Процесс обучения в высших военных учебных заведениях значительно отличается от обучения в гражданских вузах и имеет свою специфику. При поступлении в военное образовательное учреждение курсантам присваивается звание «рядовой», они принимают присягу и на протяжении всего обучения совмещают учебную и служебную деятельности. Курсанты не только учатся, но и регулярно несут службу в суточном наряде и караульную службу. В своей повседневной деятельности они руководствуются требованиям устава и субординационных отношений [2].
Военные вузы представляют собой закрытые образовательные учреждения с контрольно-пропускным режимом. Ограниченная свобода выхода за пределы военного городка, проживание курсантов в казарме влияют на характер межличностных взаимоотношений курсантов в учебных группах [2].
В каждой учебной группе назначаются командиры из числа курсантов, которым присваивается сержантское звание. В их обязанности входит управление учебной группой, обеспечение соблюдения распорядка дня, распределение нарядов, контроль над осуществлением курсантами служебной деятельности и т.п. Именно от успешности руководящей деятельности командира зависит эффективность совместной деятельности и психологический климат в группе.
Младшие командиры учебных групп назначаются в первые недели обучения и обычно мало отличаются от остальных курсантов: они имеют равные возраст, образование, социальный статус, опыт и подготовку в плане работы с людьми и управления коллективом. Это создает дополнительные трудности для их профессионального становления в должности командира в условиях неразвитого, только сформированного коллектива.
Командир начинает формирование воинского коллектива в неорганизованной группе военнослужащих, где уже возникли и действуют неформальные межличностные отношения. Среди них есть и дружеские компании, и враждующие «группировки», и обособленные интересы [1].
Командир учебной группы напрямую взаимодействует с каждым подчиненным. Он берет на себя управление развитием воинского коллектива: объясняет и ставит перед военнослужащими общественно значимые цели, добивается их принятия каждым из военнослужащих, сам распределяет поручения, контролирует их выполнение, подводит итоги. Это необходимо для того, чтобы между подчиненными возникли коллективные отношения [3].
Предъявляя жесткие требования, командиру необходимо сочетать их с уважением чести и личного достоинства военнослужащих, проявлять заботу о подчиненных. Они должны быть категоричными, но не унизительными и не оскорбительными. Нельзя сразу требовать слишком многого и невыполнимого. Здесь должен соблюдаться принцип дифференцированности и индивидуальности в воспитании [1].
Командирам нужно не только требовать, но и приучать военнослужащих к дисциплинированному поведению, строгому выполнению мероприятий, предусмотренных распорядком дня, бережному отношению к военному и личному имуществу, соблюдению правил воинской вежливости и т.д. [4].
В ситуации равного социального статуса и опыта младшего командира и других курсантов эффективность управленческой деятельности командира учебной группы зависит от его личного авторитета в группе.
Авторитет – это социально-психологическое явление, выражающееся в возможности одного человека оказывать влияние на других. Различают авторитет официальный, должностной, определяемый занимаемой должностью, и личностный. Должностной авторитет командира определяется самой системой военного управления, тогда как личностный – это фактическое уважение, доверие подчиненных и то влияние, которым пользуется командир. Авторитет должности и воинского звания не обеспечивает автоматически и личностный авторитет. Его надо завоевывать, подкреплять, отстаивать. Когда же он есть, удается решать многие проблемы управления, избегая формализма [3].
Деловое общение зависит и от внешнего облика руководителя – существенного психологического фактора. Так, А.С. Макаренко отмечал: «Я должен быть таким членом коллектива, который не только довлел бы над коллективом, но который также радовал коллектив. Я должен быть эстетически выразителен... Я тоже должен иметь какой-то блеск, по силе и возможности, конечно» [3].
Личное обаяние, аккуратность и строгость во внешнем облике – свидетельство общей культуры и воспитанности командира.
Личное обаяние – это искусная подача всех личностно-деловых качеств и умений руководителя, состоящих из нравственной характеристики, психологических знаний и умений, техники самопрезентации, визуального эффекта и др. [3].
Важными факторами личного обаяния командира являются его взгляд, голос и ритм речи. Взгляд должен быть прямым и открытым, голос – богатый в тембровом отношении, гибкий по модуляциям, ритм речи – просчитанный, то побуждающий, то успокаивающий, но не наскучивающий [3].
Командир группы выступает в качестве администратора, организатора, воспитателя, авторитетного человека [1]. Успешность выполнения младшим командиром функций управления учебной группой, поддержания в коллективе здорового морально-психологического состояния обеспечивается наличием следующих личностных качеств:
• целенаправленность;
• эрудиция и компетентность;
• организованность, исполнительность и требовательность к себе и другим;
• общительность, развитые коммуникативные качества личности;
• решительность, умение мгновенно и обоснованно переходить от размышления к действию, и наоборот;
• умение управлять подчиненными, воспитывать их;
• постоянная психологическая готовность принять на себя ответственность за все последствия отданных приказов;
• самообладание;
• практический тип мышления;
• воля и упорство в достижении поставленных целей.
В настоящей работе мы изучили качества, которыми необходимо обладать командиру учебной группы, для того чтобы стать лидером для своих подчиненных.
В качестве важного критерия эффективности управленческой деятельности и обеспечения высокого уровня морально-психологического настроя курсантов выступает авторитет командира, так как он возникает в результате совместных действий и общения в коллективе.
Сержанты, которые являются лидерами в своих подразделениях, более успешны в осуществлении управленческих функций. Это связано с тем, что их должностные полномочия дополняются неформальным авторитетом в группе. В этом случае они способны влиять на процессы самоорганизации коллектива, сближать личностные и групповые интересы курсантов, а также более полно отражать интересы и потребности коллектива. Наличие у младших командиров лидерских качеств положительно влияет на сплоченность курсантских коллективов, характер взаимодействия и эмоциональную окраску взаимоотношений между курсантами, степень согласованности формальных и неформальных структур в группе, а также создает возможности разрешения и предупреждения межличностных конфликтов в коллективе. В то же время непринятие курсантами сержантов в качестве лидеров отрицательно сказывается на состоянии психологического климата в учебных подразделениях [2].
Список литературы:
Bass B., Stogdill R. Bass & Stogdill's Handbook of Leadership: Theory, Research, and Managerial Applications. – Simon and Schuster, 1990.
Евтихов О. В. Тренинг лидерства : Монография. – СПб. : Речь, 2007.
Ефремов О. Ю. Военная педагогика: [учеб. для курсантов высш. воен.-учеб. заведений]. – «Питер», 2008.
Общевоинские Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М., 2007.