МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ОТБОРА КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ КОМАНДИРОВ УЧЕБНЫХ ГРУПП В ВУНЦ ВВС «ВВА» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ОТБОРА КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ КОМАНДИРОВ УЧЕБНЫХ ГРУПП В ВУНЦ ВВС «ВВА»

Календжян К.К. 1, Коробко Л.В. 1
1ВУНЦ ВВС ВВА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Воинская дисциплина – составная часть государственной дисциплины, важнейший фактор боевой готовности Российских Вооруженных Сил. Крепкая воинская дисциплина и организованность формируются всем укладом воинской службы. Но главная роль в ее формировании у личного состава принадлежит военным кадрам, в первую очередь офицерам, а также их ближайшим и надежным помощникам – сержантам (старшинам). Никто лучше младших командиров не может знать сильных и слабых сторон солдат и курсантов, их настроений, наклонностей и интересов, вариантов поведения.

Необходимо особо подчеркнуть, что младшие командиры составляют 70–80 процентов всего командного состава Вооруженных Сил. Это во многом определяет их роль в обучении и воспитании подчиненных. Они живут вместе с ними общей жизнью, делят трудности и радости воинской службы, спят в одной казарме и одинаково питаются. Наконец, они ровесники солдат и обладают примерно одинаковым с ними жизненным опытом и уровнем образования, что создает атмосферу взаимопонимания и доверительности в их отношениях.

Все это предопределяет высокую эффективность в деятельности младших командиров по обучению и воспитанию своих подчиненных.

Маршал Советского Союза В.К. Блюхер справедливо писал: «Кто такой младший командир? – Это ближайший командир и воспитатель бойца… Эту обязанность может выполнить только полноценный командир своего отделения, расчета… Только грамотный младший командир» [3]. Оценка не утратила своего актуального значения.

Заместитель командира взвода (командир группы) в мирное и военное время отвечает: за обучение, воспитание и воинскую дисциплину личного состава; за внутренний порядок во взводе (группе); за несение службы личным составом; за внешний вид каждого подчиненного и является прямым начальником всех солдат и сержантов взвода (группы). [4]. Таким образом, перед начальниками курсов высших военных учебных заведений стоит нелегкая задача – выбрать из числа курсантов достойного кандидата на должность командира учебной группы.

В настоящем исследовании мы обратимся к изучению методов и критериев, которыми руководствуются офицеры при отборе кандидатов на должность командиров учебных групп.

По мнению И.Ю. Устинова, работу по подбору, изучению, проверке и подготовке личного состава на замещение вакантных должностей младших командиров необходимо проводить в следующей последовательности.

1 этап

Наблюдение абитуриентов в период сдачи вступительных экзаменов. На данном этапе работы начальники курсов и курсовые офицеры изучают личные дела абитуриентов, внешний вид и умение следить за собой, поведение в коллективе; составляют краткую характеристику абитуриента на предмет его годности к зачислению.

2 этап

Формирование списков возможных кандидатов на замещение вакантных должностей младших командиров и их углубленное индивидуальное изучение.

Проводятся индивидуальные беседы с кандидатами.

3 этап

Тестирование кандидатов с целью изучения их ценностных ориентаций и определения организаторских и коммуникативных способностей.

4 этап

Стажировка отобранных кандидатов на предполагаемых должностях. Анализ действий стажеров. На данном этапе, который проходит в течение полевого выхода и первого месяца обучения, анализируются следующие моменты:

  • выполнение мероприятий распорядка дня;

  • исполнение обязанностей старшего во всех видах деятельности группы;

  • уровень отношений с сослуживцами;

  • поведение в коллективе и др.

5 этап

Проведение экзаменов для кандидатов с целью выяснения уровня их готовности к исполнению обязанностей младших командиров и представление успешно сдавших экзамен к присвоению воинского звания «младший сержант». На этом этапе организуется сдача зачетов кандидатами по следующим дисциплинам:

  • Общевоинские Уставы ВС РФ;

  • строевая подготовка;

  • физическая подготовка.

Кандидаты, успешно сдавшие зачеты, представляются для присвоения воинского звания «младший сержант» и назначаются приказом начальника училища на соответствующую должность младшего командира [5].

