руб. реализованной продукции.

В целом, финансово-экономическое положение предприятия можно охарактеризовать как стабильное – на протяжении всего анализируемого периода его деятельность была прибыльной, однако на предприятии имеется ряд негативных тенденций связанный со снижением эффективности использования ресурсов и высоком уровне затрат.

Проведем анализ структуры себестоимости продукции по статьям и элементам затрат (прямые затраты без учета коммерческих и управленческих расходов).

Таблица 2

Анализ себестоимости по статьям и элементам затрат за 2011-2013г.

Статья затрат

2011г.

2012г.

2013г.

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Материальные затраты

16121

43,22

17083

45,82

22664

47,41

Заработная плата

11791

31,61

10987

29,47

12276

25,68

Отчисления на социальные нужды

3537

9,483

2826

7,58

3265

6,83

Амортизация

4622

12,39

4981

13,36

5388

11,27

Прочие

1230

3,30

1406

3,77

4212

8,81

Всего

37301

100

37 282

100

47 804

100

В структуре себестоимости затраты на сырье и материалы имеют наибольший удельный вес и их доля постоянно растет. Поэтому даже незначительные отклонения уровня затрат на сырье и материалы существенно влияет на выполнение заданий по снижению себестоимости продукции. Удельный вес материальных затрат увеличился с 43,22% в 2011г. до 47,41% в 2013г.

Удельный вес отчислений на социальные нужды обусловлен снижением доли заработной платы.

Также следует отметить достаточно высокий уровень прочих расходов в структуре себестоимости, который имел тенденцию к увеличению.

Для более полной оценки динамики структуры себестоимости по элементам затрат изобразим изменение долей графически.

Рис. 2. Динамика структуры себестоимости по элементам затрат за 2011-2013гг.

В случае ООО «Северный гурман» можно отметить более существенное увеличение доли материальных затрат по сравнению с увеличением доли заработной платы, поэтому ситуация не может быть однозначно охарактеризована как положительная.

Для выявления причин изменения общих затрат анализируют структуру затрат на производство, а затем производится оценка влияния ее изменения на динамику общих затрат.

Расчет производится по формулам:

∆ Оз (N) = Зp0 · In - З p0 (2.1)

∆ Оз (структура затрат) = Зp1 – Зp0 · In (2.2)

Где

Оз – общая сумма затрат;

Зp – затраты каждого вида (по элементам затрат);

N – выпуск продукции;

I – индекс выпуска продукции.

Таблица 3.

Расчет влияния изменения структуры затрат на изменение общих затрат за 2011-2012гг.

Показатели

2011

2012

2011 год, пересчитанный

на In

Влияние на общие

затраты

A

1

2

3 =1 х In

4=3-1

5=2-3

1. Выручка от реализации продукции, услуг

53 218

56 730

1,07

 

-

2. Материальные расходы

16121

17083

17185

1064

-103

3. Заработная плата с отчислениями

15328

13813

16340

1012

-2527

4.Амортизация

4622

4981

4927

305

54

5.Прочие расходы

1230

1406

1311

81

95

In = 56730/53218 = 1,07

∆ О з = (1064-103) + (1012-2527) + (305+54) + (81+95) = -19 тыс. руб.

Таким образом, увеличение общих затрат было вызвано увеличением затрат по экономическим элементам амортизация и прочие затраты, а также материальные расходы в 2012г. по сравнению с показателями 2011г., в то время как за счет снижения затрат на заработную плату обеспечило общую экономию в размере 19 тыс. руб.

Проведем аналогичный анализ для показателей затрат 2012-2013гг.

Таблица 4.

Расчет влияния изменения структуры затрат на изменение общих затрат за 2012-2013гг.

Показатели

2012

2013

2012 год, пересчитанный

на In

Влияние на общие

затраты

A

1

2

3 =1 х In

4=3-1

5=2-3

1. Выручка от реализации продукции, услуг

56730

59 332

1,05

   

2. Материальные расходы

17082,6

22664

17866

784

4798

3. Заработная плата с отчислениями

13813

15541

14447

634

1095

4.Амортизация

4980,88

5388

5209

228

178

5.Прочие расходы

1405,53

4212

1470

64

2742

In = 59332/56730 = 1,05

∆ О з = (784+4798) + (634+1095) + (228+178) + (64+2742) = 10594 тыс. руб.