Мы рассмотрели порядок назначения на должность младшего командира, однако проведенный нами опрос начальников курсов ВУНЦ ВВС «ВВА» показал, что, несмотря на существующие методики, начальники курсов, в первую очередь, исходят из индивидуально-личностных качеств курсантов при отборе кандидатов на должность командира учебной группы.

Основными качествами, необходимыми курсанту для назначения на должность командира группы, являются: требовательность к себе и другим, коммуникабельность, владение обстановкой, знание руководящих документов, способность отстаивать интересы коллектива, готовность помочь и поддержать товарищей в служебной деятельности, принципиальность.

Наиболее важным качеством командира группы является требовательность к себе. Существует правило «делай, как я», согласно которому младший командир, в основном на начальном этапе своего становления, должен уметь сам делать то, что он требует от подчиненного, быть требовательным к самому себе. В этом и есть настоящий залог успеха его реализации как командира. Обучая и воспитывая подчиненных на личном примере, не прибегая при этом к полномочиям и власти данным ему, командир завоевывает авторитет у подчиненных.

Немаловажными качествами также являются коммуникабельность и постоянное владение обстановкой в группе во всех сферах ее деятельности [1]. Командир группы является непосредственным помощником преподавателя на занятиях, и от того насколько он будет вникать в учебный процесс группы и как он будет контактировать с преподавателем во многом будет зависеть успеваемость группы. Например, если у группы возникают сложности с освоением той или иной темы по какой-либо дисциплине, командиру необходимо договориться с преподавателем о проведении дополнительного занятия по данной теме, а также мотивировать личный состав на улучшение успеваемости.

К коммуникабельности можно отнести и умение грамотно и тактично доводить информацию до своего личного состава. Командир должен сформулировать задачу ясно и четко, так, чтобы ее понял каждый член коллектива. От этого зависит правильность выполнения поставленной задачи или знание личным составом доведенной информации.

Командир обязан знать требования руководящих документов, регламентирующих обязанности командира группы, а также знать все штатные и нештатные обязанности всего личного состава. При личном разговоре с курсантами, либо со всей группой в целом умело ссылаться на требования, установленные для занимаемой ими должности, согласно руководящим документам.

Следующим качеством младшего командира является готовность помочь и поддержать товарищей в служебной деятельности. Командир группы должен обладать умением вникать в проблемы и нужды своих подчиненных, заботиться о них. Большинство курсантов не склонны к демонстрации эмоций, поэтому командиру необходимо следить за морально-психологическим состоянием каждого курсанта, быть готовым проявить участие и оказать поддержку в решении возникшей проблемы [2].

Одним из заключительных основных качеств младшего командира можно назвать принципиальность и требовательность к подчиненным. Быть командиром у своих же товарищей – непросто. В их глазах командир такой же военнослужащий, как и они. Однако приказы, отданные командиром группы, не подлежат обсуждению. Если курсант не согласен с приказом, он может его обжаловать после выполнения [4]. При таком подходе со временем курсанты научатся беспрекословно выполнять требования младшего командира и будут воспринимать его в служебное время как должностное лицо.

Младший командир курсантского подразделения ВВУЗа должен быть в меньшей степени формальным, но в большей степени неформальным лидером у своих подчиненных, а совпадение этих двух ипостасей в одном лице и есть необходимое и достаточное условие успеха командира в своей деятельности [1].

Если рассматриваемый кандидат отвечает предъявляемым к данной должности требованиям и обладает всеми перечисленными качествами, а также наделен иными качествами военнослужащего, то он, несомненно, будет назначен на должность командира учебной группы.

Список литературы:

  1. Bennis W. On becoming a leader N.-Y., 1989/1994.

  2. Gardner J. On leadership. – N.-Y., 1990.

  3. Галушко Ю. О долге и чести воинской в Российской армии. – М. : Воениздат, 1991.

  4. Общевоинские Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М., 2007.

  5. Устинов И. Ю. Методика работы командира по поддержанию правопорядка и укреплению воинской дисциплины: Учебно-методическое пособие. – Воронеж : ВВВАИУ – 2007. – 190 с.

Просмотров работы: 1591