В 2013 году наблюдается рост уровня затрат в части не обусловленных ростом объема производства по всем элементам затрат, т.е. перерасход и, следовательно, у предприятия имеются резервы по снижению вышеуказанных видов затрат. В целом рост себестоимости составил 10594 тыс.руб.

На основании проведенного анализа приоритетными направлениями снижения затрат для ООО «Северный гурман» являются:

  1. Организация системы планирования и контроля затрат на производство, непосредственно связанных с объемом выпуска продукции;

  2. Реализация системы бюджетирования затрат в составе коммерческих и управленческих расходов, не зависящих от объема производства и реализации продукции (постоянные затраты).

Особенное внимание следует уделить материальным и прочим затратам на производство продукции, т.к. увеличение их доли и суммы не обусловлено приростом объемов реализации в целом и может быть влиянием таких факторов как увеличение доли потерь пищевого сырья, связанное как с увеличением его затрат при производстве блюд, так и с недостаточно эффективной организацией хранения скоропортящихся продуктов.

Решение данной проблемы может быть обеспечено путем разработки новых технологических карт и нормативов расхода ингредиентов при готовке блюд, перерасход и экономия сырья при этом могут быть предусмотрены в системе стимулирования персонала и расчета добавок к заработной плате.

Замена технологического оборудования, занятого как в хранении, так и в обработке пищевых продуктов на более совершенное и экономичное.

Разработка и в внедрение системы нормативов остатка товаров и сырья на складе исходя из сроков потребления и хранения по каждому виду продуктов.

Создание системы бюджетирования для ООО «Северный гурман» прежде всего предусматривает определение плановых показателей на содержание административно-управленческого персонала, для обеспечения максимальной эффективности которой требуется регулярное проводить план-фактный анализ отклонений с целью обеспечения взаимоувязки уровня данных затрат с фактическими финансово-экономическими показателями деятельности предприятия.

Проанализируем динамику структуры расходов с позиции анализа значения коэффициента рентабельности продаж и определения перерасхода в части основных статей затрат (Таблица 3.1)

Таблица 5

Динамика и структура затрат в выручке от продаж ООО «Северный гурман» за 2011-2013гг.

Показатель

2011г.

2012г.

2013г.

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Выручка

53218

100,00

56730

100,00

59332

100,00

Себестоимость, в т.ч.

48862

91,81

54321

95,75

58738

99,00

Переменные затраты

37301

70,09

37 282

65,72

47 804

80,57

Постоянные затраты

11561

21,72

17039

30,04

10934

18,43

Прибыль от продаж

4356

8,19

2409

4,25

594

1,00

Рентабельность продаж, %

8,19

x

4,25

x

1,00

x

По данным таблицы видно, что максимальная рентабельность у предприятия наблюдалась в 2011г. при сохранении структуры затрат 2011г. в выручке от продаж показатели будут следующими (Таблица 3.2).

Таблица 6

Формирование прибыли от продаж в 2013г. по данным о структуре затрат 2011г.

Показатель

2011г.

2013г. (пересчет)

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Выручка

53218

100,00

59332

100

Себестоимость, в т.ч.

48862

91,81

54476

91,81

Переменные затраты

37301

70,09

41586

70,09

Постоянные затраты

11561

21,72

12889

21,72

Прибыль от продаж

4356

8,19

4856

8,19

Рентабельность продаж, %

8,19

x

8,19

х

Таким образом, при условии внедрения системы бюджетирования и организации планирования затрат у предприятия в 2013г. прибыль была бы выше на 4856-594=4262 тыс. руб.

Далее рассмотрим современные способы автоматизации деятельности предприятия общественного питания, позволяющие снизить сумму затрат.

На данный момент на рынке современных программных продуктов, применяемых для целей автоматизации деятельности ресторана ООО «Северный гурман» следует обратить внимание на новую технологию на базе программ R-Keeper V6 и R-Keeper V7, которая получила название Rk-Order.

Так как устройство, на котором устанавливается система Rk-Order, имеет полноценный интерфейс передачи данных по протоколу Wi-Fi с выходом в интернет, то можно предоставлять платный или бесплатный доступ гостям ресторана в различные Интернет приложения, социальные сети, игровые приложения.

Общая динамика изменения основных показателей продемонстрирована на рисунке 3.

Таким образом, общая экономическая эффективность от внедрения данных мероприятий отразится прежде всего на следующих показателях:

  1.  
    1. Сокращение трудозатрат на обслуживание одного посетителя и как следствие сокращение общих издержек на организацию работы персонала.

    2. Увеличение пропускной способности ресторана и как следствие обслуживание дополнительного числа посетителей, что обеспечит дополнительное получение выручки;

    3. Увеличение суммы среднего чека, т.е. суммы дохода, полученного от одного посетителя, что также увеличит объем продаж.

Рис. 3. Динамика изменения основных показателей деятельности в результате внедрения многофункциональной системы R – KeeperRK-Order относительно базисных значений 2013г, %

Поскольку изменение суммы чека и повышение пропускной способности ООО «Северный гурман» как предприятия общественного питания является прогнозируемой величиной, то ожидаемое снижение трудозатрат и, соответственно, расходов на оплату труда персонала является более реальным к оценке показателем.

Таким образом, объем затрат на персонал снизится на 20%. Далее определим показатели на основании ранее выведенных по результатам внедрения бюджетирования относительно экономии затрат на оплату труда.

Используя равенство баланса составим прогнозный баланс и определим величину по статье «Денежные средства» вычитая из общей суммы определенных пассивов рассчитанные показатели по статьям активов и пассивов согласно прогнозируемым изменениям.

В результате предложенных мероприятий по структуры источников краткосрочного финансирования деятельности предприятия экономический потенциал предприятия возрастет по сравнению с текущим периодом и улучшится кредитоспособность.

Сравним значение показателей финансовой устойчивости отчетного и прогнозного периодов. Расчеты и данные представлены ниже в таблице 7.

Таблица 7.

Анализ показателей финансовой устойчивости

Показатели

2013г.

Прогнозный период

Отклонение (+,-)

1. Собственный капитал, тыс. руб.

17072

24824

7752

2. Заемный капитал, тыс. руб.

4642

4642

0

3. Валюта баланса, тыс. руб.

21714

29466

7752

4. Собственные оборотные средства, тыс. руб.

8492

16244

7752

5. Текущие активы, тыс. руб.

13134

20886

7752

6. Запасы, тыс. руб.

3322

3322

0

Относительные коэффициенты:

7. Коэффициент автономии

0,79

0,84

0,06

8. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств

0,27

0,19

-0,08

9. Коэффициент концентрации заемного капитала

0,21

0,16

-0,06

10. Коэффициент обеспеченности запасов

2,56

4,89

2,33

11. Коэффициент обеспеченности оборотных активов

0,65

0,78

0,13

12. Коэффициент маневренности

0,50

0,65

0,16

Результаты сравнительного анализа коэффициентов, представленных в таблице 7, характеризуют улучшение финансовой устойчивости предприятия, вызванное увеличением доли собственного капитала в общей сумме источников финансирования. Так, в планируемом периоде доля собственного капитала в общем объеме финансирования увеличится с 79% до 84 %, т.е. на 6%. Если в отчетном году на 1 рубль собственного капитала приходилось 27 коп. заемных источников, то в результате внедрения предложенных мероприятий – 19 коп. заемного капитала на 1 рубль собственных средств.

Приобретение товарно-материальных запасов полностью осуществляется счет собственных оборотных средств.

Обеспеченность текущей деятельности собственными источниками финансирования повысится с 65% до 78%.

Далее сравним полученные значения показателей финансовой устойчивости с рекомендуемыми значениями. Данные представим в виде таблице 8.

Таблица 8.

Сравнение показателей финансовой устойчивости с рекомендуемыми значениями

Название показателя

Значение

рекомендуемое

прогнозного периода

Коэффициент автономии

0,5-1

0,84

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств

≤1

0,19

Коэффициент концентрации заемного капитала

0,1-1

0,16

Коэффициент обеспеченности запасов

>1

4,89

Коэффициент обеспеченности оборотных активов

>0,1

0,78

Коэффициент маневренности

>0,5

0,65

Сравнительный анализ показал, что все коэффициенты финансовой устойчивости в результате предложенных мероприятий соответствуют рекомендуемым значениям. Также у предприятия увеличивается резерв ресурсов, которые могут быть направлены на дальнейшее развитие без потери финансовой устойчивости. Таким образом, можно утверждать, что предприятие значительно улучшит финансовую устойчивость в прогнозном периоде.

На основании проведенного анализа приоритетными направлениями снижения затрат для ООО «Северный гурман» являются:

-Организация системы планирования и контроля затрат на производство, непосредственно связанных с объемом выпуска продукции;

-Реализация системы бюджетирования затрат в составе коммерческих и управленческих расходов, не зависящих от объема производства и реализации продукции (постоянные затраты).

Особенное внимание следует уделить материальным и прочим затратам на производство продукции, т.к. увеличение их доли и суммы не обусловлено приростом объемов реализации в целом и может быть влиянием таких факторов как увеличение доли потерь пищевого сырья, связанное как с увеличением его затрат при производстве блюд, так и с недостаточно эффективной организацией хранения скоропортящихся продуктов.

Предприятию было рекомендовано внедрение программы автоматизации обслуживания посетителей Rk-Order, что позволит снизить затраты на оплату труда персонала.

Общим результатом внедрения данных мероприятий является увеличение показателя чистой прибыли.

Сравнительный анализ показал, что все коэффициенты финансовой устойчивости в результате предложенных мероприятий соответствуют рекомендуемым значениям. Также у предприятия увеличивается резерв ресурсов, которые могут быть направлены на дальнейшее развитие без потери финансовой устойчивости.

Таким образом, можно утверждать, что предприятие значительно улучшит финансовую устойчивость в прогнозном периоде.

Список литературы

  1. Балабанов, И.Т. Основы финансового менеджмента. Уч. пос. - 2изд. допол. и перераб. / И.Т. Балабанов - М.: Финансы и статистика, 2008.

  2. Бланк, И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. - К.: Ника-Центр, 2008.- 528 с.

  3. Лихачева, О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учебно-практическое пособие. / О.Н.Лихачева – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010.

  4. Мазурина Т.Ю. Трошин А.Н. Фомкина В.И. Финансы и кредит – М.: Норма, 2010 – 408 с.

  5. Мельник М.В. Анализ и контроль в коммерческой организации: учебник/ Мельник М.В., Бердников В.В. – М:Эксмо, 2012 – 560 с.

  6. Оценка финансовой устойчивости кредитной организации: учебник (Для магистрантов) / Под ред. О.И.Лаврушиной, И.Д.Мамоновой.- М.: КНОРУС, 2012.

  7. Романовский М.В. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2011

  8. Ромашова, И.Б. Финансовый менеджмент: основные темы, деловые игры: Учебное пособие / И.Б. Ромашова. – 3-е изд., стер. – М. : КНОРУС, 2011. – 334 с.

  9. Теория управления: учебник / [Ю. П. Алексеев и др.]; под общей редакцией: А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. – Москва: Издательство РАГС, 2011. – 557 с.

  10. Управленческие решения: технологии, методы и инструменты: Учеб. пособие / П. В. Шеметов, В. В. Радионов, Л. Е. Чередникова, С. В. Петухова – М.: Омега-Л, 2011 – 398

  11. Уткин, Э. А. Финансовый менеджмент. Учебник для ВУЗов. / Э.А. Уткин - М.: Изд-во «Зерцало», 2008 .- 272 с.

  12. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник. / Под ред. Е.С. Стояновой. - 4-изд., перераб. и доп. - М.: Перспектива, 2010,- 656 с.

  13. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие / В.С.Золотарева. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2010. – 224 с.

  14. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа. / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев – М.: ИНФРА-М, 2010.

  15. Шохин Е. И. Финансовый менеджмент – М.: КноРус, 2011 - 480 с.

  16. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. В.Я.Горфинкеля, В,А, Швандара. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 718с.

  17. Логунова Д. В. Финансовое планирование и прогнозирование в странах с рыночной экономикой//УЭкС – 2014 - №3 – с. 8

  18. Парушина Н.В., Анализ финансовых результатов по данным бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет. – 2011. - №5. – С. 71-79.

  19. Седова Е.И. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности. Оценка структуры имущества предприятия и источников его формирования // Консультант бухгалтера, - 2012. - №11. - С. 11-16.

  20. Соколова Л. С. Инструмент финансового планирования – бюджетирование//Планово-экономический отдел – 2014 - №2 – с.3-6

  21. Тарасова Ю.Н. Прогнозирование емкости рынка в системе бизнес-планирования// Российское предпринимательство. — 2014. — № 1 (223). — c. 96-100.

  22. Тедеева З.Б. Методы финансового планирования на предприятии // Экономические науки. – 2010. № 9 – с. 12

Приложения

Приложение 1

Бухгалтерский баланс ООО «Северный гурман»на 31 Декабря 2013 г.(тыс. руб)

Поясне-

ния

Наименование показателя

На 31 декабря

2013 г.

На 31 декабря

2012 г.

На 31 декабря

2011 г.

1

2

3

4

5

 

Актив

     
 

1. Внеоборотные активы

8580

8580

8430

 

2. Оборотные активы, в том числе:

13134

20886

18760

 

- запасы

3322

3322

3322

 

- дебиторская задолженность

6908

6908

7101

 

- денежные средства

2904

10656

8337

 

БАЛАНС

21714

29466

27190

 

Пассив

     
 

1. Собственный капитал, в том числе:

17072

24824

22890

 

- уставный капитал

110

110

110

 

- нераспределенная прибыль

16962

24714

22780

 

2. Заемный капитал, в том числе:

4642

4642

4300

 

- краткосрочная кредиторская задолженность

4642

4642

4300

 

БАЛАНС

21714

29466

27190

Приложение 2

Отчет о прибылях и убытках ООО «Северный гурман»

за период с 1 Января по 31 Декабря 2013 г. (тыс. руб)

Показатель

За 2013г.

За 2012г.

наименование

   

1

2

3

Выручка от реализации

59332

56730

Себестоимость продаж

58738

54321

Прибыль от продаж

594

2409

Прибыль до налогообложения

55

2200

Чистая прибыль

44

1760

Приложение 3

Отчет о прибылях и убытках ООО «Северный гурман»

за период с 1 Января по 31 Декабря 2012 г. (тыс. руб)

Показатель

За 2012г.

За 2011г.

наименование

   

1

2

3

Выручка от реализации

56730

53218

Себестоимость продаж

54321

48862

Прибыль от продаж

2409

4356

Прибыль до налогообложения

2200

4675

Чистая прибыль

1760

3641

1Ромашова, И.Б. Финансовый менеджмент: основные темы, деловые игры: Учебное пособие / И.Б. Ромашова. – 3-е изд., стер. – М. : КНОРУС, 2011. –С. 117

2Финансовый менеджмент: Учебник для вузов. – Под ред. Самсонова Н.Ф. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008. С. 84

3Миронов, М.Г. Финансовый менеджмент: учебное пособие / М.Г. Миронов, Е.А. Замедлина, Е.В. Жарикова – М. Экзамен, 2011. С. 142

4 Теория управления: учебник / [Ю. П. Алексеев и др.]; под общей редакцией: А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. – Москва: Издательство РАГС, 2011. – С. 216

5Миронов, М.Г. Финансовый менеджмент: учебное пособие / М.Г. Миронов, Е.А. Замедлина, Е.В. Жарикова – М. Экзамен, 2011. С. 147

6Савкина, Р. В. Планирование на предприятии [Текст] : учебник / Р. В. Савкина. – М. : Дашков и К, 2013. – С. 122

7 Косолапова, М. В.Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст] : учебник / М. В. Косолапова, В. А. Свободин. – М. : Дашков и К, 2013. – С. 147

8Кириченко Т. В. Финансовый менеджмент – М.: Дашков и К, 2012. С. 106

9Миронов, М.Г. Финансовый менеджмент: учебное пособие / М.Г. Миронов, Е.А. Замедлина, Е.В. Жарикова – М. Экзамен, 2011. С. 159

10 Финансовый менеджмент: учебное пособие / [А. Н. Гаврилова и др.]. – Москва: КноРус, 2011. – С. 199

Просмотров работы: 17850